СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Сложение и вычитание величин»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие разработано по учебнику «Математика. 4 класс», автор М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.В.Степанова, С.И.Волкова, в соответствии с концепцией УМК «Школа России».

Данной темой открывается  новый тематический блок, в котором будут рассмотрены различные вопросы, имеющие отношение к действиям над величинами.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Сложение и вычитание величин»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение Средняя общеобразовательная школа с.Месели

муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан




















Тема «Сложение и вычитание величин»







Урок по математике в 4 классе













Учитель начальных классов

Иванова Надежда Юриевна




























с.Месели 2017

Пояснительная записка

Занятие разработано по учебнику «Математика. 4 класс», автор М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.В.Степанова, С.И.Волкова, в соответствии с концепцией УМК «Школа России».

Данной темой открывается новый тематический блок, в котором будут рассмотрены различные вопросы, имеющие отношение к действиям над величинами. Учащимся уже знакомо, что если величины выражены одной и той же единицей, то сложение (вычитание) величин выполняется совершенно аналогично тому, как выполняется сложение (вычитание) соответствующих чисел. Поэтому при изучении данной темы нужно обратить на два момента. Во-первых, сложение (вычитание) можно выполнять только над однородными величинами. Во-вторых, если однородные величины выражены в разных единицах, то перед выполнением действия нужно привести их к одной единице.

Тип урока: комбинированный

Цели. Создать условия:

для открытия детьми способа сложения и вычитания величин с разными единицами;

для совершенствования вычислительных навыков, умения решать задачи и развития логического мышления;

для развития познавательного интереса, умения рассуждать, анализировать,

для воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам.

Формируемые в рамках занятия универсальные учебные действия.

Личностныемотивация учебной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; осуществлять перво­начальный контроль в различ­ных видах познаватель­ной деятельности; оценивать результат своих действий, вносить соответствующие кор­рективы под руковод­ством учителя.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приемы решения задач; применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; осуществлять смысловое чтение.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; выражать свою точку зрения; предлагать помощь и сотрудничество.

Методы работы: проблемный, частично – поисковый, словесный, наглядный.

Формы работы: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.

Используемые технологии: личностно – ориентированные, информационные, здоровьесберегающие; 

Оборудование: компьютер, презентация, карточки для индивидуальной работы, учебник.



Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята, садитесь, пожалуйста. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Скажите, вы любите разгадывать тайны? 

- Сегодня на уроке мы постараемся раскрыть тайну. А вот какую? - Вы скоро узнаете.

- Начнем работу с устного счета (подготовимся к открытию тайны)

2.Устный счёт

а) Найдите «лишнее» и объясните

1. Длина

2. Вкус

3. Площадь

4. Масса

5. Время

б) Преобразуй:

2 км 400 м = …м 

6 ч 30 мин = …мин

Сравни:

8 ц …80 кг

17 кв.м …170кв.дм 

- Продолжим. У вас на партах лежит табличка. Под буквами, есть пустая строчка. Здесь вы будете записывать ответы на мои вопросы. Будьте очень внимательны. Это задание мы будем выполнять, чтобы узнать, о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке

Задание: вы записываете ответ – число в карточку по порядку.


Е

И

Ч

Л

Н

Ы

И

В










1. Гусь может летать на высоте 9 м. Сколько это сантиметров? (900)

2.100 центнеров сколько это тонн? (10)

3. Сколько секунд в одной минуте?(60)

4. Сколько лет в 7 веках? (700)

5. У змеи анаконды родились детёныши длиной 90 см.Сколько дециметров был каждый детёныш? (9)

6. Число разрядов в классе? (3).

7. В одном м сколько сантиметров? (100)

8. Сколько граммов в 1 кг? (1000)

- Расставьте полученные числа в порядке убывания и прочитайте, что получилось.

( величины)

- Так о чём же пойдёт речь на нашем занятии? (о величинах)

Сравните: 

4км 50см…4км 50дм 2ч30мин…203мин

- Какие задания с величинами мы умеем выполнять? (сравнивать, преобразовывать)

- Посмотрите, на доске записаны еще выражения, можете ли вы быстро найти их значения?

