СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка для 2 класса по теме "Приставка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка представлет защиту проекта на тему: "Рассказ о слове". Уроку предшествует работа по созданию коллективного проекта.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка для 2 класса по теме "Приставка"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: Приставка


ФИО

Макеева Ирина Павловна

Должность

учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

2 класс

Номер урока в теме

Урок № 9 в теме «Состав слова»

Базовый учебник

Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. – М.: Просвещение, 2012.


  1. Цель урока: формирование представления детей о приставке как значимой части слова.

  2. Задачи урока:

    • познакомить с приставкой, как значимой частью слова;

    • научить детей выделять приставки в словах и образовывать слова с помощью приставок;

    • расширить словарный запас.

9. Планируемые результаты:

учащиеся должны знать: роль приставок при образовании новых слов, какое значение приставка придает слову;

учащиеся должны уметь: выделять приставку в слове, употреблять приставки при написании слов.

  1. Тип урока: урок освоения нового знания

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная.

  3. Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор.

  4. Структура и ход урока


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


  1. Целеполагание и мотивация.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Быть должны у нас в порядке

Книжки, ручки и тетрадки.

Садимся, открываем тетради и записываем число, классная работа.


  1. Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднений.

Каллиграфическая минутка

Б//бб//Б//бб

Подчеркните самую красивую букву.

Сегодня на уроке у нас у каждого будут «солнышки грамотности» Если, задание выполнено правильно, без ошибок, значит, вы все поняли и будете раскрашивать лучик красным. А если что-то не получилось, непонятно, и допущены ошибки, то луч солнышка нужно раскрасить желтым. Солнышко всё равно должно сиять. Потренируемся. Оцените первую запись у себя в тетради.

На второй строчке напишите один раз слово берёза

- Что вы можете сказать об этом слове? Какое оно? Сколько букв, звуков, каких, слогов?

(Словарное слово, 6 букв, 6 звуков, 3 гласных, 3 согласных, 2 мягких, 1 твердый)

Мы с вами выполнили коллективный проект на тему «Рассказ о слове» и сегодня будем рассказывать о слове «берёза», ребята изучали художественные произведения и произведения устного народного творчества, в которых говорится о берёзе, символе России.

Какое у него лексическое значение? (Берёза – это лиственное дерево…) (слайд №2)

Каковы истоки этого слова? (слайд №3)


  1. Выявление места и причины затруднений.

- Давайте запишем слова, родственные слову берёза.

- Сравните, такие слова ребята придумали в проекте. (слайд №4)

- Ребята, вы выполнили еще одно задание, кто не сделал ошибок, раскрасьте лучик красным карандашом, кто допустил ошибки, желтым.

Найдите здесь слово, которое отличается от всех остальных по своей структуре.

Подберёзовик

- Это слово будет родственным или нет? (Будет, потому, что имеет такой же корень берёз и сходно по смыслу. Появилась частичка перед корнем. Что это, может кто-нибудь знает? Это приставка.


  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Сформулируем правило:

- Это часть слова или целое слово?

- Где стоит в слове?

- Для чего служит?

(Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

- Послушаем профессора Самоварова. Что он говорит про приставку.

- Вклеим правило к себе в справочник.

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она,

И при помощи приставок

Образуются слова.


  1. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи.

- Вернёмся к нашему проекту. Ребята, узнали очень много загадок про берёзу. (слайд №5) Запишите в тетрадь одну из них. (Один пишет на доске с листа).

- Найдите слова с приставками и выделите их.

- Ребята, вы выполнили еще одно задание, кто не сделал ошибок, раскрасьте лучик красным карандашом, кто допустил ошибки, желтым.

- Смотрите, сколько ещё загадок. (слайд №6)

- В последней загадке найдите слова с безударной гласной в корне слова. Как проверить?


  1. Физкультминутка

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)


  1. Самостоятельная работа и самопроверка по эталону.

- Выполним задание интерактивного характера.

- Русский народ считает берёзу символом чистоты, женственности, одним из любимых деревьев, поэтому много пословиц придумал про берёзу.

- Прочитайте, запишите самую понравившуюся. (слайд №7)

- Обратите внимание на последнюю пословицу. Что она обозначает? Образуйте новые слова с помощью приставок.


