СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия Постановка звука С

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте предлагается постановка звука С разными спосабами:по подражанию, механический и смешанный. Рекомендуется для детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия Постановка звука С»

Тема: Постановка звука С твёрдого. Знакомство с правильной артикуляцией звука. Упражнения для постановки звука. Автоматизация С в прямых слогах и в начале слов с ними.

Д/з № 1.

  1. Выучить правильную артикуляцию* звука. ГУБЫ: в улыбке. ЗУБЫ: разжаты на 1-2 мм, чтобы могла проходить воздушная струя. ЯЗЫК: внизу, за нижними зубами, в виде горочки. Посередине языка ЖЕЛОБОК, по которому проходит ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ– холодная и узкая. ГОЛОСОВЫЕ СКЛАДКИ не работают – звук глухой. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

  2. Характеристика звука С: согласный, глухой, твёрдый (есть мягкая пара) переднеязычный.

  3. Делаем артикуляционную гимнастику для подготовки языка к звуку С – перед зеркалом.

Упражнения для формирования движения губ и челюстей.

  1. Лягушки (улыбка) – губы растяни в улыбку, удержи напряжёнными под счёт до 5.

  2. Заборчик (оскал) – ровно сомкни зубы, обнажая их в оскале, удержи в улыбке.

  3. Хоботок – вытяни вперёд губы и сомкни, просчитав про себя до 5 (либо считает взрослый).

  4. Трубочка (дудочка) – вытяни вперёд несомкнутые губы, считая про себя до пяти.

  5. Бублик – округли губы, изображая бублик.

  6. Чередуем движения упражнений «Лягушки», «Хоботок», «Дудочка» поочерёдно.


Упражнения на формирование подвижности мышц языка.

  1. Лопатка – улыбнись, широко открой рот, положи широкий распластанный язык на нижнюю губу. Удержи в таком положении, полностью расслабляя мышцы языка. Если язык по-прежнему напряжён, комком и не может расслабиться, то делаем следующее упражнение.

  2. Накажем непослушный язычок - положи язык на нижнюю губу и пошлёпай его губами, произнеси: «Пя-пя-пя…». Сделай так ещё несколько раз, затем разомкни губы и посмотри, расслабились ли мышцы язычка, стал ли он широким? Удержи «Лопатку» сначала до 5, а потом и до 10.

  3. Чистим зубы – улыбнись, разомкни зубы, почисти кончиком языка нижние зубы снаружи и внутри, делая движения из стороны в сторону. То же проделай и с верхними зубами

  4. Паровозик свистит – возьми чистый пузырёк и поднеси его ко рту. Кончик языка слегка высунь так, чтобы он чуть касался края горлышка. Выдыхай воздух плавно в пузырёк, посередине языка, свист тебе поможет получить звук (ф-ф-ф).

  5. Язык-силач – слегка улыбнись, приоткрой рот, опусти широкий кончик языка к нижним передним зубам, с силой упирай язык в зубы. Спинка языка напрягается – положи его расслабленным - лопаточкой - во рту, пусть отдохнёт. Повтори упражнение 5 – 7 раз.

  6. Качели – (внутри) – улыбнись, приоткрой рот, как при звуке ), опусти широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удержи под счёт «раз», подними язык за верхние зубы под счёт «два», повтори несколько раз. Следи за тем, чтобы работал только язык, а челюсть оставалась неподвижной.

  7. Качели (снаружи) – делаем то же, что и в упражнении 13, но только широким языком касаемся попеременно то нижней, то верхней губы, качая «качели» вверх-вниз.

  8. Горка – «крутая (высокая)» - открой широко рот, широкий язык опусти за нижние зубы, упираясь в них языком, плотно прижми боковые края к верхним коренным зубам; а теперь горка «пологая (низкая)» - «сооруди» крутую горку, затем приподними нижнюю челюсть (рот откроется менее широко), боковые края прижми к верхним коренным зубам. Чередуй крутую и пологую горки.

  9. Катушка (кошечка выгибает спинку) – рот широко открой, широкий кончик языка упирай в нижние зубки, спинку языка «выкатывай» вперёд и возвращай в исходное положение.

  10. Кошечка умывается – широко открой рот, округлив губы. Начинай облизывать губы вкруговую (4 раза по часовой стрелке и 4 раза против часовой стрелки). Следи, чтобы язык не отрывался от губ и не делал «угловатых» движений, губы при этом не смыкай и не двигай нижней челюстью. Делай упражнение плавно, не спеша.

  11. Часики – движения узким языком к уголкам приоткрытых губ, как движения маятника.


4.Постановка звука*: ПО ПОДРАЖАНИЮ – показ артикуляции взрослым в зеркале.

ОТ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ: улыбка, горочка, трубочка, блинчик.