Демонстрация презентации

125 см -105 см =

29 м2 + 11 м2 =

325 ч – 273 см = ?

458 м + 5671 дм = ?

543м 57 см + 98 м 47 см = ?

-Почему остановились? Какая проблема возникла?

-Как называются такие числа? (именованные числа или величины)

-Что нужно с ними сделать?

-Какие действия нужно произвести? (сложить и вычесть)

-Смогли, вы это сделать? (нет)

-Так какая же тема занятия? Попробуйте её сформулировать сами.

Целеполагание

- А теперь откройте учебник на с.67 и прочитайте тему нашего урока.

- Исходя из данной темы и проблемы, которая перед вами возникла, какую цель поставим перед собой на занятии? (научиться складывать и вычитать величины)

- Это и есть та тайна, о которой я вам говорила в начале урока

3.Изучение новой темы.

Работа по группам

Работа по рядам (на листочках)

-Попытайтесь выполнить вычисления. Обратите внимание на значения величин.

Демонстрация презентации

1 ряд-

1ч 20 мин + 35 мин

12ц 56 кг- 8ц 20кг


2 ряд;

34ц36кг + 778 кг =

134м 65 см - 385 см =


Разбор и составление алгоритма

Вопросы к ученикам 1 ряда:

-Как можно решить эти примеры? (устно)

-Почему? ( одинаковые величины)

- Сколько получилось? Запишите в тетради.

Вывод: значит, если величины одинаковые, их можно устно посчитать.

Вопросы 2 группе:

- Можно ли решить эти примеры устно? (нет)

-Почему? (разные величины)

- Что необходимо сделать сначала? Составляем алгоритм сложения и вычитания величин.

ПАМЯТКА

1. Заменю крупные единицы мелкими

2. Выполню действия как с числами

3. Заменю мелкие единицы крупными

Демонстрация презентации

Запишите решение в тетрадь.

- Есть и другой способ решения. Рассмотрим выражение 234 м 56 см + 297 м 75 см

Запишем данное выражение столбиком, записывая числа с одинаковыми наименованиями друг под другом.

234м 56 см

297 м 75 см

531 м 131см

Теперь выразим полученный результат в более крупных единицах.

131 см = 1м 31 см, 1 м 31 см добавим к 531 метру

531 м + 1 м 31 см = 532м 31 см


4.Закрепление изученного материала.

Найдите ошибку (работа в парах)

73см = 7м 3см 1ц = 100кг

6см 5мм = 65мм 1мин = 100с

10дм = 1м 2км = 200м

100ц = 1т 1 сутки = 12 ч

(Проверка, самооценка)

Стр. 67, № 332 (устно цепочкой)

Стр. 67, № 333 (на доске по одному решают дети)

5.Физкультминутка

Решаем задачу.

Стр. 67, № 335.(ученик у доски)

Прочитайте. Как вы думаете, что необходимо сделать для того, чтобы решить эту задачу? (составить краткую запись, преобразовать величины)

-Объясните, что означает 210 мин? (всего)

-Что неизвестно?

Всего- 210 мин

1 фильм – 1 ч 38 мин

2 фильм – 1ч 27 мин

Фильм 23 мин - ?

-Ребята, что нужно сделать прежде всего чтобы приступить к решению?

Крупные единицы заменить мелкими.

1ч 38мин = 98мин

1ч 27мин = 87мин

Что сначала будем находить?

Как ответить на главный вопрос задачи?

1) 98+87=185( мин) – 2 фильма

2) 210-185= 25(мин) – останется

Ответ: записать фильм продолжительностью в 23 минуты можно.

6.Самостоятельная работа. Стр. 67, № 336 (двое ребят у доски)

Проверка.

7.Итог урока. Рефлексия.

- Чему мы научились на этом уроке? Достигли ли цели ?

8.Домашнее задание: Составить задачу для своего друга на сложение и вычитание величин