СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Приставки".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок показывает различные приемы работы над темой.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Приставки".»

Урок русского языка в 5 классе

Учитель: Джидзалова Светлана Владимировна

Тема. Приставки

Цели:

- сформировать у уч-ся понятие о приставке как значимой части слова, показать роль приставок в образовании слов;

-развить умение видеть приставку в слове, определять её значение, отличать от предлога;

побудить к активной работе, вызвать интерес, пробудить любознательность.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1 Актуализация учебных действий. Фронтальный опрос:

Какой раздел языка мы изучаем?

Назовите морфемы слова. Как найти основу слова? А если слово неизменяемое?

Какая морфема в слове главная? Назовите корни слов ( по дом. заданию)

2 Вспомним, что такое однокоренные слова. Задание по группам: к данным словам подобрать по три однокоренных слова ( 1 мин. на задание):

1 гр. : голос

2 гр. : море

3 гр. :сила

Проверяем , затем смотрим на экран. Выразительно читаем стихотворные строчки:

а) Лес зеленый кругом, молодой и росистый,

а в лесу тишина.

б) Лапы ёлок прикрыли избушку,

где живёт дядя Вася – лесник.

(повторяем орфограммы корня и понятия «однокоренные слова и формы слова)

3 Прослушайте сказку ( см. на экран)

Жил-был много тысяч лет назад корень «лет». Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А корень и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди корень «лет», и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий… Много ростков появилось от корня «лет». Все они на корень похожи, но и своё в каждом есть.

Задание уч-ся : объясните смысл последнего предложения. Нарисуйте дерево, которое выросло из корня «лет». Надпишите каждый росток родственным словом. У кого больше слов- ростков?

Проверяя, спрашиваем детей: какие морфемы помогали вам при образовании родственных слов? А о какой морфеме говорю я:

Служит для образования новых слов, стоит перед корнем, может состоять из 1, 2, 3, 4 букв

4. Формулируем новую тему: Приставки

Читаем эпиграф к теме урока ( см. на экран):

Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков!

Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них.

В разнообразии приставок таится разнообразие смысла…

К.И.Чуковский

Спросим детей, на какую особенность приставок указывает автор.

Затем: найдите приставку в слове «приставка». От какого слова оно образовалось?

Цепочка: ставить- приставить-приставка

Что же такое приставка? Формулируем и проверяем себя по учебнику.

Наша задача: научиться выделять приставку в слове, определять, когда можно, её значение.

Поиграем в приставки. Представьте, что вы перед телевизором. Я говорю: в-.

-Что вы сделаете?

-Включим.

-А если –пере-?

-Переключим на другой канал.

-А если- вы-?

-Выключим телевизор.

Вывод? Дети говорят, что у каждой приставки свой определенный смысл, они образуют новые слова. Для доказательства обращаемся к учебнику и выполняем по условию упр. 522.

Затем вспомним, чем приставки отличаются от предлогов на примере слов:

Поехали, до школы, перешел, за ворота, добежал , по траве, нарисовал.

5. Самост. работа по тексту (см. на экран)

Велика и богата наша Родина, необъятны её леса, бесчисленны реки и водоёмы. Природа щедро одарила нашу Отчизну. Но много – не значит бесконечно. Богатства Родины нужно беречь и приумножать.

Задание: указать предложение, в котором выражена основная мысль текста.

Выписать слова с приставками, обозначить их, объяснить, какое значение они вносят .

Подводим итоги. Рефлексия: что нового узнали, где затруднялись,каково настроение

Дом. задание: пар.46, упр.524 ( обозн. приставки в словах)