Русский язык. 7 класс. Урок ОНЗ
Автор: учитель русского языка и литературы
МКОУ «Сосновская СОШ»
Гаврилова Татьяна Владимировна
Тема: Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные
Цели урока: (для учителя)
(образовательная) Познакомить учащихся с разрядами сочинительных союзов
(образовательная) Сформировать у учащихся умение определять разряд сочинительных союзов.
(деятельностная) Тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в парах, группах, умение оценивать свою деятельность.
Ход урока
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята. Я очень раа видеть вас, сегодня хороший денек, морозно и снежно. Надеюсь и у вас настроение под стать сегодняшнему дню. Приступим к уроку.
Актуализация знаний.
Проверим домашнее задание , упр.354. Три ученика работают у доски, делают указанные разборы. Остальные комментируют, какие союзы выделены и объясняют их значение.
Как – подчинит. союз,
И – сочинит. союз,
Давайте повторим материал о союзах, изученный на предыдущем уроке.
Тест
1. Союз – это…
2. Союзы бывают простыми и …
3. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются…
4. Союзы, связывающие в сложном предложении простые предложения, из которых одно подчиняется другому, называются…
- А теперь выполним пробное задание. У каждого из вас есть карточка, на которой сочинительные союзы. Разделите их на группы по значению.
И, но, тоже, либо, однако, зато, или, а, также, не то - не то, ни –ни.
соединительные | противительные | разделительные |
И, тоже, также, ни-ни | Но, а, зато | Либо, или, не то – не то |
Кто не смог выполнить это задание? Что не смогли?
-А кто справился? Назовите варианты ответов. Объясните выбор своего ответа.
3. Выявление места и причины затруднения
-Прочитайте задание (возвращаемся к пробному заданию) Что нужно было сделать? (мы должны были разделить сочинительные союзы на группы)
-Почему вы не смогли это сделать? (Мы не знаем, как распределить сочинительные союзы на группы)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
-Как же будет звучать тема нашего урока?
Предлагаю вам план работы:
План
Прочитать предложения.
Подчеркнуть союзы.
Записать союзы в таблицу.
Сделать вывод.
Реализация построенного проекта
Перед вами карточка. Заполните её.
Пиши и читай на русском языке. 2. Ни ветер, ни буря, ни гром не могли удержать его от поездки. 3. Маленький, да удаленький. 4. Офицер приблизился к зданию, однако не торопился зайти в подъезд. 5. Резкие порывы ветра то срывали листья с деревьев, то пригибали ветки к земле. 6. То ли солнце, то ли снег, то ли любишь, то ли нет
Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
_____________ _____________ ______________ | ______________ ______________ ______________ | ______________ ______________ ______________ |
Дополнительный материал:
Сопоставительные: как…так и; не только…но (и). Например: Гости как неожиданно приехали, так и внезапно и уехали. Они побывали не только в Москве, но и в Киеве.
Присоединительные: да и, также, тоже. Например: Мы учимся, взрослые учатся тоже. Он рассмеялся, нам также стало весело. Нас похвалили за труд, да и за детей тоже
Сочинительные союзы. Виды
Различаются:
• одиночные: но...
• повторяющиеся: и…и, или…или, либо…либо, ни…ни...
• двойные: как…так и, не только…, но и.
Обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим (и это и то) | Указывают, что одно явление противопоставляется другому или чем-то от него отличается (не то, а это) | Указывают на то, что из двух или более явлений возможно только одно (или то, или это) |
Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
И Да (= и) Также Тоже Не только… но и Как … так и | А Но Да (= но) Зато Однако | То ... то То ли … то ли Или Или … или Ни … ни Либо |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
Упр. 355, 1-3 предложения:
1.Было темно, но я всё(таки) видел и деревья и воду и людей.( А.П. Чехов)
2. Как дыхание так и питание из воздуха (на) свету – (не)обходимые процессы в жизни р..стений. (Б. Всесвятский) 3. С востока н..сло не то ни..кие чёрные тучи не то х..лодный дым исполинского пожара.(К. Паустовский.)
Эталон: Упр. 355, 1-3 предложения:
1.Было темно, но я всё-таки видел и деревья, и воду, и людей.( А.П. Чехов)
2. Как дыхание, так и питание из воздуха на свету – необходимые процессы в жизни растений. (Б. Всесвятский) 3. С востока несло не то низкие чёрные тучи, не то холодный дым исполинского пожара.(К. Паустовский.)
