СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Непроизносимые согласные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока для третьего класса. Урок проводился на школьном методобъединении.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Непроизносимые согласные"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вадская средняя общеобразовательная школа»









«НЕПРОИЗНОСИМЫЕ

СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

СЛОВА»



3 класс







Провела учитель I категории

Монахова О. В.



2013-2014 уч.г.

Цель: научимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Задачи:

  1. Обучающие:

    • формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная в корне слова»;

    • формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне слова;

    • способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;

  1. развивающие:

  • развитие орфографической зоркости, познавательной активности, самостоятельности ;

  • развитие речи детей и обогащение их словарного запаса;

  • развитие рефлексии и адекватной самооценки;



  1. воспитательные:

  • воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);

  • воспитывать позитивно- ценностное отношение к окружающему миру и людям.



















Структура урока:

1. Оргмомент.

  1. Какое время года сменяет зима?

  2. Осенняя пора - очей очарованье.

Слайд 1. Осень. Природа тихая и утомленная.

То мы видим ее сквозь прозрачную сетку дождя, с погасшими тусклыми красками,

Слайд 2. то она вспыхнет в лучах недолгого осеннего солнца.

Нашей гостьей сегодня будет Осень. ( по щелчку на слайде 6 появляется объект- гостья Осень)

2 Минутка чистописания.

1) Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Пишем чисто и красиво!

2) Проверка правил посадки.

-Тетрадку верно положи и ручку правильно держи.

Какие буквы будем прописывать на минутке чистописания?

с л ц

- Дайте характеристику звуков.

Загадка.

Ну-ка, кто из вас ответит

Не огонь, а больно жжет

Летом светит очень ярко

Осенью - наоборот. (Солнце)

- Какая орфограмма встретилась в слове солнце? Докажите.

  1. Словарная работа. (Несколько человек работают по карточкам)

- Осенью люди собирают богатый урожай овощей и фруктов. Сейчас мы тоже соберем урожай в свои тетрадки.

Прочитайте загадки, запишите отгадки. Один человек у доски записывает отгадки - словарные слова. Остальные работают в тетради.

Слайд 3.

  1. Он круглый и красный

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет вкусней….(помидор) (отгадка по щелчку)

Слайд 4

  1. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста

Если я….(капуста) (отгадка по щелчку)

Слайд 5

  1. В темном тереме девица,

Наверху ее косица.

Дернешь за косу плутовку

И увидишь ты ….(морковку) (отгадка по щелчку)

Слайд 6

  1. Длинный, зеленый,

Вкусен свежий и соленый. (огурец) (отгадка по щелчку)

Слайд 7

  1. В темноте живу все лето,

Как солдат, в мундир одета.

Меня единственную в мире

Не просто варят, а в мундире. (картофель) (отгадка по щелчку)

Слайд 8

  1. Круглое, румяное,

С дерева достану я.

На тарелку положу

«Кушай, мамочка»- скажу. (яблоко) (отгадка по щелчку)

Выполняется взаимопроверка. Оцените друг друга и на полях карандашом поставьте оценку. Проверка на слайде.

- К слову капуста придумайте однокоренные слова.

Капуста, капустный, капустница.

Докажите, что это однокоренные слова. (Имеют одинаковый корень и смысл). В скобках запишем количество букв и звуков.

Слайд 9

4. Самоопределение к деятельности.

Постановка проблемы урока.

- Сейчас мы будем работать со стихотворением, которое поможет нам определить тему урока. У каждого на партах лежат листочки с текстом – это начало стихотворения. Прочитайте текст про себя и подготовьтесь к чтению вслух.

(Дети хором читают начало стихотворения, учитель читает продолжение.)

Дети (читают на листочках)

Здра?твуй, со?нце красное.

Здра?твуй, утро ясное.

В радо?ный преле?ный день,

Заниматься нам не лень.

Учитель. И сегодня непременно будем тему изучать

Это нужно, как известно, чтобы правильно писать.

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

И сегодня на уроке будем слово изменять.

И с волшебными словами будем мы в игру играть.

- Ещё раз внимательно прочитайте свою часть стихотворения, сравните произношение слов с их написанием, найдите слова, которые «играют с нами в прятки».

- Подумайте, как можно назвать согласные звуки, которые «играют с нами в прятки»?

- Какие слова с непроизносимыми согласными вам встретились в стихотворении?

- Кто сможет сформулировать тему урока? Слайд 10

- Как проверить непроизносимый согласный?

Посовещайтесь с соседом и вставьте пропущенные орфограммы.

Подчеркните орфограммы. Проверка. Слайд 11.

  1. Работа по теме урока.

1) Нужно ли писать непроизносимый согласный в словах или нет.

