План – конспект урока алгебры
по теме« Взаимное расположение графиков линейных функций»
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: рассмотреть относительное расположение двух прямых на координатной плоскости.
Формируемые результаты | ПРЕДМЕТНЫЕ познакомить учащихся с основными видами взаимного расположения графиков линейных функций с учетом значения коэффициентов k и b линейной функции, Сформировать умение определять взаимное расположение линейных графиков на координатной плоскости . |
| ЛИЧНОСТНЫЕ формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, развивать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения. |
| МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ формировать умение определять понятия, создавать обобщения , устанавливать аналогии ,осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, формирование исследовательских компетенций |
Планируемые результаты | Сформировать знания о взаимном расположении графиков линейной функции; умения анализировать, сравнивать, самостоятельно выдвигать гипотезы и формулировать выводы. |
Форма организация работы детей: | урок- исследование для изучения взаимное расположение графиков линейных функций
|
Форма организация работы учителя: | организация исследовательской деятельности учащихся для изучения взаимное расположение графиков линейных функций с применением цифровых образовательных ресурсов. |
Средства обучения: | |
| технические: | компьютер для учителя, мультимедийный проектор, компьютерный класс с установленными программами Advanced Grapher, Stratum 2000 для учеников; |
программные: | программа Stratum 2000 Runtime(для просмотров ЭОРов), графическая программа Advanced Grapher(для построения графиков функций), выход в интернет; |
ЦОР: | презентация к уроку, интерактивные тесты (программами Advanced Grapher, Stratum 2000 ЦОР); |
раздточный материал: | маршрутный лист с готовыми чертежами и заданиями для ученика; таблица-карточка для обобщения полученных знаний. |
Методы обучения: | словесный, научно - поисковый, иллюстративный, проблемный, самостоятельная работа учащихся и работа под руководством учителя. |
Технологическая карта урока
№ п/п | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Вре-мя |
1 | Организационный момент (постановка учебных проблем.) | Презентация Эпиграф урока: Если услышишь — забудешь, увидишь -запомнишь, а сделаешь сам — тогда поймешь. | Приветствует учащихся, ставит проблему для сообщения предметной темы урока, вместе с учащимися определяют цели урока.)Проводит инструктаж по технике безопасности. -Какой вид функции вы изучили? -Что является графиком линейной функции? -Как вы думаете, как могут располагаться прямые относительно друг друга иот чего это зависит ? - Выясним, что нового должны узнать на уроке, что выяснить, чему научиться? - Чтобы ответить на вопросы нужно выяснить….-взаимное расположение графиков линейных функций. | Решает проблему, ведя диалог с учителем. Записывает тему урока в маршрутном листе. | 2 |
2 | Этап актуализации знаний, подготовки учащихся к активному усвоению знаний | 1.Презентация
2.Графическая программа Advanced Grapher. ЭОР №1 График линейной функции | 1. Учитель демонстрирует учащимся различные формулы линейных функций и просит распределить данные функции на группы по определению линейных функций и по их форме записи, затем указать k и b в записях данных формул: у=1,2х , у=1,8х+9,3 , у=4х+9 , у=6х-5 , y=2x-3 , y=6x+5 . 2.Построить в одной системе координат графики функций: а) у = х + 2, у = х, у = х – 3 б) у = х + 2, у = - х + 2, у = 2 Учитель организует работу с интерактивными тестами в режиме обучения. Задания выполняются индивидуально учащимися на компьютерах (Теория, Задание2. Расположение графика линейной функции в зависимости от k и b). | Повторяют необходимый теоретический материал,выполняют задания с помощью программы Advanced Grapher , работают с интерактивными тестами, участвуют в диалоге. | 6 |
3 | Изучение нового материала. | 1)Презентация 2) Графическая программа Advanced Grapher. | Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность. Определяются группы, в которых учащиеся будут работать при выполнении практической работы за компьютерами. - Постановка проблемного вопроса. « Как располагаются графики линейных функций если угловые коэффициенты равны»(МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ Исследование №1) - Постановка проблемного вопроса. « Как располагаются графики линейных функций если угловые коэффициенты не равны. (МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ Исследование №2)
- Постановка проблемного вопроса. « Как располагаются графики линейных функций если их угловые коэффициенты были не равны, коэффициенты b -равны. (МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ Исследование №3) Прием «мозговой штурм». Инструкция по выполнению практической работы с применением графической программы Advanced Grapher(для построения графиков функций). | Учениками выдвигаются гипотезы предлагаются способы решения проб -лемной ситуации. Учащиеся выполняют практическую работу с помощью) Графическая программа Advanced Grapher. Записывают выводы в маршрутный лист. Проверяют свои гипотезы. |
12 |
4 | Обобщение полученных знаний. | Презентация | Организует анализ и обсуждение результатов групп, рассматривающих различные ситуации, проецируя их на экран. Выводы оформляются в виде таблицы – карточки (раздаточный материал) Даны : у=к₁х+в₁ и у=к₂х+в₂ | к₁≠к₂ | графики пересекаются | к₁≠к₂, в₁=в₂ | графики пересекаются в точке(0,в) | к₁=к₂, в₁=в₂ | графики совпадают | к₁=к₂, в₁≠в₂ | графики параллельны |
| Защита мини-проекта, выступление, демонстрация полученных результатов. Сравнивают и анализируют полученные результаты. Индивидуально заполняют таблицу- карточку для справочника. | 6 |
5 | Психологическая разгрузка.
