Тема урока: повторение темы «Предлог»
Цели урока: 1) систематизировать знания о предлоге; формирование навыка написания предлогов.
2) способствовать предупреждению ошибок в употреблении предлогов,
3) содействовать воспитанию нравственных качеств.
Тип урока: Урок-повторение.
Оборудование: карточки для опроса у доски, тесты, сигнальные карточки.
План урока
1 | Вступительное слово учителя | 2 |
2 | Опорное повторение (что такое предлог, виды предлогов по происхождению, какие предлоги пишутся слитно, какие раздельно, проверка домашнего задания). | 18 |
3 | Повторение темы предлог (беседа, работа с карточками) | 20 |
4 | Домашнее задание | 2 |
5 | Итог урока (обобщение и выводы) | 3 |
Ход урока:
Учитель: ребята, сегодня мы с вами повторим тему «Предлог».
Ученики записывают тему и число в тетради.
Учитель: Но вначале вы прочитаете свои сочинения.
Ученики читают сочинения по желанию.
Учитель: Давайте повторим, что такое предлог?
Ученики: предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетании и предложении.
Учитель: ребята, а какие виды предлогов по происхождению вы знаете?
Ученики: производные – образованы от других частей речи (в течение, ввиду, вследствие, насчёт и др.), непроизводные (к. на, в, от и др.).
Учитель: Ребята, как пишется выражение иметь в виду?
Ученики: выражение иметь в виду пишется в три слова.
Учитель: Ребята, в каких предлогах на конце пишется буква Е.
Ученики: в предлогах в течение, в продолжение, вследствие на конце пишется буква Е.
Учитель: Ребята, какие предлоги пишутся раздельно, какие слитно?
Ученики: предлоги – в течение, в продолжение, вследствие пишутся раздельно, а предлоги – вследствие, ввиду, насчёт, вместо, наподобие – слитно.
Учитель: ребята, давайте запишем диктант.
Впоследствии, по двое, на память, с разбегу, на совесть, за границу, как-нибудь, как будто, ветреный день, территория, иметь в виду, ввиду дождя, вдоль, поперёк, вблизи виднелся лес, надеяться на встречу товарищей, идти навстречу друг другу.
Ученики записывают диктант в тетради, затем выполняют тест.
Тест №1
1. Найдите неправильное утверждение.
А) Предлог – это служебная часть речи.
Б) Предлог употребляется с существительными, числительными и местоимениями.
В) Предлог является членом предложения.
2. В каком ряду все предлоги производные?
А) в воде, благодаря советам, от окна
Б) на земле, до чашки, кроме шуток
В) вследствие урагана, вроде бабочки, согласно распоряжению
3. В каком ряду все предлоги простые?
А) после урока, от тетради, с подругой
Б) в течение месяца, к подъезду, у калитки
В) от болезни, между строк, несмотря на дождь
4. Укажите производные предлоги.
А. Идти на встречу с друзьями.
Б. Шёл навстречу мне.
В. Вследствие нездоровья
Г. В следствии по делу об исчезновении
а) А, Б, В
б) Б, В
в) В, Г
5. В каком ряду все предлоги пишутся через дефис?
А) (со)мной, (из)под стола, (перед)ним
Б) (из)за горы, (из)под дивана, (по)над Волгой
В) (за)тем домом, (из)тех книг, (по)той дороге
6. В каком ряду все предлоги пишутся слитно?
А) (в)виду непогоды, (в)следствие снегопада, (во)преки требованиям
Б) иметь (в)виду, (в)заключение вечера, (в)течение занятия
В) (на)перекор стихиям, (в)близи станции, (из)за дождя
7. В каком предложении ( или предложениях) (НА)СЧЁТ является предлогом?
А) Он положил деньги (на)счёт в банке.
Б) Руководитель распорядился (на)счёт отъезда.
В) (На)счёт положены были новые валютные поступления.
8. В каком предложении (или предложениях) (В)ТЕЧЕНИ.. является существительным с предлогом?
А) Учащиеся хорошо занимались (в)течени.. всех уроков.
Б) (В)течени.. всего года мы много занимались.
В) (В)течени.. этой реки происходят резкие изменения.
9. В каком предложении предлог употреблён неверно?
А) Вдоль дороги стояли высокие дома.
Б) В силу сложившихся обстоятельств я нуждаюсь в твоей помощи.
В) Благодаря опозданию поезда он не успел вовремя.
10. В каком предложении предлог употреблён неверно?
А) Мальчик пришёл со школы.
Б) Он принял порошок от головной боли.
В) В аптеке продаются капли для лечения насморка.
Тест №2
1. Найдите верные утверждения.
А) Предлог служит для связи простых предложений в составе сложного.
Б) Предлоги не являются членами предложения.
В) Предлоги выражают различные отношения: временные, причинные и др.
2. В каком ряду все предлоги непроизводные?
А) поздравил с отпуском, от горы, под снегом
Б) на земле, вопреки предсказаниям, с другом
В) в продолжение недели, из-за тумана, во мгле
3. В каком ряду все предлоги составные?
А) около Москвы, несмотря на холода, на концерте
Б) близ Саратова, от врача, подле меня
В) по поводу переписки, в течение дня, в заключении речи
4. Найдите производные предлоги
А) (В)течени.. всего отпуска я не отдыхал.
