1.учить ребят через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение; находить главное в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения;
2.обогащать речь учащихся «портретной» лексикой, формировать у учащихся наблюдательность;
3.воспитывать внимание к окружающим людям, воспитывать любовь к прекрасному.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент | Приветствие; проверка готовности к уроку, организует внимание | Готовят рабочее место |
2. Актуализация опорных знаний | 1. Проверка д/з Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски) 2. Работа у доски Записать эпиграфа под диктовку. … что есть красота, И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий - Сегодня мы проводим урок развития речи на тему: «Портрет. Описание внешности человека». Эпиграфом к нашему уроку возьмём слова Н.А.Заболоцкого. На уроке мы будем учиться через внешность человека постигать его внутренний мир, его характер и настроение, обогатим свой словарный запас «портретной» лексикой. 3. Фронтальный опрос Задает вопросы: - Ребята, а что такое литературный портрет? - Для чего словесный портрет вводится в художественное произведение? - Назовите основные элементы (виды) словесного описания внешности. (Фигура, поза, лицо, глаза, волосы) - Итак, описание внешности используется писателем как одно из средств характеристики героя (персонажа). 4. Индивидуальная работа по карточкам Учитель раздает карточки обучающимся (данный этап работы происходит в то же время, что и фронтальный опрос). Карточка 1. Синтаксический разбор предложения. Серый воробей купался в пыли. Карточка 2 Вставить буквы, поставить ударение. Тр..мвай, п..суда, т..пор, М..сква, адр..с, в..рота, ..гурец Карточка 3 Составить предложение из данных слов. Вера, бегут, на, Коля, купаться, речку, и Карточка 4 Подчеркнуть грамматическую основу. Определить вид предложения. Построить схемы. а) Коля рисует самолет. б) Котёнок широко открыл рот и жалобно мяукал. в) Вера пишет письмо, а Серёжа решает задачу. | Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р Читают эпиграф, записывают его в тетрадь. Отвечают на вопросы, пытаются сформулировать тему и цель урока Выполняют работу по карточкам Коптев С. Ипполитов В. Федеров И. Муравьев К. |
3. Постановка цели и темы урока. Изучение нового материала | Ставит перед учащимися проблему. - Определите, о портретах каких героев идёт речь и ответьте на вопрос: «Какие элементы внешности использует автор при описании героя?» 1.На святой Руси, нашей матушке, Не найти, не сыскать такой красавицы: Ходит плавно – будто лебёдушка; Смотрит сладко – как голубушка; Молвит слово – соловей поёт; Горят щёки её румяные, Как заря на небе божием; Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетённые, По плечам бегут, извиваются…(Алёна Дмитриевна, М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова») 2. «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира» (Снежная королева, Г. Х. Андерсен «Снежная королева») 3. «Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза».(Бирюк, И.С.Тургенев «Бирюк») - Внешность – это первое, что мы видим в человеке. Наш народ очень наблюдателен. О внешности он создал множество пословиц и поговорок. Какие из них вы помните? - Прочитайте пословицы. Какую вам захотелось объяснить? Листом красиво дерево, а одеждою – тело. В праздник – Груша, а в будень – клуша. Рот до ушей, хоть завязочки пришей. С лица воду не пить. - Ребята, а какая самая выразительная деталь на лице? (Глаза) - Правильно. Не случайно существует пословица «Глаза – зеркало души человека». Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение. М.А.Шолохов писал в «Судьбе человека»: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». Прочитав только этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадываться о тех испытаниях, которые выпали не его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза. | Анализируют данные высказывания и определяют о ком говорится в тексте, объясняют, чем схожи предложения, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока. Слушают учителя, анализируют предложения. |
4. Первичное закрепление | Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий. - Ребята, но портрет – это и жанр живописи, где художник показывает своё отношение к герою. Известные художники-портретисты – В.А.Тропинин, Ф.С.Рокотов, В.М.Васнецов, В.А.Серов. На доске вы видите портреты работы этих художников. Рассмотрите портреты и определите выражение глаз героев. Обратите внимание на этот портрет. Это «Портрет Струйской» художника Рокотова. Про людей, написанных Рокотовым, не скажешь: «Этот человек добрый, а этот злой». Или «Этот весёлый, а этот грустный». Рокотов знал: бывает, что человек смеётся, а на душе у него тоска. Или: сердится человек, потому что добр и желает другим добра. А разве редко встречается, что мы внимательно слушаем кого-то, а сами не переставая думаем о своём. Рокотов умел передать в портрете сложность человека, изменчивость его мыслей, чувств, настроения. Один из лучших его портретов – портрет Александры Петровны Струйской. В загадочных глазах Струйской поэт Заболоцкий увидел улыбку и слёзы, испуг и восторг, горячность и тоску. И он написал стихотворение об удивительном умении художника уловить тонкость и сложность человеческой души. Лексическая работа. - А сейчас проведём лексическую работу. Я зачитаю слова-определения глаз. Распределите эти слова в два столбика в зависимости от того, какие эмоции – положительные или отрицательные – они у вас вызывают. Наглые, бегающие, пустые, искромётные, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивлённые, задумчивые, блестящие, злые Работа по учебнику. Прочитать параграф 15 на странице 41. Выполнить упражнение 94, 95 (устно) Выполнить упражнение 96- комментированное письмо. | Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями. Слушают учителя, анализируют данные словосочетания, записывают их в тетрадь |
5. Физкультминутка | Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) | Выполняют физкультминутку |
6. Первичный контроль | Организует работу по применению новых знаний. Работа в паре. Подберите к данным причастиям существительные, объясните правописание причастий. Сощуренные (глаза), одухотворённое (лицо), сморщенные (губы), сдвинутые (брови), взволнованное (лицо), порозовевший (нос), заспанный (вид). - Описание внешности используется писателем как одно из средств характеристики героя - Зачитайте эпизоды повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», описывающие внешность героев. 1) «…Сыновья его только что слезли с коней…» - Какую цель ставит автор, описывая внешность сыновей Тараса? 2) Описание Андрия в последнем бою. - Какие определения использует Гоголь? - В каком стиле дано описание сыновей Тараса? (В художественном) - Описать внешность человека можно и в деловом стиле. К сожалению, мы всё чаще встречаемся с таким описанием. Например, «Потерялась девочка семи лет, зовут Ирина. Волосы русые, до плеч, глаза карие. Была одета в красное платье». Или: «Помогите найти преступника!». - Чтобы помочь людям в этих ситуациях, нужно быть очень наблюдательным. А сейчас посмотрим, насколько вы наблюдательны. В начале урока к нам в класс заходила девочка. Опишите её внешность. | Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку. Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы. |
7. Инф-я о д/з | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения д/р: На выбор: Параграф 13, упражнение 98 или написать сочинение- описание внешности человека. | Записывают д/р |
8. Рефлексия | Организует ситуацию итоговой рефлексии. Оценивает обучающихся, выставляет отметки Рефлексия «Лестница успеха» Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по «Лестнице успеха: Вы выбираете: - красный цвет, если испытываете затруднение; -жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применить его на практике; - зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике. | Анализируют свою деятельность |
9. Итог урока | - Итак, о чём нужно помнить, описывая внешность человека? ПАМЯТКА Описывая внешность человека, следует: стараться передать внутренний мир человека, его характер и настроение; выделять главное (неповторимое) в облике конкретной личности; правильно использовать «портретную» лексику. - Эта памятка будет с нами на уроке, когда мы будем писать сочинение-описание внешности человека. | Подводят итог урока |