АВТОР: Е.С. Низамиева, логопед МБДОУ № 1 «Ласточка», г. Зеленодольск
ТЕМА: Продукты питания.
ЗАНЯТИЕ: Развитие лексико-грамматических категорий (старшая группа)
ЦЕЛИ:
Расширять словарь по теме, закреплять понятия «молочные», «хлебные», «мясные» продукты;
Закреплять усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом ИЗ, умение образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже;
Развивать умение строить сложноподчиненное предложение; логическое мышление, воображение, внимание, коммуникабельность;
Формировать чувство общности со сверстниками, интерес к совместным играм;
Воспитывать выдержку, умение выслушивать ответы других.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки с продуктами питания, кукла-негритянка, маски-ободки с изображением продуктов и посуды, обруч большой и маленький, диапроектор, ноутбук.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Организационный момент
Игра «Четвертый лишний» (по теме занятия)
Актуализация изученного: беседа по теме
Л: Ребята, давайте назовем картинки, которые остались на доске.
Л: Как можно одним словом назвать все, что вы перечислили? (продукты питания)
Л: Для чего нужны продукты?
Л: Где их продают?
Л: Где хранят продукты?
Л: На какие группы делятся продукты? (молочные, хлебные, мясные, овощи, фрукты, крупы, кондитерские изделия и иные продукты)
Пальчиковая гимнастика «Молочные продукты» (Н.М. Быкова «Игры и упражнения для развития речи» стр. 126)
Основная часть занятия
Игровое упражнение «Что из чего?»
Л: Ребята, сейчас вы по очереди будете выходить к доске, выбирать картинку и говорить из чего сделан этот продукт (например: сыр сделан из молока и т.п.).
Загадки о продуктах питания
Из водицы белой все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу, масло в кашу нашу. (молоко)
Фрикадельки налепить, отбивных наделать. (мясо)
Для здоровья мы важны и к столу всегда нужны. (овощи)
Мной салаты заправляют, из бутылки наливают. (растительное масло)
Ведь пшеничный я отличный и ржаной любим всегда (хлеб)
Сок, варенье и компот нужны людям круглый год. (фрукты)
Дидактическое упражнение «Исправь ошибки»
Л: Ребята, к нам сегодня в гости пришла кукла Мери, она иностранка, плохо говорит по-русски и поэтому делает много ошибок. Она нам будет рассказывать о себе, а мы будем помогать Мери правильно согласовывать слова в предложении:
Мери: Я готовила обед. Сначала сварила вермишель суп (вермишелевый суп), приготовила картошка пюре (картофельное пюре) с котлетой из мясо фарш (из мясного фарша). Потом я испекла яблоко пирог (яблочный пирог) и сварила клубника компот (клубничный компот)
Игра на внимание «Съедобное – несъедобное»
Л: Ребята, встаньте в круг. Давайте поиграем в такую игру «Съедобное – несъедобное». Если я называю съедобное, то вы поднимаете руки вверх, а если несъедобное, то приседаете. Будьте внимательны.
Слова: суп, зуб, картошка, картонка, малина, машина, матрешка, ватрушка, чашка, каша.
Дидактическое упражнение «Продолжи предложение»
Л: Я начну, а вы продолжите, закончите предложение:
*если кашу не посолить, то она…(будет несоленой, невкусной);
*если в чай не положить сахар, то он…(будет несладкий);
*если к обеду не раздать ложки, то…(нечем будет есть суп);
*если есть одни конфеты, то …(заболят зубы);
*если будешь плохо есть, то….(будешь слабым, не вырастешь);
*если не мыть руки перед едой, то….(можно заболеть)
*если будешь есть много овощей и фруктов, то…(будешь здоровым).
Игра – трениниг «Поварята»
Л: Сейчас мы, ребята, с вами будем варить суп, но не по-настоящему, а играя. Давайте сначала вспомним, какие вы знаете супы? (ответы детей) Мы будем варить с вами борщ. Что необходимо положить в борщ, какие продукты? (ответы детей)
Л: Представим, что я буду поваром, а вы будете продуктами. Еще нам понадобится кастрюля (несколько детей встают в круг и берутся за руки, изображая кастрюлю), сковорода (выбирают двух детей, они тоже берутся за руки), конечно же, нам понадобиться нож и терка (выбирают по одному ребенку).