гиган…ский гигант

грус…ный грусть

извес…ный известие

мес…ный место

наез…ник езда

радос…ный радость

ярос…ный ярость

чес…ный честь

2) Выпишите только те слова, в которых есть непроизносимый согласный. Укажите количество букв и звуков.

Трубка, стена, вестник,

косточка, лесник, тростник,

участник, зарядка, земля, зависть,

соседка, яростный, устный

6.Физкульт минутка.

- Я называю слова. Если в слове пишется непроизносимый согласный – вы хлопаете в ладоши, а если не – пишется, приседаете.

Местность, счастливый, чудесный, вкусный, грустный, интересный, опасный, ужасный, свистнул, звёздный, поздний, гигантский, областной.

- Как вы догадались когда пишется непроизносимый согласный, а когда не пишется.

3). Поздняя осень была любимой порой А.С. Пушкина. Мы уже знаем много стихотворений А.С. Пушкина, но сегодня мне хотелось бы посмотреть, как вы помните сказки поэта.

Прочитайте

“Здравствуй, князь ты мой красивый!

Что ж ты тих, как день пасмурный?

Опечалился чему?” – горит она ему.

- Скажите, из какой сказки этот отрывок.

(А.С. Пушкин “ Сказка о царе Салтане”)

Проверьте, всё ли правильно написано в этом отрывке.

(Неверны некоторые слова.)

- Назовите их. ( Красивый, пасмурный.)

- Подберите к этим словам синонимы, которые использовал в своей сказке Пушкин.

(прекрасный, грустный.)

- Запишите это стихотворение в тетрадь, заменяя неверные слова синонимами.

- Какое правило надо было применить, чтобы верно написать эти слова?





3) Работа на карточках.

4) В орфографическом словаре найти слова с непроизносимыми согласными и записать их с проверочными словами.

5) Устно замените имена прилагательные близкими по значению словами с непроизносимой согласной.

Печальный рассказ (грустный), знаменитый писатель (известный), красивая девочка (прелестная), шумное торжество (праздник), весёлый народ (радостный), удачная находка (счастливая), хмурые дни (ненастные).

7. Домашнее задание.

С. 121 упр.232

8. Рефлексия.

-Над какой темой мы работали на уроке?

Достигнута ли цель урока?

-Как проверить написание непроизносимых согласных звуков в корне слова?















































Ужас?но Чудес?ный

поз?ний звёз?ный

грус?ный чес?ный

мес?ность вкус?ный

интере?сный прекрас?ный

опас?ный облас?ной

хлес?нуть ярос?ный

ненас?ный здра?ствуй

чу?ство со?нце







Ужас?но Чудес?ный

поз?ний звёз?ный

грус?ный чес?ный

мес?ность вкус?ный

интере?сный прекрас?ный

опас?ный облас?ной

хлес?нуть ярос?ный

ненас?ный здра?ствуй

чу?ство со?нце







Ужас?но Чудес?ный

поз?ний звёз?ный

грус?ный чес?ный

мес?ность вкус?ный

интере?сный прекрас?ный

опас?ный облас?ной

хлес?нуть ярос?ный

ненас?ный здра?ствуй

чу?ство со?нце





Здра?ствуй, со?нце красное.

Здра?ствуй утро яс?ное.

В радос?ный прелес?ный день

Заниматься нам не лень.



Здра?ствуй, со?нце красное.

Здра?ствуй утро яс?ное.

В радос?ный прелес?ный день

Заниматься нам не лень.





Здра?ствуй, со?нце красное.

Здра?ствуй утро яс?ное.

В радос?ный прелес?ный день

Заниматься нам не лень.





Здра?ствуй, со?нце красное.

Здра?ствуй утро яс?ное.

В радос?ный прелес?ный день

Заниматься нам не лень.





Здра?ствуй, со?нце красное.

Здра?ствуй утро яс?ное.

В радос?ный прелес?ный день

Заниматься нам не лень.







Здра?ствуй, со?нце красное.

Здра?ствуй утро яс?ное.

В радос?ный прелес?ный день

Заниматься нам не лень.



2). Прочитайте текст. Как можно озаглавить текст?

- Назовите тип текста. (Повествование: что? где? как? когда произошло?) Вставим пропущенные орфограммы.

Ре.ко светит со?нце. Ст.ят ненас?ные дни. Грус?но в эту пору в л.су. Отошли яг.ды, .рехи. Пахнет прелой л.ствой. Ещё в.дны кое-где зап.здалые поз?ние цв.ты.

Но вот из-за сизой туч?ки выгл.нуло солнышко, и под ласковыми лучами заулыбалась хмурая картина ос.ни.