СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме "Дополнение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: объяснение нового материала.

Урок с элементами модульной технологии.

Средства обучения: ИКТ, учебник, тетрадь, карточки с заданиями.

Цель: продолжить формировать умения отличать главные члены предложения от второстепенных, расширить и углубить представление о дополнении как второстепенном члене предложения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Дополнение"»

Урок русского языка в 8 классе по теме «Дополнение».

Тип урока: объяснение нового материала.

Урок с элементами модульной технологии.

Средства обучения: ИКТ, учебник, тетрадь, карточки с заданиями.

Цель: продолжить формировать умения отличать главные члены предложения от второстепенных, расширить и углубить представление о дополнении как второстепенном члене предложения.

Ход урока

1. Организационный этап. (2 мин.)

Слайд 1. (пустой)

- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости.

- Сегодняшний урок я хочу начать с замечательных слов римского поэта Горация.

Слайд 2

«Если знаешь что-нибудь получше, поделись;

Если нет, у меня поучись».

Гораций

- Как вы понимаете эти слова?

- Вот так мы сегодня должны работать на уроке.


2. Вводно-мотивационный этап. (3 мин.)

- Сегодня, ребята, мы продолжаем работать над темой «Члены предложения». А тему урока я попрошу вас определить чуть позже. Сначала мы вспомним материал предыдущих уроков.


Слайд 3

Вы видите на слайде предложения, прочитайте их и сравните. Почему предложения записаны в 2 столбика?

1 2

Спортсмены были подготовлены. Тренеры подготовили спортсменов.

Утро было ясное, солнечное. Утро мы посвятили тренировке.

Штангисты – силачи. Я хочу быть штангистом.


(Ответ: в первом столбике предложения нераспространенные, во втором – распространенные).


- Докажите, что предложения второго столбика распространенные.

( Ответ: есть второстепенные члены предложения).


-Какие второстепенные члены встречаются в предложениях?

(Ответ: дополнение).


-Кто может определить тему урока?

(Ответ: Тема урока: дополнение.)


Записываем число и тему урока. (на доске)

Двадцать шестое ноября.

Дополнение.


- Ребята, скажите, пожалуйста, знакомы ли вы с данным членом предложения?

-Давайте вспомним, что вы уже знаете о дополнении?


(Ответ: дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет. Отвечает на вопросы косвенных падежей. Дополнение может быть выражено существительным, местоимением).


-А как вы думаете, зачем мы тогда сегодня снова обращаемся к этой теме?

(Ответ: чтобы узнать о дополнении больше).


-Итак, какой будет цель урока?

(Ответ: обобщить, повторить уже имеющиеся знания о дополнении и получить новые знания о нем).

- А что нового вы узнаете о дополнении и чему научитесь, вы скажете в конце урока.

3. Изучение нового материала. (15 мин.)

-Добывать новые знания по теме сегодня вы будете самостоятельно. У вас на партах лежат листы – маршруты ваших действий, в которых даны инструкции по выполнению заданий. Я прошу вас четко соблюдать все указания. Итак, начинаем работать. Выполняем 1 задание.

(Изучают теорию и заполняют пропуски в предложениях)

-- Итак, ребята, давайте проверим, что у вас получилось. Прочитайте информацию о дополнении. (Один ученик читает. Весь текст выводится на Слайд 4,5)

Дополнение - __второстепенный__член предложения, который обозначает__предмет_, отвечает на вопросы____косвенных падежей.___

Дополнения зависят от членов предложения, выраженных___глаголами, причастиями, деепричастиями_______, а также от членов предложения, выраженных ___существительными_________________

Дополнение может быть выражено_____существительными, местоимениями, любой частью речи в значении существительного, инфинитивом, синтаксически неделимым словосочетанием или фразеологизмом._____

Дополнения подразделяют на ____прямые _ и ___косвенные________

Прямые дополнения употребляются в вин.п. без предлога реже в род.п.__ падеже. Все остальные дополнения называются __косвенными________


- Все ли верно мы сказали?

- Переходим к выполнению 2 задания.


