СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Сочинительные союзы", 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является первым при изучении сочинительных союзов. Это урокусвоения новых знаний. В конспекте содержитс дополнительный материал по теме, которого нет в теории. Для учащихся предлагается лист оценки по видам работ. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сочинительные союзы", 7 класс»

Русский язык. 7 класс. Урок ОНЗ


Автор: учитель русского языка и литературы

МКОУ «Сосновская СОШ»

Гаврилова Татьяна Владимировна


Тема: Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные

Цели урока: (для учителя)

  1. (образовательная) Познакомить учащихся с разрядами сочинительных союзов

  2. (образовательная) Сформировать у учащихся умение определять разряд сочинительных союзов.

  3. (деятельностная) Тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в парах, группах, умение оценивать свою деятельность.



Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Я очень раа видеть вас, сегодня хороший денек, морозно и снежно. Надеюсь и у вас настроение под стать сегодняшнему дню. Приступим к уроку.

  1. Актуализация знаний.

Проверим домашнее задание , упр.354. Три ученика работают у доски, делают указанные разборы. Остальные комментируют, какие союзы выделены и объясняют их значение.

Как – подчинит. союз,

И – сочинит. союз,

Давайте повторим материал о союзах, изученный на предыдущем уроке.

Тест

1. Союз – это…

2. Союзы бывают простыми и …

3. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются…

4. Союзы, связывающие в сложном предложении простые предложения, из которых одно подчиняется другому, называются…

- А теперь выполним пробное задание. У каждого из вас есть карточка, на которой сочинительные союзы. Разделите их на группы по значению.

И, но, тоже, либо, однако, зато, или, а, также, не то - не то, ни –ни.

соединительные

противительные

разделительные

И, тоже, также, ни-ни

Но, а, зато

Либо, или, не то – не то


Кто не смог выполнить это задание? Что не смогли?

-А кто справился? Назовите варианты ответов. Объясните выбор своего ответа.

3. Выявление места и причины затруднения


-Прочитайте задание (возвращаемся к пробному заданию) Что нужно было сделать? (мы должны были разделить сочинительные союзы на группы)

-Почему вы не смогли это сделать? (Мы не знаем, как распределить сочинительные союзы на группы)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

-Как же будет звучать тема нашего урока?


Предлагаю вам план работы:

План

  1. Прочитать предложения.

  2. Подчеркнуть союзы.

  3. Записать союзы в таблицу.

  4. Сделать вывод.

  5. Реализация построенного проекта

Перед вами карточка. Заполните её.

Пиши и читай на русском языке. 2. Ни ветер, ни буря, ни гром не могли удержать его от поездки. 3. Маленький, да удаленький. 4. Офицер приблизился к зданию, однако не торопился зайти в подъезд. 5. Резкие порывы ветра то срывали листья с деревьев, то пригибали ветки к земле. 6. То ли солнце, то ли снег, то ли любишь, то ли нет

Соединительные союзы

Противительные союзы

Разделительные союзы

_____________

_____________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________



Дополнительный материал:

Сопоставительные: как…так и; не только…но (и). Например: Гости как неожиданно приехали, так и внезапно и уехали. Они побывали не только в Москве, но и в Киеве.

Присоединительные: да и, также, тоже. Например: Мы учимся, взрослые учатся тоже. Он рассмеялся, нам также стало весело. Нас похвалили за труд, да и за детей тоже


Сочинительные союзы. Виды

Различаются:

• одиночные: но...

• повторяющиеся: и…и, или…или, либо…либо, ни…ни...

• двойные: как…так и, не только…, но и.

Обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим

(и это и то)

Указывают, что одно явление противопоставляется другому или чем-то от него отличается

(не то, а это)

Указывают на то, что из двух или более явлений возможно только одно


(или то, или это)

Соединительные союзы

Противительные союзы

Разделительные союзы

И

Да (= и)

Также

Тоже

Не только… но и

Как … так и

А

Но

Да (= но)

Зато

Однако


То ... то

То ли … то ли

Или

Или … или

Ни … ни

Либо


7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Упр. 355, 1-3 предложения:

1.Было темно, но я всё(таки) видел и деревья и воду и людей.( А.П. Чехов)

2. Как дыхание так и питание из воздуха (на) свету – (не)обходимые процессы в жизни р..стений. (Б. Всесвятский) 3. С востока н..сло не то ни..кие чёрные тучи не то х..лодный дым исполинского пожара.(К. Паустовский.)

