СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Перестановки", 9 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Перестановки", 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Перестановки", 9 класс»

9 класс

Тема «Решение комбинаторных задач. Перестановки».

Цель урока:

  • Совершенствовать навыки решения комбинаторных задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; ввести понятие «перестановки», продолжать подготовку к экзамену в новой форме в процессе планового урока;

  • развивать логическое мышление, интерес к познавательной деятельности, творческие способности обучающихся, самоконтроль и взаимоконтроль, опыт общения при работе в парах.

  • воспитание интереса к предмету, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда; привитие чувства патриотизма.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

На доске эпиграф к уроку «Приобретать знания – это храбрость, приумножать знания – это мудрость, а умело применять – великое искусство» (Восточная мудрость).

Здравствуйте ребята и уважаемые гости!

Прозвенел уже звонок

Начинается урок

Мы сегодня не одни

Гости на урок пришли!

Ребята, у нас сегодня гости, давайте улыбнемся им!

Актуализация опорных знаний.

В русских сказках повествуется, как, доехав до распутья, богатырь читает на камне: «Прямо поедешь – голову сложишь, направо поедешь – коня потеряешь, налево поедешь – меча лишишься». Ребята, с какой проблемой сталкивается богатырь? (с проблемой выбора пути). Но выбирать разные пути приходиться и современному человеку. Эти пути и варианты складываются в разнообразные комбинации. На прошлых уроках мы с вами познакомились с разделом математики, в котором решаются задачи на составление различных комбинаций из конечного числа элементов, считали число комбинаций. Ребята, как же называется этот раздел? Как называются такие задачи? А сегодня на уроке мы проверим, как вы применяете полученные знания на практике, и познакомимся с простейшими комбинациями, которые называются перестановки.

Итак, тема нашего урока «Решение комбинаторных задач. Перестановки». Знания по этой теме вам понадобятся не только при выполнении контрольной работы, но и на экзамене, а затем в 10, 11 классах, в специальных и высших учебных заведениях. Поэтому цель нашего урока: повторить и проверить знания и умения по теме «Комбинаторные задачи» и познакомиться с простейшей комбинацией «перестановки». А эпиграфом нашего урока будет восточная мудрость: «Приобретать знания – это храбрость, приумножать знания – это мудрость, а умело применять – великое искусство».

А начнем мы с теоретической разминки.

II. Теоретическая разминка

  1. Что называется комбинаторикой?

  2. Что означает слово «комбинаторика»?

  3. Какие вы знаете методы комбинаторики?

  4. В каких областях знаний нашли широкое применение методы комбинаторики?

III. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой

Задача
Сколько видов бутербродов может приготовить на завтрак Саша, если у него имеется белый хлеб, черный хлеб, сыр, колбаса и варенье?

Решите задачу, используя

первому – способ перебора возможных вариантов,

второму – дерево возможных вариантов,

третьему – комбинаторное правило умножения.

Ответ: 6

В жизни очень важно, порой сделать правильный выбор, выбрать правильное решение. Ребята выполняют задание и разбирают плюсы и минусы представленных способов.

Название метода

Достоинства метода

Недостатки метода

Метод перебора

Наглядность, возможность увидеть все варианты. «Теоретически» можно решить любую комбинаторную задачу

Очень длительный, можно пропустить варианты

Дерево вариантов

Наглядность, возможность увидеть все варианты

Очень громоздкий и длительный. Не все задачи могут быть решены с его помощью

Правило умножения

Компактность, быстрота решения.

«Не видно» самих вариантов, можно посчитать только их количество. Не все задачи могут быть решены с его помощью.

Способы решения (перебор вариантов и дерево возможных вариантов) применяют тогда, когда элементов перебора немного.

IV Тест с последующей взаимопроверкой.

«Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед»

Айвен Нивен


ТЕСТ по теме ««Комбинаторные задачи»

1) Сколькими способами можно расставить 3 различные книги на книжной полке?

а) 12 б) 6 в) 9 г) 4

123; 132; 213; 231; 312; 321

Ответ: 6

2) В магазине "Все для чая" есть 5 разных чашек и 3 разных блюдца. Сколькими способами можно купить чашку с блюдцем?

