СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Повторение темы "Предлог"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: повторение темы «Предлог»

Цели урока: 1) систематизировать знания о предлоге; формирование навыка написания предлогов.

2) способствовать предупреждению ошибок в употреблении предлогов,

3) содействовать воспитанию нравственных качеств.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Повторение темы "Предлог"»

Тема урока: повторение темы «Предлог»

Цели урока: 1) систематизировать знания о предлоге; формирование навыка написания предлогов.

2) способствовать предупреждению ошибок в употреблении предлогов,

3) содействовать воспитанию нравственных качеств.

Тип урока: Урок-повторение.

Оборудование: карточки для опроса у доски, тесты, сигнальные карточки.

План урока

1

Вступительное слово учителя

2

2

Опорное повторение (что такое предлог, виды предлогов по происхождению, какие предлоги пишутся слитно, какие раздельно, проверка домашнего задания).

18

3

Повторение темы предлог (беседа, работа с карточками)

20

4

Домашнее задание

2

5

Итог урока (обобщение и выводы)

3



Ход урока:

Учитель: ребята, сегодня мы с вами повторим тему «Предлог».

Ученики записывают тему и число в тетради.

Учитель: Но вначале вы прочитаете свои сочинения.

Ученики читают сочинения по желанию.

Учитель: Давайте повторим, что такое предлог?

Ученики: предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетании и предложении.

Учитель: ребята, а какие виды предлогов по происхождению вы знаете?

Ученики: производные – образованы от других частей речи (в течение, ввиду, вследствие, насчёт и др.), непроизводные (к. на, в, от и др.).

Учитель: Ребята, как пишется выражение иметь в виду?

Ученики: выражение иметь в виду пишется в три слова.

Учитель: Ребята, в каких предлогах на конце пишется буква Е.

Ученики: в предлогах в течение, в продолжение, вследствие на конце пишется буква Е.

Учитель: Ребята, какие предлоги пишутся раздельно, какие слитно?

Ученики: предлоги – в течение, в продолжение, вследствие пишутся раздельно, а предлоги – вследствие, ввиду, насчёт, вместо, наподобие – слитно.

Учитель: ребята, давайте запишем диктант.

Впоследствии, по двое, на память, с разбегу, на совесть, за границу, как-нибудь, как будто, ветреный день, территория, иметь в виду, ввиду дождя, вдоль, поперёк, вблизи виднелся лес, надеяться на встречу товарищей, идти навстречу друг другу.

Ученики записывают диктант в тетради, затем выполняют тест.

Тест №1

1. Найдите неправильное утверждение.

А) Предлог – это служебная часть речи.

Б) Предлог употребляется с существительными, числительными и местоимениями.

В) Предлог является членом предложения.

2. В каком ряду все предлоги производные?

А) в воде, благодаря советам, от окна

Б) на земле, до чашки, кроме шуток

В) вследствие урагана, вроде бабочки, согласно распоряжению

3. В каком ряду все предлоги простые?

А) после урока, от тетради, с подругой

Б) в течение месяца, к подъезду, у калитки

В) от болезни, между строк, несмотря на дождь

4. Укажите производные предлоги.

А. Идти на встречу с друзьями.

Б. Шёл навстречу мне.

В. Вследствие нездоровья

Г. В следствии по делу об исчезновении

а) А, Б, В

б) Б, В

в) В, Г

5. В каком ряду все предлоги пишутся через дефис?

А) (со)мной, (из)под стола, (перед)ним

Б) (из)за горы, (из)под дивана, (по)над Волгой

В) (за)тем домом, (из)тех книг, (по)той дороге

6. В каком ряду все предлоги пишутся слитно?

А) (в)виду непогоды, (в)следствие снегопада, (во)преки требованиям

Б) иметь (в)виду, (в)заключение вечера, (в)течение занятия

В) (на)перекор стихиям, (в)близи станции, (из)за дождя

7. В каком предложении ( или предложениях) (НА)СЧЁТ является предлогом?

А) Он положил деньги (на)счёт в банке.

Б) Руководитель распорядился (на)счёт отъезда.

В) (На)счёт положены были новые валютные поступления.

8. В каком предложении (или предложениях) (В)ТЕЧЕНИ.. является существительным с предлогом?

А) Учащиеся хорошо занимались (в)течени.. всех уроков.

Б) (В)течени.. всего года мы много занимались.

В) (В)течени.. этой реки происходят резкие изменения.

9. В каком предложении предлог употреблён неверно?

А) Вдоль дороги стояли высокие дома.

Б) В силу сложившихся обстоятельств я нуждаюсь в твоей помощи.

В) Благодаря опозданию поезда он не успел вовремя.

10. В каком предложении предлог употреблён неверно?

А) Мальчик пришёл со школы.

Б) Он принял порошок от головной боли.

В) В аптеке продаются капли для лечения насморка.

Тест №2

1. Найдите верные утверждения.

А) Предлог служит для связи простых предложений в составе сложного.

Б) Предлоги не являются членами предложения.

В) Предлоги выражают различные отношения: временные, причинные и др.

2. В каком ряду все предлоги непроизводные?

А) поздравил с отпуском, от горы, под снегом

Б) на земле, вопреки предсказаниям, с другом

В) в продолжение недели, из-за тумана, во мгле

3. В каком ряду все предлоги составные?

