Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность | Содержание урока | Планируемые результаты |
учащихся | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Формирует положительную мотивацию на основе использования стихотворения Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. Нацеливает на перспективу. Представляет модель всего урока. | Отвечают на вопросы стихотворения Отгадывают слово. Слушают стихотворение и отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы. | - Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. 3.- Мы совершим путешествие на строительную площадку. Нам придется правильно и быстро считать, сравнивать, делать выводы, проверять правильность работы, помогать друг другу. (Учитель читает стихотворение): На улице Садовой Дом построен новый. В нем столько светлых окон – Считать, не сосчитать, А крыша так высоко, Что птицам не достать. В доме десять этажей, В доме – тысячи людей. Кто построил этот дом, Дом, в котором мы живем? ( С. Баруздин. “Кто построил этот дом?”) -Ребята, ответьте на вопрос. Кто построил этот дом? (Строители.) - Да, строители. И сегодня мы с вами на уроке тоже будем строителями, и будем строить дом, а какой дом получится, будет зависеть от вас, так как: -Ребята, а зачем строителю нужно знать математику? ( Чтобы правильно сделать расчеты при строительстве дома, делать точные измерения.) -Ребята, вы готовы к работе? Как строители строят новый дом, так и мы будем строить новые знания. -Что самое главное в доме? (Фундамент) -Это у нас устный счет. -Что еще должно быть в доме? (Крыша) -Это закрепление знаний. -А еще? (Труба) -Это выводы урока. По такому плану мы будем работать на уроке. (На магнитной доске детали дома) | Личностные универсальные учебные действия: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Коммуникативные УУД (Уметь оформлять свои мысли в устной форме) Познавательные УУД (Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя ) Коммуникативные УУД (Умение слушать и понимать речь других.) Личностные универсальные учебные действия: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, - обучение планированию своих действий. |
II.Актуализация знаний. Цели: -актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить название ранее изученных математических действий (сложение, вычитание, умножение); -организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | Корректирует логическое мышление на основе :анализа синтеза, сравнения выражения. Концентрирует устойчивое внимание учащихся. Создает ситуацию успеха. | Выбирают лишнее выражение и поясняют свой ответ. Находят пары выражений и вычисляют значения выражений, располагают ответы в порядке уменьшения под соответствующими буквами и расшифровывают слово | -Итак, начинаем с первого пункта плана. Это устный счет. А подготовил нам его кот «Матроскин». 1.Какое числовое выражение лишнее и почему? 3+3+3+3 4+4+3 2+2+2+2 Я сейчас буду показывать выражение и если его можно заменить сложением хлопайте в ладоши. Давайте сделаем вывод. Когда же мы будем сложение заменять умножением? ( когда слагаемые одинаковые). - Вот и руки мы разогрели. Давайте откроем тетради и запишем число. - Вы молодцы!. Вот построили твердый фундамент нашего дома. | Метапредметные универсальные учебные действия: -Познавательные:осуществление синтеза, анализа, сравнения, классификации.. |
III. Постановка проблемы Цель: - организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость нового математического действия. -Согласовать цель и тему урока. | Коррекция зрительно-двигательного восприятия на основе выполнения упражнений через тактильно-двигательный прием. Перенос зрительного восприятия на артикуляционное. Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. | Разбивают данные выражения на карточках. Находят значения выражений одной группы. Поясняют почему возникло затруднение при реши примеров второй группы. Практическим методом находят способ решения проблемы. | 1.Работа в парах.(работа по карточкам) Разбейте выражения на две группы. Значение каких выражений мы можем найти? Первого столбика или второго? Давайте найдём значения этих выражений. 3*5,5*2,6:2,6*2,10:2,1*9,9:3,4:2,8:2- В каком месте возникло затруднение? (При решении примеров с новым действием). - Почему возникло затруднение? (Не знаем, как выполнить это действие). Работа в парах со счетными палочками. -Разделите 4 палочки поровну между собой. -Сколько палочек получил каждый из вас?(2) - Каким методом получили? (делением, распределением) | Метапредметные универсальные учебные действия: -Познавательные : осуществление синтеза, анализа, сравнения, классификации, развитие познавательного интереса, -коммуникативные: навыки сотрудничества (работа в паре) |
