ТЕМА: «СКАЗАНИЕ О ГРАДЕ РЕЧИЦЕ»
ЦЕЛЬ: - Познакомить учащихся с литературной историей родного город, показать своеобразие поэзии поэтов-земляков;
- совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений;
- формировать патриотические чувства учеников: воспитывать любовь к Родине, родному городу и уважение к согражданам.
ОФОРМЛЕНИЕ: карта Речицы, выставка книг, посвященная родному городу, музыкальные произведения: песня «Речицкая лирическая» /муз. Н. Коньшина, слова П. Вишняка/, вальс «Воспоминание» /муз. Е. Крылатова/.
ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, проигрыватель.
Ход урока
I. Звучит музыка
Ты добром своим и лаской,
Ты душой своей сильна,
Нерассказанная сказка,
Синеокая страна.
Я в березовые ситцы
Нарядил бы белый свет.
Мне всю жизнь тобой гордиться,
Без тебя мне счастье нет.
М. Ножник
Сегодня на уроке мы будем говорить о родине, о том, что такое родина. Что значит Родина для каждого из вас?
Учащиеся работают над ассоциативным письмом
Р – родные, род, рядом, Речица
О – общение, образа, общество
Д – дом
И – интернационализм
Н – национальная культура, народ
А – армия
Действительно, для каждого из нас Родина – это что-то свое, близкое, каждый понимает это слово по-своему.
Но сегодня мы поговорим о нашей малой родине, о нашей Речице.
Тема сегодняшнего урока «Сказание о граде Речице»
Есть города теплее и зеленее,
Где больше солнца, парков и садов,
Но ты мне, Речица, милее
Иных цветущих южных городов.
В. Чернявский
Это эпиграф нашего урока. Мы познакомимся с вами с некоторыми памятными местами Речицы, мысленно пройдем по ее улицам, узнаем немного об их истории, будем совершенствовать навыки выразительного чтения. В этом помогут нам стихи, находящиеся у вас на партах. Незримо будут путешествовать с нами поэты, посвятившие свои стихи нашему городу. Это истинные патриоты нашего Отечества.
Скажите, пожалуйста, какого человека мы называем патриотом?
Как вы понимаете слово Отечество?
Можете ли вы назвать себя патриотами?
Давайте попробуем составить заповеди патриота и гражданина.
Заповеди:
Люби Родину и землю.
Уважай национальную культуру и традиции.
Гордись своей историей.
Чаще общайся с пожилыми людьми.
Интересуйся жизнью Родины и других стран.
II. Литературное путешествие по карте Речицы.
Учитель: На этой яркой карте города, которую нарисовали вы сами, вы видите знакомые места. Детский парк. Жили здесь сильные и смелые люди, неугомонный народ: охотники, плотники, пряхи, кузнецы. С них начинался наш город. Когда уплывали они по широкому Днепру в дальние страны, с тоской провожала их Речица. /Ученики читают стихотворения А. Чистяковой, Р. Лебедева/. С почетом принимала Речица своих друзей, с ненавистью гнала недругов. Добрым гением для земли белорусской и для Речицы стала Ефросинья Полоцкая.
Что вы знаете о ней? Какие чувства возникают у вас при этом имени? Какой представляете вы Ефросинью? Знаете ли вы, что имя Ефросинья означает «родная, близкая» в переводе с греческого языка, а каплица – это такое архитектурное украшение, которое напоминает каплю. Ведь сколько слез пролила святая женщина, молясь за свою Родину.
Учитель, оставляя каплицу Ефросиньи Полоцкой в стороне, приближается к новостройкам. Город жил, дышал, влюблялся, строился, совсем, как человек. Давайте найдем стихи, посвященные строительству нашего города. /Читают стихотворение А. Лихача «Наш город», Н. Семенова «Город строится» и анализируют их/. Действительно, посмотрите, какие у нас великолепные улицы, а все ли вы знаете о них? Как называется улица, на которой вы живете?
Учитель демонстрирует фотографии людей, чьими именами были названы улицы города.
Знаете ли вы в Речице улицы с говорящими названиями?
Если бы вы были волшебниками, то какие названия дали бы улицам нашего города?
Учитель: Мы говорили, что город похож на человека, а человек не только радуется, но и страдает. Много горя испытала Речица в годы Отечественной войны, и поэтому в нашем путешествии мы не можем пройти мимо Аллеи Героев и Вечного огня. /Читают стихотворения А. Межевич «У обелиска», «Вечный огонь», Е. Долматовского «Речица»/.
Кто-то из великих сказал, что патриот – это человек, который защищает свою Родину в самые тяжелые моменты для нее. Скажите, пожалуйста, кого мы можем назвать патриотом в мирное время?
Вы совершенно правы, говоря о том, что люди, любящие Родину заботятся о ней, трудятся для нее, и я думаю, что все мы испытали гордость за наших нефтяников, которые добывают для Беларуси нефть. /Ст., посв. нефтяникам, обращают внимание на книги, посвященные «черному золоту»/
Как видите, наше путешествие заканчивается новостройками, как символом того, что город живет, что на смену одному поколению придет другое, которое сделает его еще краше.
Творческое задание (использование технологии «коллаж»)
1 группа Используя вырезки из различных журналов, составить коллаж «Город будущего»
2 группа Используя ключевые слова, данные учителем, написать стихотворение о родном городе.
3 группа Нарисовать свою Речицу.
Звучит песня «Речицкая лирическая»
Д/з. Творческое задание: Сочинение-миниатюра «Что я могу сделать для родного города»