Конспект логопедического занятия на тему:» Звук и буква У.»
Цель: уточнить и закрепить знания о звуке У, умение соотносить с буквой.
Задачи:
формировать и развивать процессы фонематического слуха: фонематическое восприятие, фонематический анализ. Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.
Уточнить и расширить словарь. Развивать грамматический строй речи: понимать смысловое значение предлога у и правильно употреблять его в самостоятельных высказываниях.
воспитывать умение слушать других.
Наглядные пособия и раздаточный материал:
•Улитка
•фишки для обозначения звуков;
•плакат с изображением письменных букв “У”;
•элементы буквы “У”;
•2 листа чистого картона, 1 лист картона с наклеенной буквой “У”.
План и ход урока.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Ребята к нам сегодня на урок пришла гостья. Угадайте загадку?
Кто на себе свой дом носит? Улитка.
II. Актуализация знаний.
- На какие группы можно разделить звуки?
- Дайте общую характеристику гласным звукам: ( тянуться, поются, воздух во рту не встречает преграду, образуют слог)
-Дайте характеристику согласным звукам ( не тянутся, не поются, воздух во рту встречает преграду, не образуют слог)
III. Основная часть.
1. Работа на уровне звука.
Сообщение темы: послушайте и скажите какой звук первый? УУУлитка.
Артикуляция:
- В каком положении губы? Вытягиваются трубочкой.
- Где находится язык? Лежит внизу.
- Произносится голосом.
- Какой воздух? Холодный.
Характеристика:
- Звук гласный. Почему? Ответы детей. Воздух выходит свободно, звук можно долго тянуть. Паровозик мимо проезжает и гудит то тихо, то громко – далеко (тихо): “У-у-у…”, близко (громко): “У-у-у…”.
Схема:
- Выберите фишку, которая обозначает гласный звук /у/ (Дети выбирают самостоятельно, я прикрепляю на доску фишку красного цвета).
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поет.
Звук получается гласный.
-Букву У обозначается______________ звуком (у)
-Мы её раскрасим ____________цветом (красным)
2. Работа на уровне буквы.
Работа в тетради. Прописываем букву У. обводим букву А в квадрат, У в кружок.
А О и а У У и И уу А о
Дифференциация большой и малой буквы У.
-Зачем нам нужны большие буквы?
3.Игра “Поймай звук”
А У Ы У У Э И У О А У О Ы А У У
Называю звуки четко, услышав звук У дети делают один хлопок в ладоши.
4. – Ребята давайте вспомним и назовём улитке названия фруктов. ( яблоко, груша, вишня, персик, слива, гранат, лимон, апельсин)
Игра « Что можно сделать с фруктами?»
- Что можно сделать с яблоком? ( сорвать, резать, собирать, сушить, чистить, выжимать)
Игра: « Посчитай фрукты.»
Одно яблоко, два, три, четыре, пять
Назови какое дерево?
Дерево с яблоками- яблоневое –яблоня
Дерево с грушами- грушевое- груша
Дерево со сливами- сливовое- слива
Дерево с персиками- персиковое- персик
Дерево с абрикосами- абрикосовое- абрикос
IV Физическая разминка.
-Устали? Предлагаю отдохнуть и научить Улитку делать нашу любимую зарядку:
Утки стайкою летели,
На полянку тихо сели.
Походили, походили,
Поклевали, поклевали,
К речке быстро побежали,
Плавали, ныряли,
Корм себе искали.
V Работа на уровне слога.
Определение числа слогов в слове
– Прохлопайте слова и нарисуйте столько лодочек, сколько в них слогов:
уши, ум, шуба, рука. Определение гласных.
Звуко-слоговой анализ слова УМ
5. Работа на уровне слова и словосочетания.
Образование единственного и множественного числа упомянутых существительных.
Образование прилагательных
– Скажите одним словом:
Человек, у которого много ума, – умный;
Фонарь, который висит на улице, – …;
Зарядка, которую делают утром, – …
Магазин, в котором продается обувь, – …;
Море во время бури – …;
Работа, которую делают руками, – …;
День, который прошел удачно, – …
VI Итог.
- Назовите звук, с которым мы сегодня работали. Звук У
- Чем занимались на занятии?
- Улитка очень довольна вашей работой и вам оставила подарки.
А О и а У У и И у у А о
А О и а У У и И У у А о
А О и а У У и И у у А о
А О и а У У и И у у А о
А О и а У У и И у у А о
А О и а У У и И у у А о
А О и а У У и И у у А о
А О и а У У и И уу А о
А О и а У У и И уу А о