4.Тренировочные упражнения (20 мин.)

- Работай самостоятельно. В случае затруднения обратись к учителю. Оцени свои знания, силы и возможности, выбери соответствующий уровень заданий. Уровень А – простой, Уровень В – сложнее. Если ты выбрал уровень В и не можешь с ним справиться, не отчаивайся – возьми уровень А. После каждого задания не забывай сверять ответы по ключу и выставлять баллы в оценочный лист. Внимательно читай задания и следуй инструкции.

(выполняют упражнения)

Ответы на задания Уровня А

Задание 1. Задание 1. Сопоставьте предложения. Укажите, в роли каких членов предложения выступают выделенные слова. Запишите сразу ответы

Цель: развивать умение отличать дополнения от других членов предложения.

Слайд 6. Ответ: 1. Раскидистый дуб (подлежащее) возвышался на опушке леса. – На опушке леса я увидел раскидистый дуб (дополнение). 2. На верх мачты я прикрепил флаг (дополнение). – Наверху развевается флаг(подлежащее). 3. За поворотом мы увидели пруд (дополнение). – Пруд (подлежащее) тянулся вдоль деревни. 4. Ребята из сухих сучьев разожгли костер (дополнение). – Костер (подлежащее) разгорался сильнее. 5.Из-за крыш виднелся беловатый хребет (подлежащее) горы. – Вскоре туристы увидели вдали беловатый хребет (дополнение) горы.


Задание 2. Выпишите дополнения, укажите, чем они выражены.

Цель: развить умение определять способ выражения дополнения.


Слайд 7. Ответ:

1. Все молчат, и только Володька что-то (местоимение) бормочет.

2. Варька лежит на печи и прислушивается к отцовскому «бу-бу- бу» (звукоподражание).

3. К двум прибавить десять (числительное).

4. Ему (местоимение) приказали вернуться (глагол в н.ф. ).

5. Он выпил несколько чашек кофе (цельное словосочетание).

Задание 3. Спишите, вставьте пропущенные орфограммы. Найдите, подчеркните дополнения и определи их вид: прямое или косвенное.

Цель: научить различать прямое и косвенное дополнение.


Слайд 8. Ответ:

1. Осенью белочка делает большие запасы(прямое).
2. Приплыла к нему (косвенное) рыбка .

3. Ветер сломал дерево(прямое) .

4. Солнце осветило пшеничное поле (прямое).

5. К утру мороз высушил дороги (прямое) и тонким ледком (косвенное) затянул лужу (прямое).


Задание 4. Выполните тест.

Цель: проверить усвоение изученного материала.

Слайд 9. Ответы: 1 –б); 2 — б); 3 — а).

Ответы на задания Уровня В

Задание 1.

Слайд 6 Ответ:

1. Сказки Пушкина (дополнение) я люблю. – Сказки Пушкина (подлежащее) любимы всеми.

2. Письмо (дополнение) мне вручил брат. – Письмо (подлежащее) было вручено мне братом. 3. Лес окутал густой туман (подлежащее) . – Лес окутан густым туманом (дополнение) 4. Доклад мы поручили Пете (дополнение) . – Петя (подлежащее) должен был сделать доклад. 5. Дорожки усыпали листья (подлежащее). - Дорожки усыпаны листьями (дополнение)


Задание 2.

Слайд 7. Ответ:

1. Через несколько дней меня (мест.) выслушал врач.

2. Глубина впадины равна одиннадцати километрам (словосоч.).

3. Споры (существительное) мы отложили на завтра (нареч).

4. Безродного (прилаг.) пригрел и ввел в мое семейство.

5. Мы попросили девочку (существительное) спеть (глаг. В н.ф.).


Задание 3.

Слайд 8. Ответ:

1. Моя искренность поразила Пугачева (прямое дополнение).

2. Дай мне (косвенное), пожалуйста, молока (прямое дополнение).

3. Сказали, в течение дня не будет воды (прямое дополнение).

4. Я никому (косвенное) не позволю себя (прямое дополнение) обманывать.

5. Я ездила в город с подругой (косвенное)


Задание 4. Выполните тест.


