Конспект занятия в средней группе.
Тема: « Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Программное содержание: Обучение детей связному последовательному пересказу достаточно большого по объему текста; Закрепление навыков грамматически правильно оформлять высказывания; Активизировать словарь детей словами: лубяная, посечи. Развивать связную речь, зрительное восприятие, память , мышление и внимание. Воспитывать интерес к русским народным сказкам, желание помочь герою в трудную минуту.
Материал: Картинки-иллюстрации к сказке, мнемотаблица по тексту сказки «Заюшкина избушка», шапочки персонажей (лиса, заяц, собака, медведь и петух), текст сказки, игрушка зайка.
Ход занятия:
Ребята, послушайте, что за звуки? Слышите, кто-то плачет? (заглянула за шкаф и нашла зайку).
- Посмотрите, кто к нам такой заплаканный пришел?
- Ты, Зайка почему плачешь? (сделать вид будто зайка от слез ничего сказать не может).
Давайте Зайку успокоим, сделаем гимнастику для глаз, чтоб они не болели у Зайки от слез.
Посмотрите далеко (вытянуть руки вперед и смотреть на пальцы)
Посмотрите близко (смотрим на пальцы перед глазами)
Посмотрите высоко (смотрим высоко на пальцы)
Посмотрите низко ( соответственно)
Руку в строну веду (отводим руку и следим за ней)
А потом в другую (в другу сторону тоже самое)
А теперь огромный круг в воздухе рисуем (имитация движения).
Ну вот, Зайка успокоился. Спросим, что же у него случилось? (зайка шепчет на ухо или голосом Зайки говорит: « Меня обидела лиса.»
- Дети вам интересно, что случилось между лисой и зайцем в лесу?
- Тогда послушайте народную сказку «Заюшкина избушка».
Рассказывание сказки воспитателем с опорой на мнемотаблицу. (развитие зрительного восприятия, воспитание речевого слуха).
Беседа по содержанию (развитие диалогической речи, памяти).
- Вы помните как называется сказка?
- Какая избушка была у лисы?
- Почему она называется ледяная?
- Какая избушка была у зайчика?
- Что значит лубяная? (луб – плотная часть липовой коры, из луба делают короба, крыши и т.д.)
- Какая беда случилась с зайчиком?
- Кто помогал зайцу?
- Почему собаки и медведь не смогли помочь зайке?
- Кто же помог зайке?
- Почему петуху удалось выгнать лису?
- Можно сказать, что петух смелый, отважный?
- Какую песню спел петух?
Заучивание песни петуха:
Кукареку, иду в красных сапогах,
Несу косу на плечах,
Хочу лесу посечи, анну пошла лиса с печи.
- Как вы понимаете слово посечи (зарубить, наказать).
Физкультминутка
Вспомнить с детьми главных героев сказки. Одеть некоторым (кто лучше отвечал, кто был активнее других) детям шапочки героев. Предложить им показать детям по 2 упражнения, а остальные повторяют.
Дети могут пересказать сказку несколькими способами:
1-ый способ
Воспитатель от лица автора рассказывает сказку, а дети (3-4) человека дополняют сказку, по частям, пользуясь мнемотаблицей.
2-ой способ
Дети самостоятельно подходят к таблице поочередно и пересказывают по частям сказку (можно задействовать сразу 5-6 человек, остальные внимательно слушают, дополняют или исправляют).
3-ий способ
Выбирается отрывок (по желанию детей) и обыгрывается детьми (пересказ с элементами лраматизации).
Итог
Зайка, тебе понравилось, как дети рассказали сказку? Ребята, что мы можем посоветовать Зайке? …(не верить лисе, не открывать чужим дверь, не впускать чужих домой, ведь в следующий раз, петушок может и не проходить мимо).
Зайкин голос: « Спасибо вам ребята, я все понял. Буду теперь аккуратнее с лисой. Теперь у меня хороший друг петушок. Мы с ним вдвоем будем жить не тужить. До свидания ребята.
Дети вместе с воспитателем прощаются с зайкой. Воспитатель провожает зайца за дверь.
