Конспект урока по
математике
по программе «Планета знаний»
на тему «Как можно сравнивать числа»
в 1 «В» классе
Тема: «Как можно сравнивать числа»
Цель: 1.Знакомство с понятиями «однозначное» и «двузначное» число. Формирование умения сравнивать двузначные числа с опорой на их десятичный состав.
2.Развивать умения сравнивать числа с помощью числового ряда.
3.Прививать любовь к русским народным сказкам.
План урока:
I.Организация класса
II. Устный счёт
1.Состав числа 9
2.Натуральный ряд чисел от 1 до 9,от 11 до 20
3.Решение выражений
4.Итог устного счёта
III. Закрепление изученного материала
1.Сравнение однозначных чисел
IV. Изучение нового материала
1.Введние понятия «однозначные и двузначные» числа.
2.Сравнение чисел с помощью числового ряда
3.Выполнение задания на ст.28 №3
4.Сравнение двузначных чисел
5.Выполнение задания в учебнике рис.№5
6.Решение задачи №7 (а)
V. Итог урока
Ход урока
I.Организационный момент
Здравствуйте , ребята! Тихо, но быстро садитесь.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём
Узнаете вы скоро.
В стране далёкой мы найдём
Помощников весёлых.
II.Устный счёт
1.- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие с Колобком и поможем ему добраться до школы. А чтобы поскорее отправиться в путешествие нужно выполнить задания.
- Назовите выражения, в которых сумма или разность равна 9.
7+2 2+7 5-4 7-3
3+4 4+4 6-3 10-1
4+5 3+6 9-6 10-6
1+8 9+0 9-0 9-7
-Назовите ещё раз состав числа 9.
-Молодцы! С заданием вы справились и оказались в сказке «Колобок».
2. -Вспомним начало сказки. Жили-были старик со старухой . Вот и просит старик:
- Испеки мне, старуха, колобок.
Старуха наскребла муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно остудиться. Но вот однажды прослышал колобок о том, что есть такой дом, в котором можно научиться читать, считать, писать, много полезного узнать.
- А как называется такой дом? (Школа) И вот решил Колобок отправиться в школу. Соскочил он с подоконника и покатился по дорожке в математический лес.
-Катится Колобок, катится, а навстречу ему …Заяц.
- Заяц: Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, Заяц, лучше подскажи дорогу до школы.
Заяц:
Если ты, справишься с заданиями
Я тебя без наказанья
В путь- дорожку снаряжу
И на волю отпущу
-Давайте поможем Колобку выполнить задания, иначе Заяц может съесть его.
- Итак, заяц предлагает нам ответить на вопросы:
-Назовите все числа от 1 до 9. (называем)
-А теперь назовём эти же числа только в обратном порядке.(называем)
-Назовите числа от 11 до 20. (называем)
3.Зайцу понравилось, как вы отвечаете на вопросы, и он решил вам дать ещё одно задание. Будьте внимательными. Заяц предлагает найти значения выражений .
15-5= 10 20+5=25
25-5=20 10+5=15
-Назовите компоненты при сложении(вычитании )?
4.Итог устного счёта. Активно работали…
IV. Закрепление изученного материала
1.Молодцы! И с этим заданием вы справились ,но не расслабляйтесь. Заяц предлагает вам последнее задание. Если вы с ним справитесь, он отпустит Колобка. Заяц просит вас вспомнить правило сравнения чисел с помощью числового ряда. Вспомните, каким правилом мы пользуемся, когда сравниваем два числа на числовом луче.(Числа расположенные левее на числовом луче меньше чисел расположенных правее)
-Сравним числа.
-Рассмотрите эти числа.
6 4 4
3 4
(Число 6 больше, чем число 4, так как 6 на числовом луче находится дальше от 0, чем число 4;
число 3 меньше, чем число7, так как 3 на числовом луче находится ближе к 0, чем число7;
число 4 меньше, чем число 8, так как 4 на числовом луче находится ближе к 0, чем число 8;
число 5 равно числу 5, так как это два одинаковых числа;
Число 4 меньше, чем число 7,так как 4 на числовом луче находится ближе к 0,чем число 7;
Число 9 больше, чем число 4, так как 9 на числовом луче находится дальше от 0,чем число 4 . )
Молодцы, ребята! Справились с заданием. Заяц показал дорогу до школы и отпустил Колобка.
V. Изучение нового материала
1.-Катится Колобок дальше, а навстречу ему …Волк. Волк:
Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок:
Не ешь меня, Волк, лучше помоги до школы добраться. А волк отвечает «Я помогу тебе, но только если справишься с моим заданием». Ребята, давайте поможем Колобку.
-Посмотрите, какое задание приготовил волк.
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,…
-В каком порядке расположены эти числа ? (в прямом)
-Внимательно посмотрите на числа и скажите ,чем отличается запись первых девяти чисел?
-Сколько знаков требуется для записи первых девяти чисел?(один знак) Числа, записанные одним знаком, называют однозначными .
-Как называются числа, записанные одним знаком? (однозначные)
-А для записи остальных чисел, сколько требуется знаков?(два знака) Числа, записанные двумя знаками, называют двузначными.
-Как называются числа, записанные двумя знаками? (двузначные)
-С какими числами мы познакомились?
-Однозначные и двузначные числа можно так же сравнивать при помощи числового ряда.
|_|_|_|_|_|_|_|_|_|_|_|_|_|_|_|_|_|_|_|_|__________________________________
0 1 910 20
-Где расположены однозначные числа на числовом луче?
