9 класс
Тема «Решение комбинаторных задач. Перестановки».
Цель урока:
Совершенствовать навыки решения комбинаторных задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; ввести понятие «перестановки», продолжать подготовку к экзамену в новой форме в процессе планового урока;
развивать логическое мышление, интерес к познавательной деятельности, творческие способности обучающихся, самоконтроль и взаимоконтроль, опыт общения при работе в парах.
воспитание интереса к предмету, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда; привитие чувства патриотизма.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
На доске эпиграф к уроку «Приобретать знания – это храбрость, приумножать знания – это мудрость, а умело применять – великое искусство» (Восточная мудрость).
Здравствуйте ребята и уважаемые гости!
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Мы сегодня не одни
Гости на урок пришли!
Ребята, у нас сегодня гости, давайте улыбнемся им!
Актуализация опорных знаний.
В русских сказках повествуется, как, доехав до распутья, богатырь читает на камне: «Прямо поедешь – голову сложишь, направо поедешь – коня потеряешь, налево поедешь – меча лишишься». Ребята, с какой проблемой сталкивается богатырь? (с проблемой выбора пути). Но выбирать разные пути приходиться и современному человеку. Эти пути и варианты складываются в разнообразные комбинации. На прошлых уроках мы с вами познакомились с разделом математики, в котором решаются задачи на составление различных комбинаций из конечного числа элементов, считали число комбинаций. Ребята, как же называется этот раздел? Как называются такие задачи? А сегодня на уроке мы проверим, как вы применяете полученные знания на практике, и познакомимся с простейшими комбинациями, которые называются перестановки.
Итак, тема нашего урока «Решение комбинаторных задач. Перестановки». Знания по этой теме вам понадобятся не только при выполнении контрольной работы, но и на экзамене, а затем в 10, 11 классах, в специальных и высших учебных заведениях. Поэтому цель нашего урока: повторить и проверить знания и умения по теме «Комбинаторные задачи» и познакомиться с простейшей комбинацией «перестановки». А эпиграфом нашего урока будет восточная мудрость: «Приобретать знания – это храбрость, приумножать знания – это мудрость, а умело применять – великое искусство».
А начнем мы с теоретической разминки.
II. Теоретическая разминка
Что называется комбинаторикой?
Что означает слово «комбинаторика»?
Какие вы знаете методы комбинаторики?
В каких областях знаний нашли широкое применение методы комбинаторики?
III. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой
Задача
Сколько видов бутербродов может приготовить на завтрак Саша, если у него имеется белый хлеб, черный хлеб, сыр, колбаса и варенье?
Решите задачу, используя
первому – способ перебора возможных вариантов,
второму – дерево возможных вариантов,
третьему – комбинаторное правило умножения.
Ответ: 6
В жизни очень важно, порой сделать правильный выбор, выбрать правильное решение. Ребята выполняют задание и разбирают плюсы и минусы представленных способов.
Название метода | Достоинства метода | Недостатки метода |
Метод перебора | Наглядность, возможность увидеть все варианты. «Теоретически» можно решить любую комбинаторную задачу | Очень длительный, можно пропустить варианты |
Дерево вариантов | Наглядность, возможность увидеть все варианты | Очень громоздкий и длительный. Не все задачи могут быть решены с его помощью |
Правило умножения | Компактность, быстрота решения. | «Не видно» самих вариантов, можно посчитать только их количество. Не все задачи могут быть решены с его помощью. |
Способы решения (перебор вариантов и дерево возможных вариантов) применяют тогда, когда элементов перебора немного.
IV Тест с последующей взаимопроверкой.
«Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед»
Айвен Нивен
ТЕСТ по теме ««Комбинаторные задачи»
1) Сколькими способами можно расставить 3 различные книги на книжной полке?
а) 12 б) 6 в) 9 г) 4
123; 132; 213; 231; 312; 321
Ответ: 6
2) В магазине "Все для чая" есть 5 разных чашек и 3 разных блюдца. Сколькими способами можно купить чашку с блюдцем?