Ч1 Ч2 Ч3 Ч4 Ч5



Б1 Б2 Б3 Б1 Б2 Б3 Б1 Б2 Б3 Б1 Б2 Б3 Б1 Б2 Б3

Ответ: 15

3) Сколько двузначных чисел, все цифры которых различны, можно составить из цифр 0; 1 и 2?

  • Решение. Двузначное число (цифры не могут повторятся)

  • Первая цифра 1 2

  • Вторая цифра 0 2 0 1

  • Варианты числа: 10; 12; 20; 21

Ответ: 4 числа

  1. Государственные флаги некоторых стран состоят из трёх горизонтальных полос разного цвета. Сколько существует различных вариантов флагов с белой, синей и красной полосой?

Ответ: 6

  1. При встрече 4 школьника обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий?

  • 1-ый человек пожал руку - 3-м людям (2-ому,3-ему,4-му);

  • 2-ый человек пожал руку - 2-ум людям (3-ему,4-му);

  • 3-ый человек пожал руку - 1-ому человеку (4-му);

  • 4-ый человек не жал сам никому руки, все уже с ним пожали до этого.

Итого, рукопожатий между 4 школьниками было сделано: 3+2+1= 6.

Ответ: 6

Проверка теста

1

2

3

4

5

б

а

б

г

а


V.Объяснение нового материала.

-Комбинаторика изучает три вида комбинаций элементов: перестановки, размещения и сочетания. Простейшими комбинациями, которые можно составить из элементов конечного множества, являются перестановки. И сегодня на уроке мы познакомимся и будем применять при решении задач вид комбинации элементов, который называется перестановкой.


Определение: перестановкой из n элементов называется каждое расположение этих элементов в определённом порядке.

Число всевозможных перестановок из n элементов вычисляется по формуле: Р n = n! Что такое n! ?


Произведение натуральных чисел от 1 до n в математике называют факториалом числа n и обозначают n!

Символ n! от латинского factor, что значит множитель.

n! =1 · 2 · 3 · … · n

Например:

0! = 1,

1! =1,

2! = 1 ∙2 = 2,

3! = 1 ∙2 ∙3 = 6,

4! = 1 ∙2 ∙3 ∙4 =24.

Рассмотрим решение задачи. Сколько трёхсловных предложений можно составить из трёх слов: сегодня, солнце, светит?

Решение: Р3 = 3! = 1×2×3 = 6

Ответ: 6

-А теперь проверим, как вы усвоили новую тему.

Выполните задание. Из букв a, b, c, d составляют различные комбинации. Какие из них не являются перестановками?


1) a, b, d

4) a, c, b, d

7) d, d, c, c

2) b, c, a

5) c, d, b, a

8) b, a, c, b

3) c, a, d

6) b, c, a, d

9) d, d, a, a


Установи соответствие

А) 2!= 1) 6

Б) 3!= 2) 24

В) 4!= 3) 2

Г) 5!= 4) 720

Д) 6!= 5) 120

А

Б

В

Г

Д

3

1

2

5

4


VI. Математический диктант с последующей взаимопроверкой

1. Какой раздел математики изучает перестановки?

а) Логика б) Алгебра

в) Геометрия г) Комбинаторика

2. Перестановкой из n элементов называется каждое расположение в _________ определённом порядке.

а) других элементов б) этих элементов

в) части элементов г) дополнительных элементов

3. Значение 4! =

а) 2 б) 36 в)24 г)20

4. Сколькими способами можно разместить на трёхместной скамье троих учеников?

а) 24 б) 8 в) 12 г) 6

5. Сколько различных четырёхзначных числа можно составить из цифр 9,8,7 и 6 без повторения их в записи числа?

а) 24 б) 120 в) 30 г) 12

Проверка:

1

2

3

4

5

г

б

в

г

а

VII. Поиграем!

Различные игры со словами – одно из самых известных и любимых развлечений многих. В этих задачах нужны наблюдательность, эрудиция и умение решать комбинаторные задачи.

В течение 1 минуты составьте как можно больше слов, состоящих из букв слова КОМБИНАТОРИКА (время)

У кого получилось самое длинное слово?

