КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА МУЗЫКИ
В 1 КЛАССЕ
УЧИТЕЛЯ Тороповой Л.С..
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 13.10.2017 г.
ТЕМА РАЗДЕЛА: «Музыка вокруг нас»
ТЕМА УРОКА: «Музыка осени»
ТИП УРОКА: урок углубления знаний и умений
Цели:
Развитие воображения нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы через произведения живописи, поэзии, музыки.
ЗАДАЧИ:
1)развитие музыкально-слуховых представлений детей в процессе знакомства со звуками окружающего мира и особенностями языка музыкального искусства;
2)развитие у детей умения анализировать и сравнивать свои эмоциональные состояния, возникающие под воздействием природы и музыки;
3) развитие у детей эстетического восприятия: чувства красоты природы, музыки, поэтического слова;
4)формирование образных музыкально-слуховых представлений о гармонии музыки со звуками и образами природы;
Вид урока: урок-экскурсия
Тип урока: Урок комплексного применения знаний
Методы: объяснительно-иллюстративный, словесный, беседа, сравнение, звуковой и зрительной наглядности.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Технология: интегрирование музыки, живописи, литературы.
Основы музыкальных знаний: Звуки окружающего мира, изобразительность музыки, танцевальная музыка, характер музыки, музыка и природа.
Музыкально-исполнительская деятельность.
ХОД УРОКА:
Организационный момент, музыкальное приветствие:
Уч. (поет):«Здравствуйте, ребята!»
Ученики (поют): «Здравствуйте учитель!»
Повторение:
- Какие звуки бывают? (шумовые, музыкальные)
- Кто пишет, сочиняет музыку?
- Чем записывают звуки?
- Из чего состоит песня?
Уч.: Вот художник так художник, все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим, кто художник этот?
Дети: Осень.
Уч.: Правильно, и тема сегодняшнего урока – «Музыка осени».
А знаете ли вы, что бывает три осени?
Первая приходится на сентябрь и называется первоосенье.
Вторая приходится на октябрь – глубокая осень.
И третья приходится на ноябрь – предзимняя осень.
Сегодня мы поговорим об октябре – периоде золотой осени. Назовите самые характерные признаки октября. (Солнышко бледнее, небо холоднее, день короче, ночь длиннее, птицы улетают в теплые края, листья желтеют и опадают и т.д.)
Рассматривают картины.
Посмотрите на картины и попробуйте найти ту картину, которая, как вам кажется, подойдет к той музыке которую я вам исполню.
«Осенняя песнь» П.И. Чайковского из альбома «Времена года»– слушание.
Вопросы учителя:
Какое настроение нам передает музыка? (печальное, спокойное, задумчивое, умиротворенное)
Какая картина подходит под это настроение?
Композитор П.И.Чайковский очень любил русскую природу, родные просторы и, конечно, осень.
А А.С. Пушкин так написал об этом периоде осени:
«Унылая пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса»
А кто из вас знает стихи об осени? (дети рассказывают, если знают)
Многие птицы улетают осенью в теплые края. Мы сейчас послушаем и начнем разучивать песню «Скворушка прощается» (вок.-хоровая работа)
Кроме пения птиц в лесу живут и другие звуки. Давайте попробуем изобразить ОСЕННИЙ ВЕТЕР.
КЛАСС ДЕЛИТСЯ НА 3 ГРУППЫ: ПЕРВАЯ ПРОИЗНОСИТ ЗВУК «Ч», ВТОРАЯ – ЗВУК «Ш», ТРЕТЬЯ – ЗВУК «Щ». ПОТОМ ПРОБУЕМ ПРОИЗНЕСТИ ВСЕ ЗВУКИ ВМЕСТЕ ПО НАРАСТАНИЮ ОТ ПИАНО К ФОРТЕ И ОПЯТЬ К ПИАНО ПО РУКЕ УЧИТЕЛЯ.
Второе упражнение - ШОРОХ ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ.
Проговариваем стихотворение:
В ТИШИНЕ ЛЕСНОЙ ГЛУШИ ШЁПОТ К ШОРОХУ СПЕШИТ.
ШЁПОТ К ШОРОХУ СПЕШИТ, ШЁПОТ ПО ЛЕСУ ШУРШИТ.
ШУ-ШУ-ШУ ДА ШИ-ШИ-ШИ. ТИШЕ, ШОРОХ НЕ ШУРШИ,
НАВОСТРИ-КА УШИ, ТИШИНУ ПОСЛУШАЙ!
Второй раз стихотворение проговорить шёпотом, утрируя шипящие звуки.
Учитель: Ну вот, ребята, мы послушали звуки осени, музыку осени, изобразили сами некоторые звуки, а теперь давайте устроим настоящий лесной концерт: изобразим звуки осени в песне.
Исполнение песни «Наступила осень».
За правильные ответы раздать кленовые листочки, из которых дети составляют слово «ОСЕНЬ».