Ч1 Ч2 Ч3 Ч4 Ч5
Б1 Б2 Б3 Б1 Б2 Б3 Б1 Б2 Б3 Б1 Б2 Б3 Б1 Б2 Б3
Ответ: 15
3) Сколько двузначных чисел, все цифры которых различны, можно составить из цифр 0; 1 и 2?
Ответ: 4 числа
Государственные флаги некоторых стран состоят из трёх горизонтальных полос разного цвета. Сколько существует различных вариантов флагов с белой, синей и красной полосой?
Ответ: 6
При встрече 4 школьника обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий?
1-ый человек пожал руку - 3-м людям (2-ому,3-ему,4-му);
2-ый человек пожал руку - 2-ум людям (3-ему,4-му);
3-ый человек пожал руку - 1-ому человеку (4-му);
4-ый человек не жал сам никому руки, все уже с ним пожали до этого.
Итого, рукопожатий между 4 школьниками было сделано: 3+2+1= 6.
Ответ: 6
Проверка теста
V.Объяснение нового материала.
-Комбинаторика изучает три вида комбинаций элементов: перестановки, размещения и сочетания. Простейшими комбинациями, которые можно составить из элементов конечного множества, являются перестановки. И сегодня на уроке мы познакомимся и будем применять при решении задач вид комбинации элементов, который называется перестановкой.
Определение: перестановкой из n элементов называется каждое расположение этих элементов в определённом порядке.
Число всевозможных перестановок из n элементов вычисляется по формуле: Р n = n! Что такое n! ?
Произведение натуральных чисел от 1 до n в математике называют факториалом числа n и обозначают n!
Символ n! от латинского factor, что значит множитель.
n! =1 · 2 · 3 · … · n
Например:
0! = 1,
1! =1,
2! = 1 ∙2 = 2,
3! = 1 ∙2 ∙3 = 6,
4! = 1 ∙2 ∙3 ∙4 =24.
Рассмотрим решение задачи. Сколько трёхсловных предложений можно составить из трёх слов: сегодня, солнце, светит?
Решение: Р3 = 3! = 1×2×3 = 6
Ответ: 6
-А теперь проверим, как вы усвоили новую тему.
Выполните задание. Из букв a, b, c, d составляют различные комбинации. Какие из них не являются перестановками?
1) a, b, d | 4) a, c, b, d | 7) d, d, c, c |
2) b, c, a | 5) c, d, b, a | 8) b, a, c, b |
3) c, a, d | 6) b, c, a, d | 9) d, d, a, a |
Установи соответствие
А) 2!= 1) 6
Б) 3!= 2) 24
В) 4!= 3) 2
Г) 5!= 4) 720
Д) 6!= 5) 120
VI. Математический диктант с последующей взаимопроверкой
1. Какой раздел математики изучает перестановки?
а) Логика б) Алгебра
в) Геометрия г) Комбинаторика
2. Перестановкой из n элементов называется каждое расположение в _________ определённом порядке.
а) других элементов б) этих элементов
в) части элементов г) дополнительных элементов
3. Значение 4! =
а) 2 б) 36 в)24 г)20
4. Сколькими способами можно разместить на трёхместной скамье троих учеников?
а) 24 б) 8 в) 12 г) 6
5. Сколько различных четырёхзначных числа можно составить из цифр 9,8,7 и 6 без повторения их в записи числа?
а) 24 б) 120 в) 30 г) 12
Проверка:
VII. Поиграем!
Различные игры со словами – одно из самых известных и любимых развлечений многих. В этих задачах нужны наблюдательность, эрудиция и умение решать комбинаторные задачи.
В течение 1 минуты составьте как можно больше слов, состоящих из букв слова КОМБИНАТОРИКА (время)
У кого получилось самое длинное слово?
Ком, комбинат, комбинатор, тор, рот, банк, банка, кот, ток, рота, тина, тон, нота, каток, мина, бином, мот, том, икра, мир,…
VIII. Физкультминутка (Офтальмопауза).
А теперь давайте проведём небольшую офтольмопаузу и дадим отдохнуть нашим глазам.