А) около Москвы, несмотря на холода, на концерте

Б) близ Саратова, от врача, подле меня

В) по поводу переписки, в течение дня, в заключении речи

4. Найдите производные предлоги

А) (В)течени.. всего отпуска я не отдыхал.

Б) (В)течени.. реки много изгибов.

В) (Не)смотря на дождь, прогулка состоялась.

Г) Он прошёл, (не)смотря на нас.

а) А, В

б) В, Г

в) Б, В, Г

5. В каком ряду все предлоги пишутся через дефис?

А) (из)за снегопада, (под)крышей, (на)тарелке

Б) (ото)сна, (подо)мной, (во)всём

В) (из)под листвы, (из)за урагана, (по)над пропастью

6. В каком ряду все предлоги пишутся слитно?

А) (На)подобие треугольника, (из)под завала, (от)работы

Б) (Во)преки мнению, (в)следствие наводнения, (на)встречу солнцу

В) (В)течение урока, (в)продолжение четверти, (не)смотря на предупреждения.

7. В каком предложении (НА)ВСТРЕЧУ является существительным с предлогом?

А) Он двинулся (на)встречу мне

Б) Автобус ехал (на)встречу

В) Дети бежали (на)встречу с ветеранами.

8. В каком предложении предлог употреблён с существительным в дательном падеже?

А) Вокруг озера росли высокие сосны и ели.

Б) Благодаря регулярным занятиям я сдал экзамен.

В) Вблизи горы клубился густой туман.

9. В каком предложении предлог употреблён неверно?

А) Инструктор разъяснил нам о правилах поведения на воде.

Б) Пришло письмо из Армении.

В) Мне помогли таблетки от бессонницы.

10. В каком предложении предлог употреблён неверно?

А) Работа ведётся согласно графика.

Б) Погода благодаря циклону установилась дождливая.

В) Аптека находится напротив дома.

ОТВЕТЫ

№ зад.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тест

№1

в

в

а

б

б

а

б

в

в

а

Тест №2

б, в

а

в

а

в

б

в

б

а

а


Индивидуальная работа с карточками.

Один ученик пишет у доски, второй читает по тетради и определяет части речи.


Карточка №1

1. Вставить пропущенные буквы. Определить части речи.

(В)течени(е,и) многих лет; (в)продолжени(е,и) урока; (в)следстви(е,и) непогоды; шёл по тропинке, (не)смотря под ноги; узнал (в)последстви(е,и); (не)смотря на жару; (в)виду болезни; включить (в)следстви(е.и) новые документы; имей это (в)виду; поговорить (на)счёт похода.

2. Исправить ошибку и записать верно предложения:

1) Поезд ушёл согласно расписания. 2) Володя решил заниматься конным спортом наперекор желания родителей.

Решение карточки №1

1. В течение многих лет; в продолжение урока; вследствие непогоды; шёл по тропинке, не смотря под ноги; узнал впоследствии; несмотря на жару; ввиду болезни; включить в следствие новые документы; имей это в виду; поговорить насчёт похода.

2. 1) Поезд ушёл согласно расписанию. 2) Володя решил заниматься конным спортом наперекор желанию родителей.

Карточка №2

1. Вставить пропущенные буквы. Определить части речи.

Говорить (на)счёт работы; (не)смотря на метель; (в)виде бабочки; (в)следстви(е,и) ливня; шли, (не)смотря вниз; (в)продолжени(е,и) книги; (в)течени(е,и) года; (в)виду болезни.

2. Исправить ошибку и записать верно предложения:

1) Благодаря болезни я не был в театре. 2) Это было сделано вопреки приказа командира.

Решение карточки №2

1. Говорить насчёт работы; несмотря на метель; в виде бабочки; вследствие ливня; шли, не смотря вниз; в продолжении книги; в течение года; ввиду болезни.

2. Исправить ошибку и записать верно предложения:

1) Из-за болезни я не был в театре. 2) Это было сделано вопреки приказу командира.

Словарная диктовка с комментариями.

Захочешь увидеть в продолжении книги; дождь, не прекращавшийся в течение ночи; оставаться вследствие болезни; отдохнуть в продолжение недели; убедиться впоследствии; несмотря на погоду; не смотря в книгу.

Домашнее задание: выписать из учебника литературы 5 примеров с производными предлогами.

Подведение итогов урока: сегодня мы с вами повторили тему «Предлог»: вспомнили, что такое предлог, виды предлогов по происхождению, какие предлоги пишутся слитно, какие раздельно.

Комментирование и выставление оценок.


Дополнительные задания.

Работа с сигнальными карточками с буквами Е и И.

Ученики показывают карточку с буквой Е или И в зависимости от того, какая буква пишется на конце предлога.

Буква Е: вследствие, наподобие, вроде, в течение, в продолжение, по причине.

Буква И - впоследствии.

Диктант

Доехать до границы, находится в двух часах лёту, выбирались из трюма, остаться в каюте, объявить после старта, скрывшись за поворотом, брызги из-под кормы, вымпел на мачте, возникла за кормой. Закончить перед отплытием, остановиться из-за неисправности мотора, выглянуть из-за туч, задержаться из-за непогоды, оказаться вследствие нездоровья, вынырнуть из-под скалы, выросли благодаря дождям.

Синтаксический разбор предложения

Перепуганный зайчонок прибежал домой4.

(повествовательное, невосклиц, простое, распростр., неосложн.).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!