| Презентация | Методический прием «Хлопушки». Задание. Среди функций, заданных формулами а)у = х + 0,5; б)у = - 0,5х + 4; в)у = 5х – 1; г)у = 1/2 х; д)у = 0,5х+1 выделите те, графики которых параллельны графику функции у = 0,5х + 4. Если данная функция параллельна, графику функции у = 0,5х + 4. хлопаем вытянутыми руками над головой. Если данная функция не параллельна, графику функции у = 0,5х + 4, то хлопаем за спиной Анимационная физическая минутка. Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать, Шесть – за парты тихо сесть.
| Психологическая и физическая разгрузка. Выполняют физические упражнения | 3 |
6 | Этап первичного закрепления и проверки усвоения знаний (Самоконтроль, организация обратной связи)
| Презентация ЭОР №2 Введение в тему "Взаимное расположение графиков линейных функций" (N 191236) / ЭОР №3 Закрепление навыков по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций" (N 191158)
| Учитель предлагает учащимся решить интерактивные тест,.задания выполняются индивидуально учащимися на компьютерах
Интерактивный тест 1 (ЭОР №2) Введение в тему "Взаимное расположение графиков линейных функций"- Практика - Задание 3 Интерактивный тест 2 (ЭОР №3) Закрепление навыков по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций" –Контроль - Задание 3, 4, 5 (тренировочно-контролирующего типа) | Самостоятельно применяют знания в схожей и новой ситуациях. Учащиеся работают с интерактивными тестами, проводят самоконтроль усвоения учебного материала, отмечают затруднения, получают консультацию одноклассников или учителя. | 5 |
7 | Контроль усвоения и коррекция знаний.
| ЭОР №4 Усвоение навыков по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций" (N 191166) | Демонстрация задания на экране (с последующей проверкой ответов) Интерактивный тест 3 (ЭОР №4) Усвоение навыков по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций" Практика - Задание 1 Анализ результатов теста. | Выполняют контрольное задание в тетрадях, проверяют ответы. Сообщают учителю о затруднениях. | 5 |
8 | Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке
| Презентация | Подводит предметные итоги урока . Оценивает работы учащихся. Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке по четырѐм показателям, поставив крестики в соответствующем секторе «Рефлексивной мишени». Чем дальше от центра, тем ниже показатель.
| Обсуждает и оценивает свои результаты работы на уроке, сравнивает их с результатами других учащихся. | 5 |
9 | Информация о домашнем задании | Презентация | Задаёт домашнее задание. 1. Работа с опорным конспектом (таблица-вывод) 2.Маршрутный лист Исследование №4 3.Учебник и задачник «Алгебра» 7 класс. А.Г. Мордкович. § 10, №10.2 | Запись домашнего задания в дневниках. | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ№1
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ |
ТЕМА урока______________________________________ ___________________________________________________ МОИ цели урока ___________________________________ ___________________________________________________ Как построить график с помощью программы Advanced Grapher: Выбрать в меню Графики – Добавить график. В открывшемся окне, в строке формула Y(X)ввести формулу графика, который необходимо построить. Выбрать толщину линии. Выбрать цвет линии графика. Даны : у=к₁х+в₁ и у=к₂х+в₂ | к₁≠к₂ | | к₁≠к₂, в₁=в₂ | | к₁=к₂, в₁=в₂ | | к₁=к₂, в₁≠в₂ | | 5. Нажать кнопку ОК. ИТОГ УРОКА | Исследование №1 Составьте уравнения трех линейных функций так, чтобы их угловые коэффициенты были равны. Запишите полученные уравнения.( y = kx + b ) Постройте графики этих функций в одной системе координат
Пересекаются ли графики этих функций? _________________ Запишите вывод: если угловые коэффициенты двух линейных функций равны, то прямые, являющиеся их графиками______________ ________________________________ |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ |
Исследование №2 Составьте уравнения линейных функций так, чтобы их угловые коэффициенты были не равны. Запишите их Постройте графики этих функций в одной системе координат (не забудьте подписать их). 3. Чему равен коэффициент k для первой функции? ________ 4. Чему равен коэффициент k для второй функции? _________ 5.Одинаковы ли эти коэффициенты?____________________ 6.Пересекаются ли графики этих функций? ____________ 7 .Запишите вывод: если угловые коэффициенты двух линейных функций не равны, то прямые, являющиеся их графиками_____________________________
| Исследование №3 1.Составьте уравнения линейных функций так, чтобы их угловые коэффициенты были не равны, коэффициенты b -равны. Запишите полученные уравнения (например, y = -3x -2 , y = 5x - 2 и y = x-2) 2.Постройте графики этих функций в одной системе координат (не забудьте подписать их). 3.Определите и запишите координаты точки пересечения графиков. В какой точке пересекаются графики этих функций с осью Оy? ( ; ) 4. Запишите вывод: если угловые коэффициенты двух линейных функций не равны, то прямые, являющиеся их графиками __________________________ если коэффициенты b линейных функций равны, то прямые являющиеся их графиками, пересекаются _________________
|
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ |
|
Домашнее задание Исследование №4 Составьте уравнение двух линейных функций так, чтобы произведение их угловых коэффициентов было равно (-1). Запишите полученные уравнения. 2. Постройте графики этих функций в одной системе координат (не забудьте подписать их).
