Тема: Постановка звука С твёрдого. Знакомство с правильной артикуляцией звука. Упражнения для постановки звука. Автоматизация С в прямых слогах и в начале слов с ними.
Д/з № 1.
Выучить правильную артикуляцию* звука. ГУБЫ: в улыбке. ЗУБЫ: разжаты на 1-2 мм, чтобы могла проходить воздушная струя. ЯЗЫК: внизу, за нижними зубами, в виде горочки. Посередине языка ЖЕЛОБОК, по которому проходит ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ– холодная и узкая. ГОЛОСОВЫЕ СКЛАДКИ не работают – звук глухой. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Характеристика звука С: согласный, глухой, твёрдый (есть мягкая пара) переднеязычный.
Делаем артикуляционную гимнастику для подготовки языка к звуку С – перед зеркалом.
Упражнения для формирования движения губ и челюстей.
Лягушки (улыбка) – губы растяни в улыбку, удержи напряжёнными под счёт до 5.
Заборчик (оскал) – ровно сомкни зубы, обнажая их в оскале, удержи в улыбке.
Хоботок – вытяни вперёд губы и сомкни, просчитав про себя до 5 (либо считает взрослый).
Трубочка (дудочка) – вытяни вперёд несомкнутые губы, считая про себя до пяти.
Бублик – округли губы, изображая бублик.
Чередуем движения упражнений «Лягушки», «Хоботок», «Дудочка» поочерёдно.
Упражнения на формирование подвижности мышц языка.
Лопатка – улыбнись, широко открой рот, положи широкий распластанный язык на нижнюю губу. Удержи в таком положении, полностью расслабляя мышцы языка. Если язык по-прежнему напряжён, комком и не может расслабиться, то делаем следующее упражнение.
Накажем непослушный язычок - положи язык на нижнюю губу и пошлёпай его губами, произнеси: «Пя-пя-пя…». Сделай так ещё несколько раз, затем разомкни губы и посмотри, расслабились ли мышцы язычка, стал ли он широким? Удержи «Лопатку» сначала до 5, а потом и до 10.
Чистим зубы – улыбнись, разомкни зубы, почисти кончиком языка нижние зубы снаружи и внутри, делая движения из стороны в сторону. То же проделай и с верхними зубами
Паровозик свистит – возьми чистый пузырёк и поднеси его ко рту. Кончик языка слегка высунь так, чтобы он чуть касался края горлышка. Выдыхай воздух плавно в пузырёк, посередине языка, свист тебе поможет получить звук (ф-ф-ф).
Язык-силач – слегка улыбнись, приоткрой рот, опусти широкий кончик языка к нижним передним зубам, с силой упирай язык в зубы. Спинка языка напрягается – положи его расслабленным - лопаточкой - во рту, пусть отдохнёт. Повтори упражнение 5 – 7 раз.
Качели – (внутри) – улыбнись, приоткрой рот, как при звуке (А), опусти широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удержи под счёт «раз», подними язык за верхние зубы под счёт «два», повтори несколько раз. Следи за тем, чтобы работал только язык, а челюсть оставалась неподвижной.
Качели (снаружи) – делаем то же, что и в упражнении 13, но только широким языком касаемся попеременно то нижней, то верхней губы, качая «качели» вверх-вниз.
Горка – «крутая (высокая)» - открой широко рот, широкий язык опусти за нижние зубы, упираясь в них языком, плотно прижми боковые края к верхним коренным зубам; а теперь горка «пологая (низкая)» - «сооруди» крутую горку, затем приподними нижнюю челюсть (рот откроется менее широко), боковые края прижми к верхним коренным зубам. Чередуй крутую и пологую горки.
Катушка (кошечка выгибает спинку) – рот широко открой, широкий кончик языка упирай в нижние зубки, спинку языка «выкатывай» вперёд и возвращай в исходное положение.
Кошечка умывается – широко открой рот, округлив губы. Начинай облизывать губы вкруговую (4 раза по часовой стрелке и 4 раза против часовой стрелки). Следи, чтобы язык не отрывался от губ и не делал «угловатых» движений, губы при этом не смыкай и не двигай нижней челюстью. Делай упражнение плавно, не спеша.
Часики – движения узким языком к уголкам приоткрытых губ, как движения маятника.
4.Постановка звука*: ПО ПОДРАЖАНИЮ – показ артикуляции взрослым в зеркале.
ОТ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ: улыбка, горочка, трубочка, блинчик.