ОТ ОПОРНЫХ ЗВУКОВ: тянем длинно ИИИИИИ – в это время губы и язык принимают положение звука С по артикуляции - ИИИИ-----------ССССССС---------

С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ: если язык не принимает должного положения, отклоняется в сторону (боковое положение), высовывается между зубами (межзубное положение) и звук нечёткий, то применяем механическую помощь. Берём длинную палочку (можно от чупа-чупса, а лучше использованную пасту от шариковой ручки – предварительно обработанную), кладём её посередине языка, таким образом, делая ЖЕЛОБОК, и дуем посередине воздушную струю длинно. Зубы максимально сжимаем, губы растягиваем в улыбку. СССССССС--------, в это время осторожно вынимаем палочку-помощницу изо рта, и не меняя положения языка и губ, произносим звук, фиксируя в нужном положении органы артикуляции ( губы, зубы, язык) .

Отрабатывать изолированное произношение звука, пока не появится чёткий звук. Затем мы приступаем к произношению слогов - сначала ПРЯМЫХ (ОТКРЫТЫХ) СЛОГОВ – СА, СЫ, СО, СУ, СЭ и вводим эти слоги в слова, затем усложняем речевой материал; затем отрабатываем С в ОБРАТНЫХ (ЗАКРЫТЫХ) СЛОГАХ – АС, ОС, УС, ЫС, ЯС, ЕС, ЮС, ИС, ЁС , затем так же слоги вводим в слова и другой речевой материал и т.д..

ЗАПОМНИ: На что похожи свистящие звуки С, СЬ при произнесении?

С-С-С - воздух выходит из насоса и свистит (ПЕСЕНКА НАСОСА); (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

С-С-С – свистит за окошком ветер;



5.Произношение С в прямых слогах – произношение отрабатываем перед зеркалом:

ССССС----------А (РОТ ШИРОКО ОТКРЫЛСЯ, ЯЗЫК ОТСКОЧИЛ ОТ ЗУБОВ)

СССССС--------Ы (ГУБЫ РАСТЯНУТЫ В УЛЫБКЕ, ЯЗЫК ОТСКАКИВАЕТ ОТ ЗУБОВ)

СССССС--------О (ГУБЫ ОКРУГЛЯЮТСЯ)

СССССС--------У (ГУБЫ ВЫТЯГИВАЮТСЯ ТРУБОЧКОЙ)



6. Произносить звук С в начале слов по образцу: С----А-------Д, С------А------НИ, С------Ы-----Н.

СА: САД, САНИ, САНКИ, САХАР, САЧОК, САДЫ, САНЯ, САДИК, САЛФЕТКА, САМОЛЁТ, САМОВАР, САМОХОД, САМОСВАЛ, САЛО, СОВА, СОРОКА, СОБАКА, СОВОК, САПОГИ, САМА, САМАЯ, САДОВНИК, СОЛЁНЫЙ, САХАРНЫЙ …. (ДОПИШИТЕ СВОИ СЛОВА В ТЕТРАДЬ)

СЫ: СЫН, СЫЧ, СЫР, СЫПЬ, СЫНОК, СЫРОК, СЫПЛЕТ, СЫТЫЙ, СЫРНЫЙ, СЫПУЧИЙ…… (ДОПИШИТЕ СВОИ СЛОВА В ТЕТРАДЬ)

СО: СОН, СОНЯ, СОР, СОРНЯК, СОРТ, СОТНЯ, СОТЫ, СОЛЬ, СОЛО, СОННИК, СОРОЧКА….. (ДОПИШИТЕ СВОИ СЛОВА В ТЕТРАДЬ)

СУ: СУМКА, СУК, СУХОЙ, СУРОК, СУП, СУХАРИ, СУММА, СУДАК, СУДНО, СУРОВЫЙ…. (ДОПИШИТЕ СВОИ СЛОВА В ТЕТРАДЬ

7. Прочитать ребёнку: Футбольный мяч.

На дворе футбольный мяч целый день носился вскачь.

Вместе с нами он играл, но сучка не увидал.

Напоролся на него: С-С-С-С-С-С-С!

Ох! И жалко нам его!

Был надутый и большой, стал вдруг сразу он худой!

Кожа сморщилась, опала, и округлость вся пропала.

Подлечить его решили: к дырке пластырь приложили,

Клеем смазав, подсушили и на солнце положили.

Мячик быстро накачали: С-С-С-С-С-С-С - качали дружно,

Подлечить нам друга нужно!

Наконец он круглым стал, вновь запрыгал, заскакал.

Мы гоняемся за ним, непоседливым, большим.


  1. Посчитай, сколько раз встретился С в стихотворении:

Вот трещит в траве сверчок.

Светит нежно светлячок.

Соловей залился трелью.

Звонкой, радостной свирелью. (7 звуков С)


  1. Наклеить, нарисовать картинки, в названии которых твёрдый звук С стоит в начале слов.



















































ПРИЛОЖЕНИЕ 1


























































ПРИЛОЖЕНИЕ 1




















ПРИЛОЖЕНИЕ 1














ПРИЛОЖЕНИЕ 1
















ПРИЛОЖЕНИЕ 1












ПРИЛОЖЕНИЕ 1