Слайд 9. Ответы: 1 — б); 2 — в); 3 — а);



Ответы на задания Уровня С

Задание 3.

Ответ:

1.Наступила осень (подлежащее). – Я люблю осень (дополнение).

  1. Двадцать (подлежащее) — целое число. – Сто делится на двадцать (дополнение).

  2. Учиться (подлежащее) — всегда пригодится. – Я хочу учиться (дополнение).

  3. Немало людей (подлежащее) приходит сюда. – Мы пригласили немало людей (дополнение).

  4. Эта филькина грамота (подлежащее) никому не нужна.- Этот документ оказался филькиной грамотой (дополнение).



Задание 4.

Ответы: 1 — в); 2 — б); 3 — б);


5.Рефлексия (5мин)

- Итак, ребята, давайте подведем итог. Ответьте, пожалуйста на вопросы. Что нового вы узнали на уроке. Чему научились?

-Подведите, пожалуйста итоги вашей работы. Сосчитайте общее количество баллов. Максимально вы могли бы набрать 18 баллов.

-В зависимости от количества набранных вами баллов, выберете для себя домашнее задание.

Слайд 10.

18-16 – Написать мини-сочинение по теме «Роль дополнений в речи», параграф 177.

15-13 – упражнение № 165 (учебник «Практика»), параграф 177.

Менее 13 – упражнение № 164 (учебник «Практика»), параграф 177.














Маршрут действий

  1. Работайте в паре. Изучите теоретический материал по теме «Дополнение» в учебнике «Теория», параграф 177 и материал карточки «Изучаем теорию», заполните пропуски в предложениях в карточке «Изучаем теорию».

  2. Работай самостоятельно. В случае затруднения обратись к учителю. Оцени свои знания, силы и возможности, выбери соответствующий уровень заданий. Уровень А – простой, Уровень В – сложнее. Если ты выбрал уровень В и не можешь с ним справиться, не отчаивайся – возьми уровень А. После каждого задания не забывай сверять ответы по ключу и выставлять баллы в оценочный лист. Внимательно читай задания и следуй инструкции. Не забудь подписать фамилию и имя в оценочном листе.

Оценочный  лист

Ф.И.

Тема

Уровень сложности




Учебный элемент

Максимальное количество баллов за задание

Количество баллов за задание

Уровень А

Задание 1

5


Задание 2

5


Задание 3

5


Задание 4

3


Итого 18 б.

Итого:

Уровень В

Задание 1

5



Задание 2

5



Задание 3

5



Задание 4

3


Итого 18 б.

Итого:


Задание 3

5


Уровень С

Задание 4

3



Итого: 8 б.

Итого:

Критерии оценки:

18-16 – «5»

15-13 – «4»

12 – 9 – «3»

Менее 9 – «2»

Итого за все задания:

Самооценка:


Оценка учителя:





Карточка «Изучаем теорию»



Существуют следующие способы выражения дополнения.


Чем выражено

Примеры

1. Существительное в косвенном падеже

Я могу переплыть реку.


  1. Местоимение в косвенном падеже

(! Различных разрядов)

Думай обо мне (личное).
Расскажи о себе (возвратное).
Я хорошо вижу это (указательное).
Слушателям очень понравился романс, который (относительное) исполнил певец.
Кого(вопросительное) вы хотите увидеть здесь?
Всем (определительное) хотелось участвовать в празднике.
Кого-то (неопределенное) попросили позвонить.
Некому (отрицательное) было отвечать.

3. Любая часть речи в значении существительного:

А) прилагательное в значении существительного;

Б) причастие в значении существительного;

В) числительное в значении существительного;

Г) наречие в значении существительного;


Д) междометие в значении существительного

Е) звукоподражание в значении существительного

 


Большим все можно.


О присутствующих говорить не будем.

Разделите сорок на восемь.

О нашем завтра можно только догадываться.

Я слышу «ау» вдалеке.

Варька лежит на печи и прислушивается к отцовскому «бу-бу- бу».

