СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок по русскому языку проводится как итоговый, с целью формирования текстовую информацию , выделять из большого количества информации главное, а так же уметь представлять свой проект. Тип урока -комбинированный, форма-проект. Так же к уроку составлена презентация, шаблон проектов.
МБОУ ``Гимназия № 11, им. К.А.Тренёва`` учитель начальных классов I квалификационной категории Петрик Людмила Васильевна
Предмет: Русский язык Класс: 3- В класс Тема урока: Проект ``Рассказ о слове`` Тип урока: Комбинированный Форма проведения:Урок - проект Цель: формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект. Планируемый результат обучения:обучающиеся научатся подбирать из разных исто-чников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулиро-вать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации. Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохра-нять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Основные понятия: антонимы, синонимы, фразеологизмы Межпредметные связи: чтение, музыка, изобразительное искусство Ресурсы: «Русский язык» 3 класс 1ч., В.П.Канакина, В.Г.Горецкий;шаблон для проектов учащихся, компьютер, электрон- ая презентация, карточки для групповой работы, маркеры, шаблоны для составления синквейна,бумага(формат А3),рабо- чие тетради, словари: толковый,антонимов,синонимов, фразеологизмов , сборники загадок и пословиц.
Ход урока
Этапы , содержание уроков | Формируемые УУд |
I этап. Организационный момент. Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки Учитель- Вот книжка, вот тетрадка, Ученики – Не хочется играть сейчас нам в прятки, и не будем пускать самолётик бумажный Учитель –Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный. Будьте внимательны, а ещё стара-тельны. Ждут задания интересные вас! Ученики – Будет дружно работать весь 3-В класс! - Сегодня, ребята, у нас необычный урок! И что бы он прошёл плодотворно вместе произнесём девиз урока: «Каждый день везде и всегда. Наша цель на уроке тверда: смело, чётко говорим знания нужные повтроим!,» (вместе) СЛАЙД Ы № 1-2 | Личностные УУД: умение приго-товить рабочее место Регулятивные УУД:умение эмоци-онально настроиться на работу
|
II этап. Самоопределение к деятельности Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели - У вас на партах конверты с заданиями. Вам нужно составить предложение. У каждого из вас од-но из слов строчки стихотворения, которое мы читали на предыдущем уроке чтения.Для того, что бы вам было легче найти продолжение строки, ключевое слово стихотворения СЛОВО! Карточки с продолжение строчек на соседних партах. Обязательное условие-ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УРОКЕ !!! (дети встают со своих мест и собирают смысловые строки ,таким образом они распределяются на группы) - Теперь давайте соединим стихотворение и послушаем, что у нас получилось !(дети читают) Слова бывают разные, слова бывают всякие СЛАЙД №3 Слова бывают ясные –твёрдые и мягкие, Слова бывают смелые , упрямые , суровые, Но непременно дело стоит за каждым словом - Назовите автора этого стихотворения (С.Баруздин) - И вот мы сегодня будем заниматься делом - очень важным и нужным! О чём было стихотворе-ние? Что такое слово? -Для чего нужны слова? Что вы знаете о словах? Объясните значение выражений - Сегодня необычный урок. Вы будете заниматься исследовательской практической деятельнос-тью, будем учиться составлять проекты. - Определите тему наших проектов? СЛАЙД №4 -Какую цель поставим на уроке? | Познавательные УУД Формирование целостной карти-ны мира,познавательной цели все-го урока |
III этап. Работа над проектом Цели: 1.Работа по формулированию учебных задач урока 2.Поиск источников информации. 3.Выработка критериев оценивания работ Цель сегодняшней работы – из большого количества информации о слове–выбрать главное и пред- ставить в виде проекта ``Рассказ о слове``.-Что такое слово? –Теперь обратимся к словарям? Слово- СЛАЙД №5 - Рассмотрите план (шаблон )составления проекта СЛАЙД №6, который составлен для того, что-бы достигнуть цели, давайте сформулируем задачи проекта. -Какими источниками информации воспользуетесь? -По каким критериям предлагаете оценивать работу групп?( на партах у ребят критерии оцени-вания работы в группах) -Какие правила работы в группе надо соблюдать? | Регулятивные УУД принимать и сохранять учебную задачу; Формировать умение способности к саморазвитию |
Физминутка для глаз Глазки видят всё вокруг, обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано - где окно, а где кино. Обведу я ими круг, погляжу на мир вокруг. | |
IVэтап. Работа в группах. СЛАЙД №7 Цель: создание проекта``Рассказ о слове`` Защита проектов, самооценка групп - На столах у каждой группы план работы над проектом, по которому вы будете, выполняя зада-ния по очереди, готовить проект, а так же оценивать работу других . Все задания нужны для за-щиты проекта от каждой группы. (Задания для 3групп в конвертах, слова по количеству детей в группе) Задание 1: для 1 группы слова, наклеенные на картинки школа ( учитель, учительский, научит, учитывать, учить.) для 2 группы слова, наклеенные на картинки книга ( сказка, сказывать, сказочный, предсказывать, рассказ, замазка) для 3 группы слова, наклеенные на картинки животные (лиса, лиска, лисонька, лисий, лесной) - Найдите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее. Определите ключевое слово , объясните его лексическое значение. СЛАЙД № 8 1 