СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Условный оператор

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.

Учебник: Босова Л. Л. Информатика : учебник для 8 класса – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 160 с. : ил.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • обучающая: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с синтаксисом условного оператора (оператора if); создать условия для формирования у обучающихся умения использовать оператор if при написании программ;
  • развивающая: способствовать повышению интереса к предмету; содействовать развитию алгоритмического мышления у обучающихся; способствовать развитию логического мышления, познавательного интереса, памяти обучающихся;
  • воспитывающая: способствовать формированию самостоятельности при решении задач; способствовать сплочению коллектива, формированию уважительного отношения друг к другу.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД):

  1. Личностные УУД:
    1. фантазия и воображение при выполнении учебных действий;
    2. желание выполнять учебные действия.
  2. Познавательные УУД:
    1. логические действия и операции;
    2. создание и преобразование моделей и схем для решения задач.
  3. Коммуникативные УУД:
    1. формулирование собственного мнения и позиции.
  4. Регулятивные УУД:
    1. планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Оборудование: персональный компьютер (ПК), мультимедийный проектор, экран.

Программные средства: презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Условный оператор»

Информационный блок

Тема урока: Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.

Учебник: Босова Л. Л. Информатика : учебник для 8 класса – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 160 с. : ил.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • обучающая: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с синтаксисом условного оператора (оператора if); создать условия для формирования у обучающихся умения использовать оператор if при написании программ;

  • развивающая: способствовать повышению интереса к предмету; содействовать развитию алгоритмического мышления у обучающихся; способствовать развитию логического мышления, познавательного интереса, памяти обучающихся;

  • воспитывающая: способствовать формированию самостоятельности при решении задач; способствовать сплочению коллектива, формированию уважительного отношения друг к другу.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД):

  1. Личностные УУД:

    1. фантазия и воображение при выполнении учебных действий;

    2. желание выполнять учебные действия.

  2. Познавательные УУД:

    1. логические действия и операции;

    2. создание и преобразование моделей и схем для решения задач.

  3. Коммуникативные УУД:

    1. формулирование собственного мнения и позиции.

  4. Регулятивные УУД:

    1. планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Оборудование: персональный компьютер (ПК), мультимедийный проектор, экран.

Программные средства: презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор».

План урока

Этап

Время

  1. Организационный момент

3 мин

  1. Актуализация знаний

5 мин

  1. Изучение нового материала

12 мин

  1. Закрепление изученного

17 мин

  1. Подведение итогов

3 мин

  1. Домашнее задание

5 мин

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.



Включаются в деловой ритм урока.

2. Актуализация знаний

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы переходим к изучению синтаксиса условного оператора в языке Pascal.

Запишите сегодняшнюю дату и тему сегодняшнего урока: «Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор».

Теперь повторим материал из раздела «Алгоритмизация» и предыдущих занятий:

• какую алгоритмическую конструкцию называют ветвлением;

• какие формы ветвления вы знаете;

• изобразите блок-схемы полной и сокращенной форм ветвления;

• как записываются логические функции И, ИЛИ, НЕ в языке Pascal.













(Отвечают на вопросы)

Ветвление – алгоритмическая конструкция, в которой в зависимости от результата проверки условия («да» или «нет») предусмотрен выбор одной из двух последовательностей действий (ветвей).

Существуют полная и сокращенная формы ветвления.

Блок-схемы:

AND, OR, NOT соответственно.

3. Изучение нового материала

А теперь рассмотрим, какой синтаксис имеют операторы ветвления в языке Pascal. Для начала я предлагаю вам заготовить таблицу из двух колонок. Колонки таблицы назовите «Полная форма условного оператора» и «Сокращенная форма условного оператора». Теперь в соответствующие колонки занесите блок-схемы полной и сокращенной форм ветвления, которые изображены на доске.

Ниже запишем общий вид полной и сокращенной форм условного оператора.

Полная форма имеет следующий синтаксис:

if

then

else ;

Сначала записывается служебное слово if, затем – условие, от истинности которого зависит выполнение той или иной ветки условного оператора. После условия записывается служебное слово then, после которого записывается оператор, который выполнится в случае истинности условия. Затем записывается служебное слово else, после которого записывается оператор, который выполнится в том случае, если условие окажется ложным.

Отметьте в тетрадях, что перед служебным словом else знак «;» не ставится.