Ком, комбинат, комбинатор, тор, рот, банк, банка, кот, ток, рота, тина, тон, нота, каток, мина, бином, мот, том, икра, мир,…

VIII. Физкультминутка (Офтальмопауза).

А теперь давайте проведём небольшую офтольмопаузу и дадим отдохнуть нашим глазам.

IX .Задание на дом: Повторить п. 31; № 734; № 748.

Составить интересную задачу практической направленности по данным школьной жизни (по желанию)

X. Работа в парах (ОГЭ, № 19).

На ОГЭ по математике также предлагается решить задачи по данной теме. Монету бросают трижды. Сколько разных последовательностей орлов и решек можно при этом получить?

1 бросок

2 бросок

3 бросок

О

О

О

О

О

Р

О

Р

О

О

Р

Р

Р

О

О

Р

О

Р

Р

Р

О

Р

Р

Р

X I. Дополнительное задание

«Величие человека в его способности мыслить» Блез Паскаль.

В помощь Светлане Васильевне составить расписание на завтра из 5 уроков: математика, литература, обществознание, русский язык, физкультура. Сколько можно составить вариантов расписания на день, зная точно, что математика – последний урок?

Ответ: 24 варианта

ЛОРФ ОЛФР РЛФО ФЛРО

ЛРОФ ОРЛФ РОЛФ ФОЛР

ЛРФО ОРФЛ РОФЛ ФОРЛ

ЛФОР ОФЛР РФЛО ФЛОР

ЛФРО ОФРЛ РФОЛ ФРОЛ

ЛОФР ОЛРФ РЛОФ ФРЛО

Дополнительно: Сколько различных четырехзначных чисел, в которых цифры не повторяются, можно составить из цифр 2, 0, 1, 7?

Решение: Из цифр 2, 0, 1, 7 можно получить Р4 перестановок. Из них надо исключить те перестановки, которые начинаются с 0. Число таких перестановок равно Р3. Значит, искомое число четырехзначных чисел равно Р4 – Р3. Получаем Р4 – Р3 = 4!-3! = 24-6=18.

Дополнительно: решить задачу на карточке «ОГЭ»

  1. Монету бросают четыре раза. Сколько разных последовательностей орлов и решек можно при этом получить?

Решение: Выпишем все возможные исходы

  1. ОООО

  2. ОООР

  3. ООРР

  4. ОРРР

  5. ОРОР

  1. ОРОО

  2. ОРРО

  3. ООРО

  4. РООО

  5. РООР


  1. РОРО

  2. РОРР

  3. РРОО

  4. РРОР

  5. РРРО

  6. РРРР


2) Дополнительно «Разминка ума»

Мама посчитала, что если дать детям по четыре конфеты, то три конфеты

останутся лишними. А чтобы дать по пять конфет, двух конфет не хватает. Сколько было детей у мамы?

Решение.

Пусть у мамы было х детей. Тогда 4х+3=5х-2, х=5. Ответ. 5 детей.

XII. Итог урока.

Критерии:

  • 6 - 9 баллов- «3»;

  • 10 -14 баллов- «4»;

  • Больше 15 баллов - «5».

Стадия рефлексии. Осуществляется с использованием компьютера и проектора.

Вопросы учителя:


  • Что сегодня на уроке мы повторили?

  • Что показалось наиболее интересным?

  • Чему научились?

  • Для чего вы это делали?

  • Может ли нам комбинаторика помочь в реальной жизни?

  • Что такое «перестановки»?

  • Какие из задач оказались наиболее трудными?

Сегодня вы еще больше убедились, как важно уметь применять полученные знания, ведь они вам нужны будут и на выпускных экзаменах. Не беда, если у вас сегодня что – то не получилось. Не зря говорится: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Но я считаю, что вы сегодня хорошо потрудились. И получили заслуженные отметки (оценить). У кого–то сегодня хорошие результаты, а у кого - то и ошибки. Но не надо огорчаться. Ошибка – это всего лишь подсказка – над чем нужно ещё поработать. Поэтому помните слова Цицерона:

Ошибаться может каждый, – оставаться при своей ошибке – только безумный”, и следуйте им.