  1. Инфинитив

Внимание! Следует отличать дополнение, выраженное инфинитивом, от составного глагольного сказуемого.

Глаголы, входящие в сказуемое, обозначают действие одного лица – подлежащего.

Он продолжил бежать кросс.

Глагол – дополнение относится к другому лицу.

Он предложил нам вернуться пораньше.

Командир приказал нам узнать все о происшествии.

5. Синтаксически неделимое словосочетание или фразеологизм

Я увидел деда с бабушкой.
Я нашел его больное место.


Понятие о прямом и косвенном дополнении.

Дополнения подразделяют на прямые и косвенные.

Прямые дополнения Косвенные дополнения

Обозначают предмет, Все остальные дополнения

на который направлено называют косвенными

действие. Употребляются в вин. п. Дети говорили о животных.

Без предлога (реже в род.п.)

Он подал мне книгу.


Обобщи полученные знания, заполнив пропуски в предложениях.


Дополнение - _______________________член предложения, который обозначает____________, отвечает на вопросы________________________


Дополнения зависят от членов предложения, выраженных_________, _____________, ________________, а также от членов предложения, выраженных ____________________


Дополнение может быть выражено____________________, ______________, ________________________, _______________________, _______________________________


Дополнения подразделяют на ___________ и __________


Прямые дополнения употребляются в _______________________ падеже. Все остальные дополнения называются _______________
























Задания уровня А (зеленые листы)

Задание 1. Сопоставьте предложения. Укажите, в роли каких членов предложения выступают выделенные слова. Запишите сразу ответы

Например: 1. Подлежащее – дополнение


Цель: развивать умение отличать дополнения от других членов предложения.

1.Раскидистый дуб возвышался на опушке леса. – На опушке леса я увидел раскидистый дуб. 2. На верх мачты я прикрепил флаг. – Наверху развевается флаг. 3. За поворотом мы увидели пруд. – Пруд тянулся вдоль деревни. 4. Ребята из сухих сучьев разожгли костер. – Костер разгорался сильнее. 5.Из-за крыш виднелся беловатый хребет горы. – Вскоре туристы увидели вдали беловатый хребет горы.

( За каждый правильный ответ 1 балл, максимум 5 баллов)


Задание 2. Выпишите дополнения, укажите, чем они выражены.

Например: 1. Что-то – местоимение


Цель: развить умение определять способ выражения дополнения.


1. Все молчат, и только Володька что-то бормочет.

2. Варька лежит на печи и прислушивается к отцовскому «бу-бу- бу».

3. К двум прибавить десять.

4. Ему приказали вернуться.

5. Он выпил несколько чашек кофе.

(За каждый правильный ответ 1 балл, максимум 5 баллов)


Внимание! Если ты за 2 задания набрал 10-9 баллов, возьми уровень В (голубые листы) и выполни 3 и 4 задания. Если набрал 8 и менее продолжи работу на этом уровне.

Задание 3. Спишите, вставьте пропущенные орфограммы. Найдите, подчеркните дополнения и определи их вид: прямое или косвенное.

Цель: научить различать прямое и косвенное дополнение.

1. Осен_ю бел_чка дела_т большие запасы.
2. Пр_плыла к н_му рыбка .

3. Ветер сл_мал дерево .

4. Со_нце осв_тило пш_ничное поле.

5. К утру м_роз высушил дороги и тонким ле_ком зат_нул лужу.

(За каждый правильный ответ 1 балл, максимум 5 баллов)

Задание 4. Выполните тест.

Цель: проверить усвоение изученного материала.

1. Укажите, в каком предложении есть дополнение:

а) Сырая ночь ворочалась под окнами.

Б) Она искала что-то в палисаднике.

В) Мы прошли вперед.

Г) Солнце показалось из-за облаков.

2. Укажите, в каком предложении есть прямое дополнение:

а) Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга.

Б) Я услышал едва заметный шорох.

В) Близко к морю подходят сады.

Г) Берег защищен от туманов горами.

3. Укажите предложение, в котором дополнение выражено словосочетанием:

а) Он любил подражать голосам птиц.

