Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сочинительные союзы" Русский язык, 7 класс»
Урок в 7 классе
Тема: «Сочинительные союзы»
Цели урока: 1. Образовательная: совершенствование умения определять значение сочинительных союзов в предложении и тексте.
2. Развивающая: развитие творческой, речевой и мыслительной активности.
3. Воспитательная: воспитание позиции уверенности и собственной значимости каждого учащегося.
Задачи урока: отработать
навыки определения значения сочинительных союзов;
построения простых и сложных предложений с сочинительными союзами;
употребления пунктуационных знаков при них.
.
Компьютер, проектор или интерактивная доска, экран, раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент.
Постановка цели урока.
Словарно-орфографическая работа.
Учитель.
Со словами, вывешенными на стенде «Мой словарь» или однокоренными им, составить подчинительные и сочинительные словосочетания – закрепление правописания. (Архитектура, ансамбль, искусный, искусственный, искусство, процесс, коллекция, пейзаж, боязнь). – Архитектурный ансамбль, процесс коллекционирования, коллекция пейзажей, искусный или искусственный, искусно и боязливо и т.п.
- Какие союзы соединяют сочинительные словосочетания? (По строению и значению)
III. Закрепление изученного материала о сочинительных союзах.
Проверка домашнего задания – упражнения 336, 337.
- Назовите соединительные, противительные, разделительные союзы в выполняемых упражнениях.
2. (Слайд № 5). Выписать в таблицу сочинительных союзов из данных предложений сочинительные союзы, определив их значение, дополнить другими союзами такого же значения.
Семиклассники не только любят русский язык, но и изучают его. Ни пятиклассники, ни семиклассники не могут безошибочно писать сочинения и изложения. Однако каждый старается, допустив ошибку, исправить её, вспомнив правило. Или читают невнимательно, или не обращают внимания на незнакомые слова. То отвлекаются во время письма, то небрежно относятся к письменной речи – вот и делают ошибки!
(Слайд № 6) Вставить вместо точек подходящие по смыслу сочинительные союзы в предложения, данные на слайде.
Мы любим … бережём сокровища национального языка. Русский язык несказанно богат, красив … музыкален. Пушкин, Гоголь, Тургенев … Некрасов черпали в русском языке народную мудрость … в свою очередь обогащали его.
Знатокам пословиц! Употребив противительные союзы, закончите пословицы, начало которых дано в упражнении 339. Помните: перед такими союзами всегда ставим запятые.
(Слайд № 7). Физкультминутка – упражнения для глаз:
(Слайд № 8). Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в сложносочинённые. Какую роль играют союзы в упражнении 341(1 группа1); 2 группа – упражнение 344?
Роль союза И в предложении
↓ ↓ ↓
O и O и O, и O [ ], и [ ].
Творческое задание. Продолжить предложения дважды, чтобы получилось простое предложение с однородными членами, затем сложное предложение. В каком случае нужна запятая перед одиночным союзом И? Записать сложные предложения.
(На слайде № 9) предложения:
Пришла весна и … . Солнце всё1 ярче3 светит и … . Деревья вновь зазеленели2 и … 4.)
- К какому типу речи принадлежат составленные вами предложения?
А какой стиль речи? Есть ли олицетворения в мини-тексте? Какую роль они играют? А какое ещё средство выразительности вы употребили в составленных предложениях?
IV. Итоги урока.
(Слайд № 10)
V.Рефлексия
VI.Домашнее задание
§ § 149 - 150, упражнение 339 (1 группа); 2 группа – сочинить сказку «Что соединяют соединительные, чему противятся противительные и кого разделяют разделительные союзы».
VII.Выставление отметок
Используемая литература
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. – М.: Просвещение, 2006
Крамаренко Н.О. Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебному комплексу В.В. Бабайцевой. – Волгоград: Учитель, 2006
Пименова С.Н., Еремеева А.Н., Купалова А.Ю. Дидактические материалы по русскому языку. 7 класс. – М.:Просвещение, 1997.
Пименова С.Н., Еремеева А.П., Купалова А.Ю. и др. «Русский язык. Практика» 7 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа,2007.
Пименова С.Н., Еремеева А.П., Купалова А.Ю. и др. Методические рекомендации к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 7 кл. – М.: Дрофа,2001.
Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 7 классе, 2-е полугодие. Тетр.2. – Калининград: Редкая книга,1996.
1 Обучающиеся, с трудом усваивающие учебный материал