группа - учитель 2 группа - сказка 3 группа - лиса (оценивание работы каждой группы и листочек за каждый пункт работы) Задание 2: ( в конверте шаблоны для работы над проектом,образец СЛАЙД № 9) - К каждому слову подобрать антоним, синоним. Провести работу с жанрами УНТ :составить загадку, пословицу, фразеологизм с данным словом. В помощь для этой работы у вас на столах разные источники информации (словари, сборники) (оценивание работы каждой группы и листочек за каждый пункт работы) Задание 3: СЛАЙД №10 - Составить предложения с каждым словом, записать на листочках, выбрать от группы са-мое правильное предложение и прочитать. (оценивание работы каждой группы и листочек за каждый пункт работы) Задание 4: СЛАЙД №11 - Нарисовать рисунок ключевого слова, а так же подобрать к каждому слову схему и разоб-рать все слова по составу.(оценивание работы каждой группы и смайлик на ступеньку за работу) - Представить свой проект ``Рассказ о слове`` по этапам (приложение №1) | Регулятивные УУД проявлять познавательную ини-циативу в учебном сотрудни-честве Коммуникативные УУД умение вступать в диалог; умение договариваться; умение запросить недостающую информацию у учителя;
|
Физминутка Вновь у нас физкультминутка наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать и совсем не уставать. Голова устала тоже. так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка. |
|
Vэтап. Рефлексия деятельности Самооценка деятельности – Благодарю вас за отличную работу на уроке! – Полезным ли был он для вас? Что делали? Чему вы научились? – Что нового вы сегодня узнали в результате нашего урока? – Какие навыки и умения усовершенствовали? Кто был самым активным в группе? – Кто доволен своей работой? Почему? – Какие трудности вам встречались? Как вы их преодолевали? Хочу закончить урок замечательным стихотворением Т.Орловой ``Легенда о слове``. Текст этого стихотворения так же у вас на партах. Т.Орлова ``Легенда о слове``. СЛАЙД № 12 Не просто с уст сорвалось слово: – Мне бы очень хотелось, что бы этот урок помог еще больше полюбить свой родной язык, свой народ, свою Родину!!!! – Наш урок закончился, а какое у вас настроение? Возьмите из конвертика смайлик и изобразите своё настроение. Молодцы! Всего доброго! | Рефлексивные умения: умение отвечать на вопросы |
Проект «Рассказ о слове»
|
записываем _________________
Лексическое значение слова:
_________________________________________________________________
Однокоренные слова: ___________________________________________
_______________________________________________________________
Антонимы: ____________________________________________________
Синонимы:_____________________________________________________
Фразеологизм:
__________________________________________________________________
Сочетаемость слова (словосочетания):
__________________________________________________________________
Пословица:
__________________________________________________________________
Загадка
___________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
Предложение с этим словом.
________________________________________________________________
Выполни__: ______________, учени___ 3 «В» класса
Урок русского языка
Проект «Рассказ о слове»
Подготовила учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 11, им.К.А.Тренёва» Петрик Людмила Васильевна
Наш девиз:
«Каждый день везде и всегда! Наша цель на уроке тверда: смело, чётко говорим, знания нужные повтроим!,»
Слова бывают разные, слова бывают всякие Слова бывают ясные – твёрдые и мягкие, Слова бывают смелые , упрямые , суровые, Но непременно дело стоит за каждым словом (С.Баруздин)
проектов?
-Какую цель поставим на уроке?
Слово-
1.Единица языка,служащая для наименования понятий,предме-тов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.
2.Речь,способность говорить. (из толкового словаря русского языка
С.И.Ожегова)
План составления проекта «РАССКАЗ О СЛОВЕ»
произносим [_________________]
записываем _________________
Лексическое значение слова:
Однокоренные слова:
Антонимы:
Синонимы:
Фразеологизм:
Сочетаемость слова (словосочетания) :
Пословица:
Загадка
Предложение с этим словом
Рисунок
Работа в группах.
Цель: создание проекта ``Рассказ о слове``
ЗАДАНИЕ 1: ДЛЯ 1 ГРУППЫ УЧИТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬСКИЙ, НАУЧИТ, УЧИТЫВАТЬ, УЧИТЬ ДЛЯ 2 ГРУППЫ СКАЗКА, СКАЗЫВАТЬ, СКАЗОЧНЫЙ, ПРЕДСКАЗЫВАТЬ, РАССКАЗ, ЗАМАЗКА ДЛЯ 3 ГРУППЫ ЛИСА, ЛИСКА, ЛИСОНЬКА, ЛИСИЙ, ЛЕСНОЙ
1 группа – учитель
2 группа -сказка
3 группа - лиса
Задание 2: К каждому слову подобрать ан-тоним,синоним.Провести рабо-ту с жанрами УНТ:составить загадку,пословицу, фразеоло-гизм с данным словом.
Задание 3: Составить предложения с каж-дым словом, записать на лис-точках, выбрать от группы са-мое правильное предложение и прочитать.
Задание 4:
Нарисовать рисунок ключевого слова, а так же подобрать к каждому слову схему и разоб-рать все слова по составу.
Т.Орлова ``Легенда о слове``.
Не просто с уст сорвалось слово: Все звуки связаны толково. Обогатился наш язык С момента радости: « Я – ЗЫК! » И зычно эхо раздавалось … По смыслу звуками вязались Слова. Судачили, рядили, Друг с другом люди ГОВОРИЛИ. И ритм слогов, и слов движенье В потоке звукоизверженья Наружу властно вырывались, И новые слова рождались. Пласты глубинные скрижалей Так просто тоже не лежали: Искусство речи, мудрость СЛОВА Сердца людей волнуют снова! Открыв источник красоты К словам прислушайся и ты !
© 2017, Петрик Людмила Васильевна 6245 265