8. Включение в систему знаний и повторение
Упр.355 4-6 предложения
9. Рефлексия
-Какую цель ставили на уроке? (Узнать на какие разряды по значению делятся сочинительные союзы)
-Удалось ли достичь поставленной цели? (Да. Мы узнали, что сочинительные союзы по значению делятся на три разряда: соединительные, противительные, разделительные)
-В чём были трудности? Какую цель себе поставите?
Оцените себя по таблице:
Сегодня я самостоятельно открывал новые знания | |
У меня были затруднения при открытии новых знаний | |
У меня не было ошибок в самостоятельной работе | |
У меня возникли затруднения при выполнении самостоятельной работы | |
Я активно помогал работе своей группы | |
Я не был активным, работая в группе | |
Лист оценки:
тест | Работа с таблицей | Самостоятельная работа 1 | Самостоятельная работа 2 | Итого |
4 б | 3б | 5 б | 5 б | 17 б. |
| | | | |
17-16 б. - «5»
15-14 б – «4»
13-10 б. – «3»
Распечатка для учеников:
Допишите предложения:
1. Союз – это…
2. Союзы бывают простыми и …
3. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются…
4. Союзы, связывающие в сложном предложении простые предложения, из которых одно подчиняется другому, называются…
- А теперь выполним пробное задание. У каждого из вас есть карточка, на которой сочинительные союзы. Разделите их на группы по значению.
И, но, тоже, либо, однако, зато, или, а, также, не то - не то, ни –ни.
План
Прочитать предложения.
Подчеркнуть союзы.
Записать союзы в таблицу.Сделать вывод.
Перед вами таблица. Заполните её.
- Пиши и читай на русском языке. 2. Ни ветер, ни буря, ни гром не могли удержать его от поездки. 3. Маленький, да удаленький. 4. Офицер приблизился к зданию, однако не торопился зайти в подъезд. 5. Резкие порывы ветра то срывали листья с деревьев, то пригибали ветки к земле. 6. То ли солнце, то ли снег, то ли любишь, то ли нет
Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
_____________ _____________ ______________ | ______________ ______________ ______________ | ______________ ______________ ______________ |
Дополнительный материал:
Сопоставительные: как…так и; не только…но (и). Например: Гости как неожиданно приехали, так и внезапно и уехали. Они побывали не только в Москве, но и в Киеве.
Присоединительные: да и, также, тоже. Например: Мы учимся, взрослые учатся тоже. Он рассмеялся, нам также стало весело. Нас похвалили за труд, да и за детей тоже
Сочинительные союзы. Виды
Различаются:
• одиночные: но...
• повторяющиеся: и…и, или…или, либо…либо, ни…ни...
• двойные: как…так и, не только…, но и.
Обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим (и это и то) | Указывают, что одно явление противопоставляется другому или чем-то от него отличается (не то, а это) | Указывают на то, что из двух или более явлений возможно только одно (или то, или это) |
Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
И Да (= и) Также Тоже Не только… но и Как … так и | А Но Да (= но) Зато Однако | То ... то То ли … то ли Или Или … или Ни … ни Либо |
. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Упр. 355, 1-3 предложения:
1.Было темно, но я всё(таки) видел и деревья и воду и людей.( А.П. Чехов)
2. Как дыхание так и питание из воздуха (на) свету – (не)обходимые процессы в жизни р..стений. (Б. Всесвятский) 3. С востока н..сло не то ни..кие чёрные тучи не то х..лодный дым исполинского пожара.(К. Паустовский.)
Оцените себя по таблице:
Сегодня я самостоятельно открывал новые знания | |
У меня были затруднения при открытии новых знаний | |
У меня не было ошибок в самостоятельной работе | |
У меня возникли затруднения при выполнении самостоятельной работы | |
Я активно помогал работе своей группы | |
Я не был активным, работая в группе | |
Лист оценки:
тест | Работа с таблицей | Самостоятельная работа 1 | Самостоятельная работа 2 | Итого |
4 б | 3б | 5 б | 5 б | 17 б. |
| | | | |
17-16 б. - «5»
15-14 б – «4»
13-10 б. – «3»