-Где расположены двузначные числа? (от 10 и дальше)
-Однозначные числа расположены левее или правее двузначных чисел?(левее)
- Так как все однозначные числа располагаются левее чем двузначные, то они будут больше или меньше двузначных ?(меньше)
-Вывод: Каждое однозначное число всегда меньше двузначного.
-Прочитайте правило ниже.
-Повторим хором. Однозначное число всегда меньше двузначного.
-Кто сможет повторить правило?
-А теперь выполним задание.
2.-Сравним числа в шариках.
3…13 15…5 26…6 8…80
-
Молодцы !Волк отпустил Колобка и показал, по какой дороге нужно идти.
Молодцы, ребята! Справились с заданием. Колобок, бедняжка, устал, присел на пенёк отдохнуть. И мы, ребята, давайте отдохнём.
Физкультминутка(Колобок)
Мы считали и устали,
Дружно тихо мы все встали,
Ручками похлопали- раз, два, три,
Ножками потопали- раз, два, три,
Сели, встали, встали, сели.
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
-Сели тихо, спинки прямые - за работу!
-А наш Колобок дальше в путь отправился, а навстречу ему … Медведь.
Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, Медведь. Я в школу тороплюсь. Медведь отвечает «Я тебя не съем, но только если ты справишься с моим заданием «Медведь предлагает выполнить задание в учебнике.
3.- Откройте учебники на странице 28,задание 3.
-Прочитайте задание.
-Кто нарисован ?(гномики)
-Гномики добывали изумруды.
-Кто знает, что такое изумруды?(драгоценные камни)
-Наша задача узнать кто из гномиков собрал больше всех изумрудов ,а кто меньше?
-Прочитайте числа на их мешках.
-Как по-другому можно назвать эти числа?
-Сколько это десятков?
-Кто из гномов собрал больше изумрудов?
-Почему?(6 дес.1дес.,и т. д.)
-Какой из гномов собрал меньше всех изумрудов?
-Почему?
-Как сравнивали числа?(по кол-ву десятков)
-Какой можно сделать вывод :когда число будет больше…(читаем после задания.)Чем больше десятков в числе ,тем больше двузначное число.
-Повторим хором.
4.-Потренируемся сравнивать двузначные числа по числу десятков.(письменно)
20 50 12
40 10 60
Отпустил Медведь Колобка, и покатился Колобок дальше. Катится Колобок, катится, а навстречу ему… Лиса.
5.Лиса:
Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок:
Не ешь меня, Лиса. Я в школу тороплюсь. А лиса ему и говорит «Я отпущу тебя, если справишься с моим заданием»
- Ребята, давайте поможем Колобку. Лиса предлагает рассмотреть рисунок №5 в у учебнике.
- Посмотрите, что изображено на рисунках? (редиска)
- Посмотрите на первый рисунок.
-В одном пучке 10 редисок, значит в трёх таких пучках, сколько редисок?(30)
-А 30- это сколько десятков?(3)
-А сколько редисок, не связанных в пучок?(5)
-А 5-это? (5 единиц)
-Итак, сколько всего редисок на первом рисунке?(35)
-Смотрим на вторую картинку.(Аналогичная работа)
-На каком рисунке редисок больше ,а на каком меньше?
-Почему 35
-Какие цифры помогли определить ,что 35
-Вывод: Если число десятков в числах одинаково ,то больше то число, в котором число единиц больше.
-Как сравнить два двузначных числа если число десятков одинаково?
6.-Молодцы, ребята! А сейчас задача от лисы. Задача № 7 . Слушайте внимательно. Лиса очень хитрая.
В каждой стопке 10 тарелок. Сколько тарелок на верхней полке? Сколько на нижней? На какой полке больше тарелок: на верхней или на нижней ?
-О чём задача? (о тарелках)
-А где стоят тарелки? (на полке)
-На каких полках стоят тарелки?(верхней и нижней)
-А сколько тарелок в стопке?(10)
-Сколько тарелок на верхней полке?(4)
-Запишите число 4,отступите от цифры 4 две клеточки.
-Сколько тарелок на нижней полке?(11)
-Почему?
-Запишите число 11 в третьей клеточке.
-Сравните число тарелок на 1 и 2 полках.
-На какой полке тарелок больше?(на нижней)
-А почему?(…)
-Что можно сказать о тарелках на верхней полке?(их меньше )
-Какой поставим знак между числами 4 и 11?
- Запишите неравенство(4
- А если с верхней полки переставить на нижнюю 1 тарелку.
-Изменится ли неравенство? (нет)
-Почему?
- А если с верхней полки переставим 1 стопку.
- Изменится неравенство?(да)
-А почему?(добавили 1 десяток).
-Сколько станет тарелок на верхней полке(14)
-А на нижней ?(1)
-Как изменится неравенство?(141)
-Запишите неравенство.
-Молодцы, ребята! Мы помогли Колобку. Лиса отпустила его и он покатился дальше и дальше по дорожке. По пути встречался со многими лесными жителями, узнавал много нового и свои знания передавал другим. И, преодолев все испытания на своём пути, Колобок прикатился к нам в школу.
-И для вас, ребята, Колобок оставил задание, которое он советует выполнить вместе с родителями. Это интересные раскраски из сказки «Колобок».
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.
VI. Итог урока
-Ребята, а что же нового вы узнали на уроке?
-Какие бывают числа?
-Какие числа однозначные?
-Какие числа двузначные?
-Как можно сравнивать числа?
Спасибо за урок! До свидания!
Методист__________Елжова В.Н.
Учитель___________Тарахтиева Н.П.