- Ребята нашли даже фразеологизм со словом «берёза». (слайд №8)

- Что он обозначает?

- Не забывайте оценивать себя и раскрашивать лучики солнышка.


  1. Включение в систему знаний и повторение.

- В каких еще литературных жанрах часто можно встретить берёзу? (слайд №9) Правильно, в стихах. Береза всегда была источником вдохновения писателей и поэтов. Российским символом береза стала благодаря поэту Сергею Есенину. В его стихотворениях она вызывает ассоциации с малой родиной, родным домом, русской глубинкой.

- Какие стихи уже учили?

- Выпишите слова с приставками.

В заключение урока прозвучит стихотворение Всеволода Рождественского «Берёза». (слайд №10)


  1. Рефлексия. (слайд №11)

Давайте докрасим наши лучики. Если считаешь, что хорошо потрудился на уроке, луч красный, если не очень хорошо, луч желтый. Давайте прикрепим «солнышки» на доску, чтобы все увидели, как вы сегодня работали на уроке.


  1. Итог урока.

- Что понравилось на уроке?

- Что вызвало трудность?

- Что такое приставка?


  1. Домашнее задание.

Упр 76 стр 58 (запиши слова в два столбика)










Технологическая карта урока


План урока

Задачи этапа

Компоненты учебной деятельности

Методы, приёмы

(по уровню познават. деят.)

Форма организации

Средства обучения

Прогнозируемый результат

1. Целеполагание и мотивация.


Настроить учащихся на работу в течение всего урока

Мотивационный

Формирование познавательной активности

Словесный

Фронтальная






Полная готовность класса, быстрое включение уч-ся в деловой ритм




2.Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднений.


Активизировать знания учащихся, необходимые для изучения нового материала.


Мотивационный

Постановка учебной задачи через поисковую деятельность.


Проблемная ситуация

Частично-поисковый

Наглядный

Фронтальная



доска

экран

солнышко грамотности


Целеполагание, самостоятельное определение целей и задач урока, подготовка к усвоению материала.

3. Выявление места и причины затруднений.

Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас




Операционный


Опознавание орфограмм,

развитие

фонематического слуха и речи Пошаговый самоконтроль и самооценка

Словесный

Наглядный








Фронтальная

Индивидуальная


доска

экран

тетрадь


солнышко грамотности

Самостоятельное составление ряда однокоренных слов, вычленение слова, отличного по структуре.

4. Построение проекта выхода из затруднения.


Сформулировать правило.






Операционный Развитие познавательной активности


Словесный

Практический


Фронтальная

Индивидуальная


доска

экран

тетрадь

солнышко грамотности

орфографические словари

Каллиграфически правильно написанные буквы





5. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи.

Применять на практике полученные знания

Развивать фонетический слух

Регулирующий

Самооценка

Развитие орфографической зоркости,

Практический




Групповая

Индивидуальная





доска

экран

тетрадь

солнышко грамотности

орфографические словари

Активные действия учащихся по определению слов с приставками. Уметь находить слова на изученные орфограммы.

6. Физкультминутка

Здоровьесберегающие технологии



Коллективная



Снятие мышечного и нервного напряжения

7. Самостоятельная работа и самопроверка по эталону.


Закрепить знания на практике.




Регулирующий

Пошаговый самоконтроль

Итоговый взаимоконтроль

Практический

репродуктивный



Фронтальная

Индивидуальная


доска

экран

тетрадь

солнышко грамотности


Уметь самостоятельно определят слова с приставками.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Применять на практике полученные знания


Пошаговый самоконтроль


репродуктивный

Групповая

экран

тетрадь

солнышко грамотности


Активные действия учащихся по определению слов с приставками.

9. Рефлексия.

Итог урока


Дать анализ и оценку успешности достижения целей урока.

Итоговая самооценка и самоконтроль




репродуктивный









Фронтальная

солнышки грамотности

доска


Получение учащимися информации о реальных результатах учёбы, открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценки

10. Домашнее задание

Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения д/з

Регулирующий




учебник




Реализация необходимых, достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми учащимися.















Приложение.

«Солнышки грамотности»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!