Б) (В)течени.. реки много изгибов.
В) (Не)смотря на дождь, прогулка состоялась.
Г) Он прошёл, (не)смотря на нас.
а) А, В
б) В, Г
в) Б, В, Г
5. В каком ряду все предлоги пишутся через дефис?
А) (из)за снегопада, (под)крышей, (на)тарелке
Б) (ото)сна, (подо)мной, (во)всём
В) (из)под листвы, (из)за урагана, (по)над пропастью
6. В каком ряду все предлоги пишутся слитно?
А) (На)подобие треугольника, (из)под завала, (от)работы
Б) (Во)преки мнению, (в)следствие наводнения, (на)встречу солнцу
В) (В)течение урока, (в)продолжение четверти, (не)смотря на предупреждения.
7. В каком предложении (НА)ВСТРЕЧУ является существительным с предлогом?
А) Он двинулся (на)встречу мне
Б) Автобус ехал (на)встречу
В) Дети бежали (на)встречу с ветеранами.
8. В каком предложении предлог употреблён с существительным в дательном падеже?
А) Вокруг озера росли высокие сосны и ели.
Б) Благодаря регулярным занятиям я сдал экзамен.
В) Вблизи горы клубился густой туман.
9. В каком предложении предлог употреблён неверно?
А) Инструктор разъяснил нам о правилах поведения на воде.
Б) Пришло письмо из Армении.
В) Мне помогли таблетки от бессонницы.
10. В каком предложении предлог употреблён неверно?
А) Работа ведётся согласно графика.
Б) Погода благодаря циклону установилась дождливая.
В) Аптека находится напротив дома.
ОТВЕТЫ
№ зад. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Тест №1 | в | в | а | б | б | а | б | в | в | а |
Тест №2 | б, в | а | в | а | в | б | в | б | а | а |
Индивидуальная работа с карточками.
Один ученик пишет у доски, второй читает по тетради и определяет части речи.
Карточка №1
1. Вставить пропущенные буквы. Определить части речи.
(В)течени(е,и) многих лет; (в)продолжени(е,и) урока; (в)следстви(е,и) непогоды; шёл по тропинке, (не)смотря под ноги; узнал (в)последстви(е,и); (не)смотря на жару; (в)виду болезни; включить (в)следстви(е.и) новые документы; имей это (в)виду; поговорить (на)счёт похода.
2. Исправить ошибку и записать верно предложения:
1) Поезд ушёл согласно расписания. 2) Володя решил заниматься конным спортом наперекор желания родителей.
Решение карточки №1
1. В течение многих лет; в продолжение урока; вследствие непогоды; шёл по тропинке, не смотря под ноги; узнал впоследствии; несмотря на жару; ввиду болезни; включить в следствие новые документы; имей это в виду; поговорить насчёт похода.
2. 1) Поезд ушёл согласно расписанию. 2) Володя решил заниматься конным спортом наперекор желанию родителей.
Карточка №2
1. Вставить пропущенные буквы. Определить части речи.
Говорить (на)счёт работы; (не)смотря на метель; (в)виде бабочки; (в)следстви(е,и) ливня; шли, (не)смотря вниз; (в)продолжени(е,и) книги; (в)течени(е,и) года; (в)виду болезни.
2. Исправить ошибку и записать верно предложения:
1) Благодаря болезни я не был в театре. 2) Это было сделано вопреки приказа командира.
Решение карточки №2
1. Говорить насчёт работы; несмотря на метель; в виде бабочки; вследствие ливня; шли, не смотря вниз; в продолжении книги; в течение года; ввиду болезни.
2. Исправить ошибку и записать верно предложения:
1) Из-за болезни я не был в театре. 2) Это было сделано вопреки приказу командира.
Словарная диктовка с комментариями.
Захочешь увидеть в продолжении книги; дождь, не прекращавшийся в течение ночи; оставаться вследствие болезни; отдохнуть в продолжение недели; убедиться впоследствии; несмотря на погоду; не смотря в книгу.
Домашнее задание: выписать из учебника литературы 5 примеров с производными предлогами.
Подведение итогов урока: сегодня мы с вами повторили тему «Предлог»: вспомнили, что такое предлог, виды предлогов по происхождению, какие предлоги пишутся слитно, какие раздельно.
Комментирование и выставление оценок.
Дополнительные задания.
Работа с сигнальными карточками с буквами Е и И.
Ученики показывают карточку с буквой Е или И в зависимости от того, какая буква пишется на конце предлога.
Буква Е: вследствие, наподобие, вроде, в течение, в продолжение, по причине.
Буква И - впоследствии.
Диктант
Доехать до границы, находится в двух часах лёту, выбирались из трюма, остаться в каюте, объявить после старта, скрывшись за поворотом, брызги из-под кормы, вымпел на мачте, возникла за кормой. Закончить перед отплытием, остановиться из-за неисправности мотора, выглянуть из-за туч, задержаться из-за непогоды, оказаться вследствие нездоровья, вынырнуть из-под скалы, выросли благодаря дождям.
Синтаксический разбор предложения
Перепуганный зайчонок прибежал домой4.
(повествовательное, невосклиц, простое, распростр., неосложн.).