Отметьте смайликом ваше отношение к уроку, прикрепив его на доске, возле своего имени.

урок полезен, все понятно.

лишь кое-что чуть-чуть неясно, ещё придется потрудиться.

да, трудно все-таки учиться!

И закончить урок мне хочется притчей. Ребята послушайте, пожалуйста, притчу: Шел мудрец, а навстречу ему три человека, везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.

У первого спросил: « Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкою ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил: « А ты что делал целый день? И тот ответил: « Я добросовестно выполнял свою работу».

А третий улыбнулся ему, лицо засветилось радостью и удовольствием, и ответил «А я принимал участие в строительстве Храма».

-Ребята! Кто работал, так как первый человек?

-Кто работал добросовестно?

-А кто принимал участие в строительстве Храма знаний?

Спасибо за урок!

« Счастлив тот, кто имеет возможность выбора»

Блез Паскаль

«Жизнь — это череда выборов»

Нострадамус.







Имя

У

С. Р.

Тест

МД

Игра

Г. Р.

Д


Итог

Женя










Кирилл










Снежана










Денис












Тест «Комбинаторные задачи»

1) Сколькими способами можно расставить 3 различные книги на книжной полке?

а) 12 б) 6 в) 9 г) 4

2) В магазине "Все для чая" есть 5 разных чашек и 3 разных блюдца. Сколькими способами можно купить чашку с блюдцем?

а) 15 б) 8 в) 9 г) 12

3) Сколько двузначных чисел, все цифры которых различны, можно составить из цифр 0; 1 и 2?

а) 12 б) 4 в) 6 г) 24

4) Государственные флаги некоторых стран состоят из трёх горизонтальных полос разного цвета. Сколько существует различных вариантов флагов с белой, синей и красной полосой?

а) 3 б) 4 в) 9 г) 6

5) При встрече 4 школьника обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий?

а) 6 б) 8 в) 12 г) 4

Ответы теста

1

2

3

4

5










Монету бросают четыре раза. Сколько разных последовательностей орлов и решек можно при этом получить?

Монету бросают четыре раза. Сколько разных последовательностей орлов и решек можно при этом получить?

Монету бросают четыре раза. Сколько разных последовательностей орлов и решек можно при этом получить?

Монету бросают четыре раза. Сколько разных последовательностей орлов и решек можно при этом получить?



Дополнительно

В помощь Светлане Васильевне составить расписание на завтра из 5 уроков: математика, литература, обществознание, русский язык, физкультура. Сколько можно составить вариантов расписания на день, зная точно, что математика – последний урок?


Дополнительно

В помощь Светлане Васильевне составить расписание на завтра из 5 уроков: математика, литература, обществознание, русский язык, физкультура. Сколько можно составить вариантов расписания на день, зная точно, что математика – последний урок?


Дополнительно

В помощь Светлане Васильевне составить расписание на завтра из 5 уроков: математика, литература, обществознание, русский язык, физкультура. Сколько можно составить вариантов расписания на день, зная точно, что математика – последний урок?


Дополнительно

В помощь Светлане Васильевне составить расписание на завтра из 5 уроков: математика, литература, обществознание, русский язык, физкультура. Сколько можно составить вариантов расписания на день, зная точно, что математика – последний урок?





Самостоятельная работа

Задача
Сколько видов бутербродов может приготовить на завтрак Саша, если у него имеется белый хлеб, черный хлеб, сыр, колбаса и варенье?

Самостоятельная работа

Задача
Сколько видов бутербродов может приготовить на завтрак Саша, если у него имеется белый хлеб, черный хлеб, сыр, колбаса и варенье?

____________________________________________________________



Самостоятельная работа

Задача
Сколько видов бутербродов может приготовить на завтрак Саша, если у него имеется белый хлеб, черный хлеб, сыр, колбаса и варенье?

Самостоятельная работа

Задача
Сколько видов бутербродов может приготовить на завтрак Саша, если у него имеется белый хлеб, черный хлеб, сыр, колбаса и варенье?





Дополнительно


Дополнительно



















Дополнительно



Дополнительно


























































«ОГЭ»



«ОГЭ»



«ОГЭ»



«ОГЭ»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!