IX .Задание на дом: Повторить п. 31; № 734; № 748.
Составить интересную задачу практической направленности по данным школьной жизни (по желанию)
X. Работа в парах (ОГЭ, № 19).
На ОГЭ по математике также предлагается решить задачи по данной теме. Монету бросают трижды. Сколько разных последовательностей орлов и решек можно при этом получить?
1 бросок | 2 бросок | 3 бросок |
О | О | О |
О | О | Р |
О | Р | О |
О | Р | Р |
Р | О | О |
Р | О | Р |
Р | Р | О |
Р | Р | Р |
X I. Дополнительное задание
«Величие человека в его способности мыслить» Блез Паскаль.
В помощь Светлане Васильевне составить расписание на завтра из 5 уроков: математика, литература, обществознание, русский язык, физкультура. Сколько можно составить вариантов расписания на день, зная точно, что математика – последний урок?
Ответ: 24 варианта
ЛОРФ ОЛФР РЛФО ФЛРО
ЛРОФ ОРЛФ РОЛФ ФОЛР
ЛРФО ОРФЛ РОФЛ ФОРЛ
ЛФОР ОФЛР РФЛО ФЛОР
ЛФРО ОФРЛ РФОЛ ФРОЛ
ЛОФР ОЛРФ РЛОФ ФРЛО
Дополнительно: Сколько различных четырехзначных чисел, в которых цифры не повторяются, можно составить из цифр 2, 0, 1, 7?
Решение: Из цифр 2, 0, 1, 7 можно получить Р4 перестановок. Из них надо исключить те перестановки, которые начинаются с 0. Число таких перестановок равно Р3. Значит, искомое число четырехзначных чисел равно Р4 – Р3. Получаем Р4 – Р3 = 4!-3! = 24-6=18.
Дополнительно: решить задачу на карточке «ОГЭ»
Монету бросают четыре раза. Сколько разных последовательностей орлов и решек можно при этом получить?
Решение: Выпишем все возможные исходы
ОООО ОООР ООРР ОРРР ОРОР | ОРОО ОРРО ООРО РООО РООР | РОРО РОРР РРОО РРОР РРРО РРРР |
2) Дополнительно «Разминка ума»
Мама посчитала, что если дать детям по четыре конфеты, то три конфеты
останутся лишними. А чтобы дать по пять конфет, двух конфет не хватает. Сколько было детей у мамы?
Решение.
Пусть у мамы было х детей. Тогда 4х+3=5х-2, х=5. Ответ. 5 детей.
XII. Итог урока.
Критерии:
6 - 9 баллов- «3»;
10 -14 баллов- «4»;
Больше 15 баллов - «5».
Стадия рефлексии. Осуществляется с использованием компьютера и проектора.
Вопросы учителя:
Что сегодня на уроке мы повторили?
Что показалось наиболее интересным?
Чему научились?
Для чего вы это делали?
Может ли нам комбинаторика помочь в реальной жизни?
Что такое «перестановки»?
Какие из задач оказались наиболее трудными?
Сегодня вы еще больше убедились, как важно уметь применять полученные знания, ведь они вам нужны будут и на выпускных экзаменах. Не беда, если у вас сегодня что – то не получилось. Не зря говорится: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Но я считаю, что вы сегодня хорошо потрудились. И получили заслуженные отметки (оценить). У кого–то сегодня хорошие результаты, а у кого - то и ошибки. Но не надо огорчаться. Ошибка – это всего лишь подсказка – над чем нужно ещё поработать. Поэтому помните слова Цицерона:
“Ошибаться может каждый, – оставаться при своей ошибке – только безумный”, и следуйте им.
Отметьте смайликом ваше отношение к уроку, прикрепив его на доске, возле своего имени.
– урок полезен, все понятно.
– лишь кое-что чуть-чуть неясно, ещё придется потрудиться.
– да, трудно все-таки учиться!
