СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока о нашем городе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: «СКАЗАНИЕ О ГРАДЕ РЕЧИЦЕ»

ЦЕЛЬ: - Познакомить учащихся с литературной историей родного город, показать своеобразие поэзии поэтов-земляков;

- совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений;

- формировать патриотические чувства учеников: воспитывать любовь к Родине, родному городу и уважение к согражданам.

ОФОРМЛЕНИЕ: карта Речицы, выставка книг, посвященная родному городу, музыкальные произведения: песня «Речицкая лирическая» /муз. Н. Коньшина, слова П. Вишняка/, вальс «Воспоминание» /муз. Е. Крылатова/.

ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, проигрыватель.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока о нашем городе»

ТЕМА: «СКАЗАНИЕ О ГРАДЕ РЕЧИЦЕ»

ЦЕЛЬ: - Познакомить учащихся с литературной историей родного город, показать своеобразие поэзии поэтов-земляков;

- совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений;

- формировать патриотические чувства учеников: воспитывать любовь к Родине, родному городу и уважение к согражданам.

ОФОРМЛЕНИЕ: карта Речицы, выставка книг, посвященная родному городу, музыкальные произведения: песня «Речицкая лирическая» /муз. Н. Коньшина, слова П. Вишняка/, вальс «Воспоминание» /муз. Е. Крылатова/.

ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, проигрыватель.


Ход урока


I. Звучит музыка

Ты добром своим и лаской,

Ты душой своей сильна,

Нерассказанная сказка,

Синеокая страна.

Я в березовые ситцы

Нарядил бы белый свет.

Мне всю жизнь тобой гордиться,

Без тебя мне счастье нет.

М. Ножник

Сегодня на уроке мы будем говорить о родине, о том, что такое родина. Что значит Родина для каждого из вас?

Учащиеся работают над ассоциативным письмом

Р – родные, род, рядом, Речица

О – общение, образа, общество

Д – дом

И – интернационализм

Н – национальная культура, народ

А – армия

Действительно, для каждого из нас Родина – это что-то свое, близкое, каждый понимает это слово по-своему.

Но сегодня мы поговорим о нашей малой родине, о нашей Речице.

Тема сегодняшнего урока «Сказание о граде Речице»

Есть города теплее и зеленее,

Где больше солнца, парков и садов,

Но ты мне, Речица, милее

Иных цветущих южных городов.

В. Чернявский

Это эпиграф нашего урока. Мы познакомимся с вами с некоторыми памятными местами Речицы, мысленно пройдем по ее улицам, узнаем немного об их истории, будем совершенствовать навыки выразительного чтения. В этом помогут нам стихи, находящиеся у вас на партах. Незримо будут путешествовать с нами поэты, посвятившие свои стихи нашему городу. Это истинные патриоты нашего Отечества.

  • Скажите, пожалуйста, какого человека мы называем патриотом?

  • Как вы понимаете слово Отечество?

  • Можете ли вы назвать себя патриотами?

  • Давайте попробуем составить заповеди патриота и гражданина.

Заповеди:

  • Люби Родину и землю.

  • Уважай национальную культуру и традиции.

  • Гордись своей историей.

  • Чаще общайся с пожилыми людьми.

  • Интересуйся жизнью Родины и других стран.

II. Литературное путешествие по карте Речицы.

Учитель: На этой яркой карте города, которую нарисовали вы сами, вы видите знакомые места. Детский парк. Жили здесь сильные и смелые люди, неугомонный народ: охотники, плотники, пряхи, кузнецы. С них начинался наш город. Когда уплывали они по широкому Днепру в дальние страны, с тоской провожала их Речица. /Ученики читают стихотворения А. Чистяковой, Р. Лебедева/. С почетом принимала Речица своих друзей, с ненавистью гнала недругов. Добрым гением для земли белорусской и для Речицы стала Ефросинья Полоцкая.

Что вы знаете о ней? Какие чувства возникают у вас при этом имени? Какой представляете вы Ефросинью? Знаете ли вы, что имя Ефросинья означает «родная, близкая» в переводе с греческого языка, а каплица – это такое архитектурное украшение, которое напоминает каплю. Ведь сколько слез пролила святая женщина, молясь за свою Родину.

Учитель, оставляя каплицу Ефросиньи Полоцкой в стороне, приближается к новостройкам. Город жил, дышал, влюблялся, строился, совсем, как человек. Давайте найдем стихи, посвященные строительству нашего города. /Читают стихотворение А. Лихача «Наш город», Н. Семенова «Город строится» и анализируют их/. Действительно, посмотрите, какие у нас великолепные улицы, а все ли вы знаете о них? Как называется улица, на которой вы живете?

Учитель демонстрирует фотографии людей, чьими именами были названы улицы города.

  • Знаете ли вы в Речице улицы с говорящими названиями?

  • Если бы вы были волшебниками, то какие названия дали бы улицам нашего города?

Учитель: Мы говорили, что город похож на человека, а человек не только радуется, но и страдает. Много горя испытала Речица в годы Отечественной войны, и поэтому в нашем путешествии мы не можем пройти мимо Аллеи Героев и Вечного огня. /Читают стихотворения А. Межевич «У обелиска», «Вечный огонь», Е. Долматовского «Речица»/.

Кто-то из великих сказал, что патриот – это человек, который защищает свою Родину в самые тяжелые моменты для нее. Скажите, пожалуйста, кого мы можем назвать патриотом в мирное время?

Вы совершенно правы, говоря о том, что люди, любящие Родину заботятся о ней, трудятся для нее, и я думаю, что все мы испытали гордость за наших нефтяников, которые добывают для Беларуси нефть. /Ст., посв. нефтяникам, обращают внимание на книги, посвященные «черному золоту»/

Как видите, наше путешествие заканчивается новостройками, как символом того, что город живет, что на смену одному поколению придет другое, которое сделает его еще краше.

Творческое задание (использование технологии «коллаж»)

1 группа Используя вырезки из различных журналов, составить коллаж «Город будущего»

2 группа Используя ключевые слова, данные учителем, написать стихотворение о родном городе.


3 группа Нарисовать свою Речицу.


Звучит песня «Речицкая лирическая»


Д/з. Творческое задание: Сочинение-миниатюра «Что я могу сделать для родного города»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!