IV.Проектирование и фиксация нового знания Цель: - Организовать коммуникативное взаимодействие для введения понятия действия деления. - Зафиксировать новый способ действия в знаковой и вербальной форме. | Поэтапно формирует конкретный смысл действия деления. Активизирует жизненный опыт. Создает ситуацию совместной поисковой деятельности через взаимоконтроль, взаимодеятельность. Развивает мелкую моторику на основе упражнений со счетными палочками. Развивает языковые средства. Переключает внимание | Отвечают на вопросы, приводят примеры из жизни. Находят значения выражений с помощью счетных палочек. Под музыку проговаривают стих и выполняют действия. | -Сегодня на уроке мы познакомимся с новым арифметическим действием «делением», научимся решать задачи нового вида. -Как вы понимаете слово «разделить»? -Зачем нам нужно умение делить? Где вам оно пригодится в жизни? (разделить конфеты, игрушки, деньги и.т.) -Есть у меня 4 конфеты, если я дам одну и оставлю себе 3, я поделилась? А разделила поровну? Что же такое деление? Давайте обратимся к толковому словарю Ушакова Д.Н. ДЕЛЕНИЕ ДЕЛЕНИЕ, деления, ср. 1. действие основанное на разделении. (книжн.). 2. Математическое действие, которое определяет, сколько раз одно количество содержится в другом (мат.).и предполагает разделение на равные части. -Вот и герои мультфильма тоже решили освоить деление? Верно ли разделили с точки зрения математики? -Найдите значения остальных примеров с помощью счетных палочек и запишите. 4:2=2 6:2=3 8:2=4 10:2=5 9:3=3 -Молодцы! Вот мы построили стены нашего дома. | Метапредметные универсальные учебные действия: -Регулятивные (Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -Коммуникативные (высказывать свое предположение; уметь оформлять мысли в устной и письменной форме.) |
V. Первичное закрепление нового материала. Цель: -Зафиксировать действие деление.
| Создает ситуацию применения знаний в новой ситуации.(перенос на практику). | Читают задачи с экрана, выбирают верный ответ и поясняют свой выбор. | -Переходим к выполнению следующего плана «Закрепление». -Будем строить крышу дома. 1.Решение задач с экрана (устно) 2.Работа по учебнику. Задача 325. | Метапредметные универсальные учебные действия: -Регулятивные :принятие и сохранение учебной задачи, управление своими действиями в соответствии с поставленной задачей; -познавательные : поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника. -Коммуникативные: навыки сотрудничества (работа в группах); высказывать свое предположение; уметь оформлять мысли в устной и письменной форме. |
VI. Самоконтроль с самопроверкой по эталону. Цель: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Результаты самостоятельной работы. | Способствует самостоятельному применению знаний на практике. Развивает мыслительную деятельность через анализ и синтез. Развивает самоконтроль. Создает ситуацию успеха. Выявляет место и причины затруднения. | Самостоятельно решают задачу с экрана и оформляют решение в тетрадях. Организуют взаимопроверку. Поясняю решение задачи, исправляют ошибки. | Самостоятельное решение задачи с экрана.(Слайд 5) -Составьте к задачам выражения. -Давайте поможем ребятам, которые не очень справились с задачей. Работа над ошибками. | Метапредметные универсальные учебные действия: -Регулятивные (Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.) -Личностные (Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) |
VII. Итог. Домашнее задание. | Организует фиксирование нового содержания. Развивает самоконтроль через выбор задания самими обучающимися. Развитие дифференцированного восприятия, на основе выполнения домашнего задания. Коррекция воображение через выполнения домашнего задания. | Делают выводы, отвечают на вопросы. Выбирают домашнее задание по желанию. | - Итак мы закрепили новые знания, прикрепили крышу. -Осталось сделать выводы и поставить трубу на крышу. - С каким новым арифметическим действием познакомились на этом уроке? - Что значит разложить по…? -Какое задание вызвало затруднение? Почему? -Какое задание показалось самым интересным? Почему? -Самостоятельно выберите домашнее задание. - на «5» - решить задач уна новую тему, - на «4» - решить задачу с уже готовой краткой записью. - на «3» - вычислить примеры в столбик. | Метапредметные универсальные учебные действия: -Регулятивные :принятие и сохранение учебной задачи, управление своими действиями в соответствии с поставленной задачей; |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | Оценивают свою деятельность на уроке. | - Оцените свою деятельность на уроке по схеме используя окошки. - Не возникло затруднений – жёлтые, а если возникли затруднения в решении задач или составления краткой записи, а может в вычислениях выражений на деление - зелёный. | Регулятивные УУД (Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.) Личностные УУД (Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
(Система развивающего обучения Л.В. Занкова 2 класс)
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом;
- выполнять учебные действия в письменной речи и во внутреннем плане.
Закреплять умение использовать знаки и термины, связанные с действиями сложения, вычитания, умножения
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;
- понимание роли математических действий в жизни человека.
- интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
- представления о значении математики для познания окружающего мира.
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом;
- выполнять учебные действия в письменной речи и во внутреннем плане.
- выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
- пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.
- корректно формулировать свою точку зрения.