И закончить урок мне хочется притчей. Ребята послушайте, пожалуйста, притчу: Шел мудрец, а навстречу ему три человека, везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил: « Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкою ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил: « А ты что делал целый день? И тот ответил: « Я добросовестно выполнял свою работу».
А третий улыбнулся ему, лицо засветилось радостью и удовольствием, и ответил «А я принимал участие в строительстве Храма».
-Ребята! Кто работал, так как первый человек?
-Кто работал добросовестно?
-А кто принимал участие в строительстве Храма знаний?
Спасибо за урок!
« Счастлив тот, кто имеет возможность выбора»
Блез Паскаль
«Жизнь — это череда выборов»
Нострадамус.
Имя | У | С. Р. | Тест | МД | Игра | Г. Р. | Д | | Итог |
Женя | | | | | | | | | |
Кирилл | | | | | | | | | |
Снежана | | | | | | | | | |
Денис | | | | | | | | | |
Тест «Комбинаторные задачи»
1) Сколькими способами можно расставить 3 различные книги на книжной полке?
а) 12 б) 6 в) 9 г) 4
2) В магазине "Все для чая" есть 5 разных чашек и 3 разных блюдца. Сколькими способами можно купить чашку с блюдцем?
а) 15 б) 8 в) 9 г) 12
3) Сколько двузначных чисел, все цифры которых различны, можно составить из цифр 0; 1 и 2?
а) 12 б) 4 в) 6 г) 24
4) Государственные флаги некоторых стран состоят из трёх горизонтальных полос разного цвета. Сколько существует различных вариантов флагов с белой, синей и красной полосой?
а) 3 б) 4 в) 9 г) 6
5) При встрече 4 школьника обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий?
а) 6 б) 8 в) 12 г) 4
Ответы теста
Монету бросают четыре раза. Сколько разных последовательностей орлов и решек можно при этом получить? | Монету бросают четыре раза. Сколько разных последовательностей орлов и решек можно при этом получить? | Монету бросают четыре раза. Сколько разных последовательностей орлов и решек можно при этом получить? | Монету бросают четыре раза. Сколько разных последовательностей орлов и решек можно при этом получить? |
Дополнительно В помощь Светлане Васильевне составить расписание на завтра из 5 уроков: математика, литература, обществознание, русский язык, физкультура. Сколько можно составить вариантов расписания на день, зная точно, что математика – последний урок? |
Дополнительно В помощь Светлане Васильевне составить расписание на завтра из 5 уроков: математика, литература, обществознание, русский язык, физкультура. Сколько можно составить вариантов расписания на день, зная точно, что математика – последний урок? |
Дополнительно В помощь Светлане Васильевне составить расписание на завтра из 5 уроков: математика, литература, обществознание, русский язык, физкультура. Сколько можно составить вариантов расписания на день, зная точно, что математика – последний урок? |
Дополнительно В помощь Светлане Васильевне составить расписание на завтра из 5 уроков: математика, литература, обществознание, русский язык, физкультура. Сколько можно составить вариантов расписания на день, зная точно, что математика – последний урок? |
Самостоятельная работа
Задача
Сколько видов бутербродов может приготовить на завтрак Саша, если у него имеется белый хлеб, черный хлеб, сыр, колбаса и варенье?
Самостоятельная работа
Задача
Сколько видов бутербродов может приготовить на завтрак Саша, если у него имеется белый хлеб, черный хлеб, сыр, колбаса и варенье?
____________________________________________________________
Самостоятельная работа
Задача
Сколько видов бутербродов может приготовить на завтрак Саша, если у него имеется белый хлеб, черный хлеб, сыр, колбаса и варенье?
Самостоятельная работа
Задача
Сколько видов бутербродов может приготовить на завтрак Саша, если у него имеется белый хлеб, черный хлеб, сыр, колбаса и варенье?
Дополнительно
Дополнительно
Дополнительно
Дополнительно
«ОГЭ»
«ОГЭ»
«ОГЭ»
«ОГЭ»