Б) На липах сильнее стали жужжать пчелы и шмели.

В) Мы подошли к ручью напиться.

Г) Нам советовали поехать на интересную экскурсию.




























Задания уровня В (голубые листы)

Задание 1. Сопоставьте предложения. Укажите, в роли каких членов предложения выступают выделенные слова. Запишите сразу ответы.

Например: 1. Дополнение – подлежащее.

Цель: развивать умение отличать дополнения от других членов предложения.

1. Сказки Пушкина я люблю. – Сказки Пушкина любимы всеми.

2. Письмо мне вручил брат. – Письмо было вручено мне братом. 3. Лес окутал густой туман. – Густой туман окутал лес. 4. Доклад мы поручили Пете. – Петя должен был сделать доклад. 5. Дорожки усыпали листья. – Листья усыпали дорожки.

(За каждый правильный ответ 1 балл, максимум 5 баллов)

Задание 2. Выпишите дополнения, укажите, чем они выражены.

Например: 1. Меня – местоимение

Цель: развить умение определять способ выражения дополнения.

1. Через несколько дней меня выслушал врач.

2. Глубина впадины равна одиннадцати километрам.

3. Споры мы отложили на завтра.

4. Безродного пригрел и ввел в мое семейство.

5. Мы попросили девочку спеть.

(За каждый правильный ответ 1 балл, максимум 6 баллов)


Внимание! Если ты за 2 задания набрал 10-9 баллов, подними руку и попроси у учителя уровень С (красные листы) и выполни 3 и 4 задания. Если набрал 8 и менее продолжи работу на этом уровне.


Задание 3. Спишите. Вставьте пропущенные орфограммы. Найдите, подчеркните дополнения и определи их вид.

Цель: научить различать прямое и косвенное дополнение.

  1. Моя искре_ость п_разила Пугачева.

  2. Дай мне, пожалу_ста, молока.

  3. Сказали, в течени_ дня не будет воды.

  4. Я никому не позволю себя обман_вать.

  5. Я ездила в город с подругой.

( За каждый правильный ответ 1 балл, максимум 5 баллов)


Задание 4. Выполните тест.

Цель: проверить усвоение изученного материала.


1. Укажите предложение, в котором выделенное словосочетание является дополнением:

а) Мастер на все руки починил мне телефон.

Б) Ветер поднимает тучи пыли.

В) Встретить бой готовится молодец удалый .

г) Слава о талантливом мастере дошла до самого царя.

2. Найдите предложение с прямым дополнением:

а) Книги лежали на столе.

Б) Живу, горжусь сынами.

В) Хозяйка жарко натопила печь.

Г) Лесник шагнул через порог.

3. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме:

а) Мать велела поставить чайник.

Б) Мы решили укрыться от дождя.

В) Желание учиться овладело мальчиком.

Г) Помнить – значит предвидеть.



































Задания уровня С (красные листы)


Задание 3. Составьте с данными словами и словосочетаниями предложения, в которых они выступают вначале как подлежащие, затем — как дополнения (формы слов можно менять).

Осень, двадцать, учиться, немало людей, филькина грамота.

Цель: развивать умение отличать дополнения от других членов предложения. ( За каждый правильный ответ 1 балл, максимум 5 баллов)

Задание 4. Выполните тест.

Цель: проверить усвоение изученного материала.


1. Укажите предложение, в котором есть косвенное дополнение.

А) Я всегда любил море.

Б) Собирать грибы надо осторожно.

В) В муху князь оборотился.

Г) Царевич выстроил хрустальный дом.

2. Укажите предложение, где неверно выделено дополнение.

А) Буря сломала тополь под моим окном.

Б) Долгожданное солнце закрыло облако.

В) Дедушка включил телевизор.

Г) Печенье из рисовой муки съел Петя.

3. Укажите предложение, где дополнение выражено фразеологизмом.

А) Кудрявый сумрак за горой рукою машет белоснежной.

Б) Я не буду отвечать на этот щекотливый вопрос.

В) Меня поздравили с днем рождения.

Г) Каждый должен ненавидеть ложь и жадность.