СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Тригонометрические уравнения"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Тригонометрические уравнения

Цель урока: закрепить навыки учащихся по решению тригонометрических уравнений;

                          воспитывать интерес учащихся к математике, познавательную активность,          коммуникативные навыки,  умение работать в команде.

Тип урока: обобщение

Метод: проблемный

 

                                                                      Ход урока

  1.      Организационный момент

  Класс разбивается на группы по желанию учащихся. Оценка выставляется группе по количеству баллов, набранных в течение урока учащимися группы.

  1. Историческая справка

Как вы думаете, когда люди впервые столкнулись с тригонометрическими уравнениями.

           Ещё древнегреческие математики, используя элементы тригонометрии для решения прямоугольных треугольников, фактически составляли и решали простейшие тригонометрические уравнения типа: sin x = a, где 0 < x <           и |a|  1.

          Исторически учение о решении тригонометрических уравнений формировалось с развитием  теории тригонометрических функций, а также черпало из алгебры общие методы их решения. Как мы видим, часть тригонометрических уравнений непосредственно решается сведением их к простейшему виду, иногда – с предварительным разложением левой части уравнения на множители, когда правая часть равна 0. В некоторых случаях удается произвести замену неизвестных таким образом, что тригонометрическое уравнение преобразуется в «удобное» для решения алгебраическое уравнение.

         К сожалению, нельзя указать общего метода решения тригонометрических уравнений, почти каждое из них (кроме простейших) требует особого подхода.

        3.    Решение упражнений.

Задание №1   «Кто быстрее запишет?»

Записать на карточке формулу нахождения корней следующих уравнений:

        Sin t=a                      cos t=a                     tg t=a                 ctg t=a

Уравнения показываются всему классу.  За правильность и быстроту 1 балл.

Задание №2   «Найти ошибку».

На доске записан решенный пример.   За обнаруженную ошибку 1 балл.

Sin 2х + 2 Сos х – Sin х – 1=0

2 Sin х Сos х + 2 Сos х – (Sin х + 1)=0

2 Сos х(Sin х + 1) - (Sin х + 1)=0

(Sin х + 1)( 2 Сos х -1) =  0

Sin х + 1 = 0                                        2 Сos х -1 = 0

Sin х = -1                                             2 Сos х = 1

Х = +  ,       Z                        x=  + 2 ,           k Z

 Задание №3       «Продолжи решение»

На доске записано уравнение и начало его решения. Учащимся необходимо продолжить решение.

1 + Sin х + Сos х + Sin 2х + Сos 2х = 0

( 1 + Sin 2х) + (Sin х + Сos х) + (Сos 2 х – Sin2  х) = 0

(Sin х + Сos х)2  + (Sin х + Сos х) + (Сos х - Sin х)( Сos х + Sin х) = 0

     …………….

Оценка 5 баллов за первые две работы  (учитывается правильность).

Задание №4  « Объясни ход  решения и дорешай»

На доске записан пример.  Группы  поочередно объясняют переход от одной строчки к другой. За правильное объяснение  1 балл.

  1. Sin6  х -  Sin4  х = Сos4  х – Сos6  х
  2. Sin6  х  -  Sin4  х  -  Сos4  х + Сos6  х = 0
  3. (Sin6  х   +  Сos6  х) -  Sin4  х  -  Сos4  х = 0
  4. ((Sin2  х)3  +  (Сos 2 х)3 ) -  Sin4  х  -  Сos4  х = 0
  5. (Sin2  х + Сos2  х )( Sin4  х - Sin2  х Сos 2 х + Сos4  х ) -  Sin4  х  -  Сos4  х = 0
  6. Sin4  х - Sin2  х Сos 2 х + Сos4  х -  Sin4  х  -  Сos4  х = 0
  7. - Sin2  х Сos 2 х = 0                                               …..

Задание №5  «Мозговая атака»

К доске вызываются по одному ученику от группы. Задания записаны на карточках. Учитель показывает их сначала соревнующимся и только после их ответа  --  классу. Оценивается первый правильный ответ 3 балла.                                                                                

Решить уравнение:                 Sin2  х + Сos2  х = 1

                                                  Sin2  х + Сos2  х = 3

                                                  Sin х Сos х = 1

                                                  Сos 2 х = -1

                                                  Sin2  х =2    

                                                  tg х ctg х = 1

  1. Самостоятельная работа    (программируемый контроль)

                     Задания

                                            Ответ (n  Z)

Вариант 1

Вариант 2

             1

         2

           3

            4

Sin x = -1?2         

Sin x = 1?2         

х = (-1)п +πn

х =  2 π n

х = (-1)п+1 π?6+πn

х =  + 2 π n

√3tg x -1=0                                 

tg 2x- √3=0                 

х = +  n

не существует

х =  + 2 π n

х = - +2πn

Sin (х- ) = 1

Sin (х- ) = -1

х = - +2πn

х = -+ +2πn

х =  πn

х = + +2πn

Ответы:          1 вариант-3, 1, 4                          2 вариант-1, 1, 2.

5.      Итог урока.

       «Мышление начинается с удивления», – заметил 2 500 лет назад Аристотель. Сухомлинский считал, что «чувство удивления – могучий источник желания знать; от удивления к знаниям – один шаг». А математика замечательный предмет для удивления.