Эталон: Упр. 355, 1-3 предложения:

1.Было темно, но я всё-таки видел и деревья, и воду, и людей.( А.П. Чехов)

2. Как дыхание, так и питание из воздуха на свету – необходимые процессы в жизни растений. (Б. Всесвятский) 3. С востока несло не то низкие чёрные тучи, не то холодный дым исполинского пожара.(К. Паустовский.)

8. Включение в систему знаний и повторение

Упр.355 4-6 предложения


9. Рефлексия

-Какую цель ставили на уроке? (Узнать на какие разряды по значению делятся сочинительные союзы)

-Удалось ли достичь поставленной цели? (Да. Мы узнали, что сочинительные союзы по значению делятся на три разряда: соединительные, противительные, разделительные)

-В чём были трудности? Какую цель себе поставите?

Оцените себя по таблице:

Сегодня я самостоятельно открывал новые знания


У меня были затруднения при открытии новых знаний


У меня не было ошибок в самостоятельной работе


У меня возникли затруднения при выполнении самостоятельной работы


Я активно помогал работе своей группы


Я не был активным, работая в группе



Лист оценки:

тест

Работа с таблицей

Самостоятельная

работа 1

Самостоятельная

работа 2

Итого

4 б

5 б

5 б

17 б.







17-16 б. - «5»

15-14 б – «4»

13-10 б. – «3»



Распечатка для учеников:


Допишите предложения:

1. Союз – это…

2. Союзы бывают простыми и …

3. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются…

4. Союзы, связывающие в сложном предложении простые предложения, из которых одно подчиняется другому, называются…



- А теперь выполним пробное задание. У каждого из вас есть карточка, на которой сочинительные союзы. Разделите их на группы по значению.

И, но, тоже, либо, однако, зато, или, а, также, не то - не то, ни –ни.

План

  1. Прочитать предложения.

  2. Подчеркнуть союзы.

  3. Записать союзы в таблицу.Сделать вывод.

  4. Перед вами таблица. Заполните её.

  5. Пиши и читай на русском языке. 2. Ни ветер, ни буря, ни гром не могли удержать его от поездки. 3. Маленький, да удаленький. 4. Офицер приблизился к зданию, однако не торопился зайти в подъезд. 5. Резкие порывы ветра то срывали листья с деревьев, то пригибали ветки к земле. 6. То ли солнце, то ли снег, то ли любишь, то ли нет

Соединительные союзы

Противительные союзы

Разделительные союзы

_____________

_____________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________



  1. Дополнительный материал:

Сопоставительные: как…так и; не только…но (и). Например: Гости как неожиданно приехали, так и внезапно и уехали. Они побывали не только в Москве, но и в Киеве.

Присоединительные: да и, также, тоже. Например: Мы учимся, взрослые учатся тоже. Он рассмеялся, нам также стало весело. Нас похвалили за труд, да и за детей тоже

Сочинительные союзы. Виды

Различаются:

• одиночные: но...

• повторяющиеся: и…и, или…или, либо…либо, ни…ни...

• двойные: как…так и, не только…, но и.


Обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим

(и это и то)

Указывают, что одно явление противопоставляется другому или чем-то от него отличается

(не то, а это)

Указывают на то, что из двух или более явлений возможно только одно


(или то, или это)

Соединительные союзы

Противительные союзы

Разделительные союзы

И

Да (= и)

Также

Тоже

Не только… но и

Как … так и

А

Но

Да (= но)

Зато

Однако


То ... то

То ли … то ли

Или

Или … или

Ни … ни

Либо



. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Упр. 355, 1-3 предложения:

1.Было темно, но я всё(таки) видел и деревья и воду и людей.( А.П. Чехов)

2. Как дыхание так и питание из воздуха (на) свету – (не)обходимые процессы в жизни р..стений. (Б. Всесвятский) 3. С востока н..сло не то ни..кие чёрные тучи не то х..лодный дым исполинского пожара.(К. Паустовский.)



Оцените себя по таблице:

Сегодня я самостоятельно открывал новые знания


У меня были затруднения при открытии новых знаний


У меня не было ошибок в самостоятельной работе


У меня возникли затруднения при выполнении самостоятельной работы


Я активно помогал работе своей группы


Я не был активным, работая в группе




Лист оценки:

тест

Работа с таблицей

Самостоятельная

работа 1

Самостоятельная

работа 2

Итого

4 б

5 б

5 б

17 б.







17-16 б. - «5»

15-14 б – «4»

13-10 б. – «3»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!