ОТ ОПОРНЫХ ЗВУКОВ: тянем длинно ИИИИИИ – в это время губы и язык принимают положение звука С по артикуляции - ИИИИ-----------ССССССС---------
С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ: если язык не принимает должного положения, отклоняется в сторону (боковое положение), высовывается между зубами (межзубное положение) и звук нечёткий, то применяем механическую помощь. Берём длинную палочку (можно от чупа-чупса, а лучше использованную пасту от шариковой ручки – предварительно обработанную), кладём её посередине языка, таким образом, делая ЖЕЛОБОК, и дуем посередине воздушную струю длинно. Зубы максимально сжимаем, губы растягиваем в улыбку. СССССССС--------, в это время осторожно вынимаем палочку-помощницу изо рта, и не меняя положения языка и губ, произносим звук, фиксируя в нужном положении органы артикуляции ( губы, зубы, язык) .
Отрабатывать изолированное произношение звука, пока не появится чёткий звук. Затем мы приступаем к произношению слогов - сначала ПРЯМЫХ (ОТКРЫТЫХ) СЛОГОВ – СА, СЫ, СО, СУ, СЭ и вводим эти слоги в слова, затем усложняем речевой материал; затем отрабатываем С в ОБРАТНЫХ (ЗАКРЫТЫХ) СЛОГАХ – АС, ОС, УС, ЫС, ЯС, ЕС, ЮС, ИС, ЁС , затем так же слоги вводим в слова и другой речевой материал и т.д..
ЗАПОМНИ: На что похожи свистящие звуки С, СЬ при произнесении?
С-С-С - воздух выходит из насоса и свистит (ПЕСЕНКА НАСОСА); (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
С-С-С – свистит за окошком ветер;
5.Произношение С в прямых слогах – произношение отрабатываем перед зеркалом:
ССССС----------А (РОТ ШИРОКО ОТКРЫЛСЯ, ЯЗЫК ОТСКОЧИЛ ОТ ЗУБОВ)
СССССС--------Ы (ГУБЫ РАСТЯНУТЫ В УЛЫБКЕ, ЯЗЫК ОТСКАКИВАЕТ ОТ ЗУБОВ)
СССССС--------О (ГУБЫ ОКРУГЛЯЮТСЯ)
СССССС--------У (ГУБЫ ВЫТЯГИВАЮТСЯ ТРУБОЧКОЙ)
6. Произносить звук С в начале слов по образцу: С----А-------Д, С------А------НИ, С------Ы-----Н.
СА: САД, САНИ, САНКИ, САХАР, САЧОК, САДЫ, САНЯ, САДИК, САЛФЕТКА, САМОЛЁТ, САМОВАР, САМОХОД, САМОСВАЛ, САЛО, СОВА, СОРОКА, СОБАКА, СОВОК, САПОГИ, САМА, САМАЯ, САДОВНИК, СОЛЁНЫЙ, САХАРНЫЙ …. (ДОПИШИТЕ СВОИ СЛОВА В ТЕТРАДЬ)
СЫ: СЫН, СЫЧ, СЫР, СЫПЬ, СЫНОК, СЫРОК, СЫПЛЕТ, СЫТЫЙ, СЫРНЫЙ, СЫПУЧИЙ…… (ДОПИШИТЕ СВОИ СЛОВА В ТЕТРАДЬ)
СО: СОН, СОНЯ, СОР, СОРНЯК, СОРТ, СОТНЯ, СОТЫ, СОЛЬ, СОЛО, СОННИК, СОРОЧКА….. (ДОПИШИТЕ СВОИ СЛОВА В ТЕТРАДЬ)
СУ: СУМКА, СУК, СУХОЙ, СУРОК, СУП, СУХАРИ, СУММА, СУДАК, СУДНО, СУРОВЫЙ…. (ДОПИШИТЕ СВОИ СЛОВА В ТЕТРАДЬ
7. Прочитать ребёнку: Футбольный мяч.
На дворе футбольный мяч целый день носился вскачь.
Вместе с нами он играл, но сучка не увидал.
Напоролся на него: С-С-С-С-С-С-С!
Ох! И жалко нам его!
Был надутый и большой, стал вдруг сразу он худой!
Кожа сморщилась, опала, и округлость вся пропала.
Подлечить его решили: к дырке пластырь приложили,
Клеем смазав, подсушили и на солнце положили.
Мячик быстро накачали: С-С-С-С-С-С-С - качали дружно,
Подлечить нам друга нужно!
Наконец он круглым стал, вновь запрыгал, заскакал.
Мы гоняемся за ним, непоседливым, большим.
Посчитай, сколько раз встретился С в стихотворении:
Вот трещит в траве сверчок.
Светит нежно светлячок.
Соловей залился трелью.
Звонкой, радостной свирелью. (7 звуков С)
Наклеить, нарисовать картинки, в названии которых твёрдый звук С стоит в начале слов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 1