Далее логопед распределяет между оставшимися детьми роли продуктов, дети одевают на голову ободки-маски с изображением продуктов (мясо, картошка, свекла, морковь, лук, капуста) и предметов посуды (терка, нож). Если детей для игры недостаточно, то вместо кастрюли и сковороды можно использовать большой и маленький обруч.
Л: Я буду называть продукт и говорить, что он должен делать, а вы должны выполнять все действия. И так, начнем:
Наливаю я воду в Кастрюлю – вода льется в Кастрюлю, а затем закипает и начинает булькать: Буль-буль-буль (дети, изображающие кастрюлю, булькают все громче и громче)
Дальше, я кладу в Кастрюлю Мясо (ребенок, изображающий мясо, «залезает в кастрюлю»). Мясо плавает в Кастрюле по кругу и начинает вариться и фырчать (ребенок произносит: Ф-ф-ф-ф-ф). А вода булькает…
А пока Мясо вариться, подготовлю я Картошку – почищу (ребенок-Нож гладит ребенка-Картошку рукой по голове, по плечам), порежу (Нож ребром ладошек тихонько стучит по спине Картошке). Теперь можно и Капусту порезать (аналогичные движения Нож проделывает с Капустой). Ну вот, Капуста с Картошкой готовы, примемся за Свеклу – почищу (Нож чистит), потру через Терку (ребенок-Терка стоит на месте, а ребенок-Свекла встает к Терке спиной к спине и начинает имитировать движение трения об терку, приседает и выпрямляется). Свекла готова, пора закладывать вас в кастрюлю – Картошку в Кастрюлю (Картошка лезет в Кастрюлю), а вода кипит и булькает (Буль-буль-буль), Мясо варится и фырчит (ф-ф-ф-ф), Картошка начинает пениться и хочет убежать из кастрюли (Картошка поднимает руки, имитируя как поднимается пена). Теперь очередь Капусты, кладу ее в Кастрюлю (Капуста лезет в Кастрюлю), а вода булькает, Мясо фырчит, Картошка пениться, а Капуста волнуется, в кастрюле плавает по кругу (Капуста бегает по кругу в Кастрюле).
Примусь я за Лук и Морковь – почищу их (Нож чистит их по очереди), теперь Лук порежу, а Морковку потру через Терку (Нож режет, Терка трет), положу их на Сковородку, Сковорода нагрелась и Морковка с Луком зашипели (Ш-ш-ш-ш-ш). Пора и Свеклу в Кастрюлю класть (Свекла залезает в Кастрюлю), а Кастрюле вода булькает, Мясо фырчит, Картошка пенится, Капуста плавает по Кастрюле, а Свекла стала все продукты в красный цвет окрашивать (Свекла плавает по Кастрюле и дотрагивается до всех продуктов). Вот и Морковка с Луком пожарились, кладу их в Кастрюлю. А в Кастрюле вода кипит, Мясо фыркает, Картошка пениться, Капуста плавает, Свекла всех в красный цвет окрашивает. И закипели все продукты в Кастрюле, засуетились, закружились по Кастрюле. Вот и сварился наш суп.
Дидактическая упражнение «Угадай, что готовит мама?» (компьютерная презентация)
Л: На экране четыре картинки-загадки, угадайте по описанию действий, что готовит мама
Ягоды варит с сахаром, что получится? (1 слайд - варенье)
На ломтик хлеба кладет кусочек колбасы и сыра, что получится? (2 слайд - бутерброд)
Кладет крупу в кипящее молоко, что получится? (3 слайд - молочная каша)
Крошит мелко овощи, смешивает их в тарелке и заправляет маслом, что получится? (4 слайд - овощной салат)
Подведение итогов.
- О чем мы сегодня говорили?
- Что вам понравилось сегодня на занятии?