3. Чему равен коэффициент k для первой функции? __________ 4. Чему равен коэффициент k для второй функции? __________ 5. Как можно назвать эти числа?________________________ 6. Определите и запишите координаты точки пересечения графиков. ( ; ) Как располагаются графики функций относительно друг друга? ___________________________________________________ 7. Запишите вывод: если угловые коэффициенты двух линейных функций в произведении дают (-1), то прямые, являющиеся их графиками. _______________________________
|
|
Аспектный анализ урока алгебры
по теме« Взаимное расположение графиков линейных функций»
Аспект «Использование интерактивных возможностей информационного пространства».
Цель анализа: проследить, эффективность применения в обучении современных информационных технологий, ТСО , компьютера, сети Интернет.
Ф.И.О. Макаревская Наталья Ивановна
Класс: 7
Дата посещения: 21.10. 2014 г.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний с применением цифровых образовательных ресурсов.
Форма проведения: урок- исследование для изучения взаимное расположение графиков линейных функций
Цели урока: рассмотреть относительное расположение двух прямых на координатной плоскости используя программу Stratum 2000 Runtime(для просмотров ЭОРов), графическую программу Advanced Grapher(для построения графиков функций),выход в интернет.
Урок соответствует возрастным и психическим особенностям семиклассников и очень актуален. Наглядно-образные компоненты мышления играют важную роль в обучении, использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышает эффективность обучения, познавательную активность. Графика и мультипликация помогают ученикам понимать логические математические построения. Возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органов чувств и коммуникативных связей головного мозга.На уроке создается такая среда, которая будет регулировать критическое мышление, усиливать развитие умений слушать и прислушиваться к мнению других, вести конструктивный диалог. Использование графической программы Advanced Grapher(для построения графиков функций) для изучения этой темы позволяет избежать монотонных, однообразных действий при построении графиков, поддержать интерес детей к математике. Эта программа дает возможность детям работать в одинаковом, достаточно быстром темпе. На уроке создается благоприятный климат, повышается мотивация к обучению.
В процессе выполнения работы дети учатся применять электронные таблицы для вычислений, овладевают новым видом учебной деятельности – исследование проблемы, сравнение, обобщение.
Средства ИКТ, применяемые на уроке, служат инструментами учебной деятельности.
На организационном этапе проверяется подготовка всех учащихся к уроку, сообщается тема урока, план урока. определяются группы, в которых ученики будут работать.
На этапе актуализации знаний осуществляется подготовка учеников к восприятию нового материала.Повторение организовано в деятельностной форме, сообщается тема, Для успешной работы повторяются теоретические вопросы по теме.
На этапе изучения новой темы ставится проблемный вопрос, учениками выдвигается гипотеза , обсуждается план решения проблемы (нужно построить графики, сравнить результаты и сделать вывод.) Выполняется исследовательская работа. Учащиеся результаты заносят в маршрутный лист. Класс разбивается на группы по 2-3 человека по количеству компьютеров. Дети работают на компьютерах с программой Advanced Grapherс помощью неё в одной системе координат строят изображения нескольких графиков, выполняют задания. Дети должны определить сходство в записи формул, сделать выводы о взаимном расположении графиков в зависимости от значений коэффициентов k и b.
На этапе обобщения полученных результатов исследования обсуждаются, сравниваются полученные учащимися результаты. Формулируются и записываются выводы.
На этапе первичного закрепления и проверки усвоения знаний учащиеся работают с интерактивными тестами в режиме обучения в парах, группах. Осуществляется самоконтроль, взаимное консультирование, консультирование учителем.
Презентация к уроку выполнена с использованием Microsoft Power Point .
Вывод: учителю в ходе урока удалось сформировать знания о взаимном расположении графиков линейной функции с помощью применения в обучении современных информационных технологий,
ТСО, компьютера, сети Интернет.