Краткая форма условного оператора имеет следующий синтаксис:

if

then ;

Сначала записывается служебное слово if, затем – условие, от истинности которого зависит выполнение той или иной ветки условного оператора. После условия записывается служебное слово then, после которого записывается оператор, который выполнится в случае истинности условия.


Обратите внимание, что если в результате проверки условие окажется ложным, то условный оператор в краткой форме просто будет пропущен, и программа перейдет к выполнению следующих за ним операторов. Для полной формы условного оператора такое утверждение не верно – он выполнится всегда (будет выполнен оператор одной из веток условного оператора).


Также отметьте, что условие в условном операторе – это простое (записанное с помощью операций отношения) или сложное (записанное с помощью логических операций) логическое выражение.



(Составляют таблицу)

Полная форма условного оператора

Сокращенная форма условного оператора

if

then

else ;

if

then ;


Перед else знак «;» не ставится!


















(Записывают в тетрадях)

Условие в условном операторе – это простое (записанное с помощью операций отношения) или сложное (записанное с помощью логических операций) логическое выражение.

4. Закрепление изученного

Рассмотрим с вами следующую задачу (запишите её условие в своих тетрадях): пользователь вводит три различных числа, среди которых необходимо найти минимальное и вывести его на экран.

Давайте попробуем изменить прошлый алгоритм для решения этой задачи так, чтобы применить цикл с постусловием. Пока я буду набирать задачу в редакторе, записывайте её решение у себя в тетради. [Совместно с обучающимися решаю задачу на компьютере в IDE, попутно решение проецируется на экран].

Список возможных вопросов обсуждения задачи.

1) Сколько переменных нам необходимо описать?

2) Как последовательно найти минимальный элемент среди известных элементов?







Рассмотрим с вами следующий фрагмент кода:

a:=11;

b:=a div 3;

a:=a-b;

if a*b mod 2 = 0

then writeln(a*b)

else writeln(b-a);

Какими будут значения переменных a и b после выполнения этой последовательности операторов? Что будет выведено на экран?



А теперь пересаживайтесь за компьютеры и выполните следующие задания самостоятельно.

1) Найти значение функции y(x) и вывести его на экран с точностью до тысячных: . Значение x вводится с клавиатуры.

2) Написать программу, определяющую, принадлежит ли точка A(x, y) закрашенной области, в том числе и границе области:



Записывают условие в тетрадях.



Участвуют в обсуждении задачи, записывают решение в своих тетрадях.

program minimum;

var

a, b, c, min: real;

begin

read(a, b, c);

min:=a;

if b

if c

writeln('Min - ', min);

end.


(Отвечают на вопросы)

a = 8, b = 3. На экран будет выведено число 24.



Самостоятельно оформляют решение задач на компьютере.

Код программы к задаче 1:

program func;

var

x, y: real;

begin

read(x);

if x

y:=x*x*x+2*x*x-sqrt(5-x)

else

y:=sqrt((x+1)/(3*x*x*x-x));

writeln('y(', x, ') = ', y:0:3);

end.


Код программы к задаче 2:

program point;

var

x, y: real;

begin

readln(x, y);

if (x = -1) and (x = -2) and (y

writeln('Точка принадлежит области')

else

writeln('Точка не принадлежит области');

end.

5. Подведение итогов

Итак, чему вы научились в течение сегодняшнего занятия?



Что представляет собой условие в условном операторе?



Мы изучили синтаксис полной и сокращенной формы условного оператора.


Простое или сложное логическое выражение.

6. Домашнее задание

П. 3.5.

Задачи:

1) Даны три отрезка длиной a, b, c. Проверить, существует ли треугольник с такими сторонами. Если да, то вывести на экран сообщение «Треугольник существует!», найти его площадь и вывести её на следующей строке; если нет, то вывести на экран сообщение «Треугольника не существует».

2) Задача № 14 (учебник 2012 г., стр. 205)

Поле шахматной доски определяется парой натуральных чисел, каждое из которых не превосходит 8. Напишите программу, которая по введенным координатам полей (k, p) и (m, n) определяет, являются ли эти поля полями одного цвета.

Пример входных данных

Пример выходных данных

2 2

3 3

Поля одного цвета

2 3

3 3

Поля разного цвета

2 7

5 4

Поля одного цвета




Записывают в дневниках д/з.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!