МКОУ Новокирсановская ООШ
Внеурочная деятельность
Тема занятия:
Выполнила:
учитель начальных классов
С.И.Макарова
2014 -2015 уч.год
Тип урока: урок приобретения новых знаний.
Используемые методы: наглядный, практический
Урок помогает учащимся самим пронаблюдать процесс развития растения и выяснить факторы, влияющие на его рост.
Учитывая возрастные особенности учащихся (конкретно: преобладание наглядно-образного мышления) в ходе урока возможно использование мультимедийного оборудования для демонстрации презентации.
Цели: познакомить с наиболее распространенными комнатными растениями;
-учить распознавать комнатные растения и с правилами ухода за комнатными растениями.
-воспитывать бережное отношение к растениям.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять комнатные растения, их названия, страну происхождения, следовать правилам ухода за растениями, формулировать выводы из изученного материала.
Коммуникативные: уметь договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости; отвечать на незапланированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: знакомство с комнатными растениями, распознавание их на фотографии, рисунке и в натуральном виде, использование карточек.
Личностные: проявлять уважение к одноклассникам, проявлять заботу к растениям,бережно относиться к природе; иметь представление о причинах успеха в учебе.
Подготовительная работа: выучить стихи о комнатных растениях, найти растения , которые нуждаются в уходе (повядшие, с сухой землей, сухими листьями)
Оборудование: картинка Кота Леопольда, комнатные растения , коробочка с предметами для ухода за растениями, карточки
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Учитель. Послушайте сказку Б.Вовк “Чьи цветы лучше?”
Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, нарциссами…
- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.
- Нет, - возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!
Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, Иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…
Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблёкли.
- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели цикорий, гусиные лапки, хризантемы…
А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…
- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, - хвалится Зима.
Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.
- Как называются все растения, которые растут и цветут в зимнем саду?(комнатные)
III. Постановка темы и цели урока.
-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
(- Сегодня на уроке мы познакомимся с комнатными растениями, которые есть в нашем классе, с особенностями их жизни и с тем, как за ними ухаживать.)
IV. Работа по теме урока
История комнатных растений Искандерова Дарья.
Как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по-прежнему остались зелёными и даже цветут?
Условия роста и развития растений Приходченко Дмитрий.
Люди издавна украшали свой дом комнатными растениями, а зачем?(Ответы детей) Бетин Владимир.
Для чего же нам нужны комнатные растения?
Что необходимо растениям для роста и развития. Ядыкин Дмитрий
Условные знаки слайд 3
- В нашем классе много комнатных растений. Посмотрите на наш подоконник, какие цветы растут там, кто знает как они называются, давайте, познакомимся с ними поближе.
V. Практическая работа
-Ребята, к нам на урок пришел Леопольд. Послушайте , что он мне рассказал.
«Весной я посадил комнатный цветок в горшочек, ухаживал за ним, хотел подарить своей подружке на день рождения… но листочки засыхают, растение выглядит увядшим? Отчего же это происходит? (Леопольд забыл полить растение. Он не умеет ухаживать за растениями.)
- А как вы думаете, нам надо это знать?
- Так что же надо делать, чтобы комнатные растения нас радовали?
- Сейчас я предложу вам пробное действие. -Ребята , может быть, мы поможем Леопольду. Научим его ухаживать за комнатными растениями , ведь у нас хорошо растут и даже цветут комнатные растения на подоконнике. Работа по карточкам.
Рассказ детей как правильно ухаживать за растениями. (Поливать тёплой водой, рыхлить землю, протирать пыль с листочков, срезать сухие листочки.)
-Давайте сейчас поделимся на группы, и попробуем составить свои памятки по уходу за комнатными растениями и потом подарим памятку Леопольду.
Практическая работа в группах
Работа в группах, оформление памятки.
-А теперь давайте посмотрим , что у вас получилось?(каждая группа читает свои варианты памятки)
Обсуждение памяток.
-Что добавить? Что лишнее?
Памятка по уходу за комнатными растениями
Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.
Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
-Какую памятку мы подарим Леопольду?(выбор памятки )
-Леопольд, теперь ты знаешь как ухаживать за комнатными растениями, надеемся, что больше с твоими цветами подобного не случиться.
VI. Физкультминутка
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Дети сидят на корточках. С началом музыки постепенно выпрямляются, поднимают руки вверх и плавно разводят в стороны, снова поднимают руки вверх и соединяют их. Садятся на корточки, качают головой.
VII. Загадки о комнатных растениях.
Хотели детишки от мамы удрать,
Но мама сумела их всех удержать.
Вот так и висят те пучки-малолетки.
На нитях – зелёные растения-детки. Хлорофитум
Не подушка для иголок,
Не ежик, и не елка,
Но не даст себя в обиду,
Потому что весь в иголках.Кактус
Пахнет стебель и цветочки,
Опушённые листочки.
Ты пораньше утром встань
И полей свою …Герань
Стоит мокрый Ванёк,
А в кудрях – огонёк. Бальзамин (Огонёк)
Плоский, длинный, а не брус.
Полосат, но не арбуз. Сансевьера (щучий хвост)
-Ребята, а сейчас мы каждому растению прикрепим его паспорт
VIII. Итог урока.
-Чему научились на уроке?
-Что сделали полезного?
- Для чего же нам нужны комнатные растения?( на доске надпись Комнатные растения и от него стрелки)
-Забота о комнатных растениях делает человека добрее.
…Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(С. Вургун)
IX. Рефлексия
Приложение 1.
Карточка 1. Задание:
Внимательно прочитай вопросы.
Если знаешь ответ на вопрос – в колонку напротив, поставь +, и приготовься на него ответить.
Если не знаешь ответа – поставить ?
| Вопрос | На начало урока | На конец урока |
| Какие растения называются комнатными? | | |
| Почему комнатные растения называли заморскими? | | |
| В какой стране появились первые горшечные растения? | | |
| Как называются специально оборудованные помещения для выращивания комнатных растений? | | |
| Что необходимо растениям для роста и развития? | | |
| От чего зависят условия выращивания комнатных растений? | | |
| Как помогают комнатные растения человеку? | | |
Приложение2
Приложение 3
ХЛОРОФИТУМ
СПАТИФИЛУМ
БАЛЬЗАМИН
ХАМЕДОРЕЯ
САНСЕВЬЕРА
КЛИВИЯ
ТРАДЕСКАНЦИЯ
БЕГОНИЯ
ТОЛСТЯНКА
ФИТТОНИЯ