        Я надеюсь, что сегодняшний наш урок прошел для вас с пользой.  Думаю, научившись бороться с трудностями при решении задач, вы сможете преодолевать любые жизненные трудности.

6.     Домашнее задание.                                        

 

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Тригонометрические уравнения"»

Тема: Тригонометрические уравнения

Цель урока: закрепить навыки учащихся по решению тригонометрических уравнений;

воспитывать интерес учащихся к математике, познавательную активность, коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Тип урока: обобщение

Метод: проблемный


Ход урока

  1. Организационный момент

Класс разбивается на группы по желанию учащихся. Оценка выставляется группе по количеству баллов, набранных в течение урока учащимися группы.

  1. Историческая справка

Как вы думаете, когда люди впервые столкнулись с тригонометрическими уравнениями.

Ещё древнегреческие математики, используя элементы тригонометрии для решения прямоугольных треугольников, фактически составляли и решали простейшие тригонометрические уравнения типа: sin x = a, где 0 x a| 1.

     Исторически учение о решении тригонометрических уравнений формировалось с развитием теории тригонометрических функций, а также черпало из алгебры общие методы их решения. Как мы видим, часть тригонометрических уравнений непосредственно решается сведением их к простейшему виду, иногда – с предварительным разложением левой части уравнения на множители, когда правая часть равна 0. В некоторых случаях удается произвести замену неизвестных таким образом, что тригонометрическое уравнение преобразуется в «удобное» для решения алгебраическое уравнение.

     К сожалению, нельзя указать общего метода решения тригонометрических уравнений, почти каждое из них (кроме простейших) требует особого подхода.

3. Решение упражнений.

Задание №1 «Кто быстрее запишет?»

Записать на карточке формулу нахождения корней следующих уравнений:

Sin t=a cos t=a tg t=a ctg t=a

Уравнения показываются всему классу. За правильность и быстроту 1 балл.

Задание №2 «Найти ошибку».

На доске записан решенный пример. За обнаруженную ошибку 1 балл.

Sin 2х + 2 Сos х – Sin х – 1=0

2 Sin х Сos х + 2 Сos х – (Sin х + 1)=0

2 Сos х(Sin х + 1) - (Sin х + 1)=0

(Sin х + 1)( 2 Сos х -1) = 0

Sin х + 1 = 0 2 Сos х -1 = 0

Sin х = -1 2 Сos х = 1

Х = + , Z x= + 2 , k Z

Задание №3 «Продолжи решение»

На доске записано уравнение и начало его решения. Учащимся необходимо продолжить решение.

1 + Sin х + Сos х + Sin 2х + Сos 2х = 0

( 1 + Sin 2х) + (Sin х + Сos х) + (Сos 2 х – Sin2 х) = 0

(Sin х + Сos х)2 + (Sin х + Сos х) + (Сos х - Sin х)( Сos х + Sin х) = 0

…………….

Оценка 5 баллов за первые две работы (учитывается правильность).

Задание №4 « Объясни ход решения и дорешай»

На доске записан пример. Группы поочередно объясняют переход от одной строчки к другой. За правильное объяснение 1 балл.

  1. Sin6 х - Sin4 х = Сos4 х – Сos6 х

  2. Sin6 х - Sin4 х - Сos4 х + Сos6 х = 0

  3. (Sin6 х + Сos6 х) - Sin4 х - Сos4 х = 0

  4. ((Sin2 х)3 + (Сos 2 х)3 ) - Sin4 х - Сos4 х = 0

  5. (Sin2 х + Сos2 х )( Sin4 х - Sin2 х Сos 2 х + Сos4 х ) - Sin4 х - Сos4 х = 0

  6. Sin4 х - Sin2 х Сos 2 х + Сos4 х - Sin4 х - Сos4 х = 0

  7. - Sin2 х Сos 2 х = 0 …..

Задание №5 «Мозговая атака»

К доске вызываются по одному ученику от группы. Задания записаны на карточках. Учитель показывает их сначала соревнующимся и только после их ответа -- классу. Оценивается первый правильный ответ 3 балла.

Решить уравнение: Sin2 х + Сos2 х = 1

Sin2 х + Сos2 х = 3

Sin х Сos х = 1

Сos 2 х = -1

Sin2 х =2

tg х ctg х = 1

  1. Самостоятельная работа (программируемый контроль)

Задания

Ответ (n Z)

Вариант 1

Вариант 2

1

2

3

4

Sin x = -1∕2

Sin x = 1∕2

х = (-1)п +πn

х = 2 π n

х = (-1)п+1 π∕6+πn

х = + 2 π n

√3tg x -1=0

tg 2x- √3=0

х = + n

не существует

х = + 2 π n

х = - +2πn

Sin (х- ) = 1

Sin (х- ) = -1

х = - +2πn

х = -+ +2πn

х = πn

х = + +2πn

Ответы: 1 вариант-3, 1, 4 2 вариант-1, 1, 2.

5. Итог урока.

«Мышление начинается с удивления», – заметил 2 500 лет назад Аристотель. Сухомлинский считал, что «чувство удивления – могучий источник желания знать; от удивления к знаниям – один шаг». А математика замечательный предмет для удивления.

Я надеюсь, что сегодняшний наш урок прошел для вас с пользой. Думаю, научившись бороться с трудностями при решении задач, вы сможете преодолевать любые жизненные трудности.

6. Домашнее задание.