СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Зачем творить добро?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по УМК "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики".Тема: "Зачем творить добро?"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Зачем творить добро?"»











Разработка урока по УМК

«Основы религиозных культур и светской этики»

модуль Основы светской этики

Тема «Зачем творить добро? ».













Выполнила: учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №3» г Курчатова

Костина Е. Н.

Разработка урока по УМК «Основы религиозных культур и светской этики» /модуль Основы светской этики/

Тема «Зачем творить добро? ».

Тема урока

«Зачем творить добро?»

Цель урока

Сформировать у обучающихся способность осознанного понимания добра как важного явления в духовной жизни человека на основе морально-нравственных ценностей с учетом важных христианских принципов.

Планируемые результаты

Личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло ;:

Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем; осуществление самоконтроля по результату и способу действия.

Познавательные: – овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

Коммуникативные: достижение договорённостей и согласование общего решения; формулирование и аргументация своего мнения

Основные понятия

Добро, зло, человеколюбие, взаимопонимание, взаимоуважение, бескорыстие, благотворительность

Межпредметные связи

Литературное чтение, русский язык

Ресурсы

Учебник, компьютер, проектор, толковый словарь Ожегова

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

Организационный момент

Проверяет готовность класса к уроку

Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, концентрация внимания, настрой на урок.

Концентрация на урок, привлечение интеллектуальных, эмоциональных, творческих ресурсов.

Мотивация учебной деятельности


-Рассмотрите иллюстрации. Одинаковы ли они?

- Как можно их разделить на группы?

-Подберите слова к каждой иллюстрации.

РАДОСТЬ СТРАДАНИЕ

НЕЖНОСТЬ ЗЛОСТЬ

МИР ВОЙНА

ЛЮБОВЬ ЖЕСТОКОСТЬ

-Каким словом можно объединить слова и иллюстрации первой и второй группы?

ДОБРО ЗЛО

Что, по-вашему, означают слова «добро» и «зло»?

Рассматривают иллюстрации.

Подбирают название к каждой иллюстрации.

.Распределяют слова в два столбика.







Учащиеся высказывают свои мнения.

Активизация внимании.


Умение сотрудничать с учителем, умение слушать и слышать…







Стремление к познавательной активности.



Умение точно выражать свои мысли, опираясь на

жизненный опыт.


Актуализация знаний и постановка темы урока

-О чём на сегодняшнем уроке пойдёт речь? Попытайтесь сформулировать тему урока.

Проверим себя, откроем учебник и прочитаем тему нашего урока. (стр 68)

-Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?

-Когда вы произносите слово «добро», какие образы у вас возникают? Опишите их.

Поиграем в «Ассоциации». Перед вами на листочках таблица. Напишите, какой цвет, слово, поступок у вас ассоциируется с добром, а какой со злом.


Добро

Зло

Цвет



Слово



Чувство



Поступок




Высказывают свои мнения.

Формулируют тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь

- Что же такое «добро»? Что такое зло? Зачем творить добро?

Отвечают на вопрос.





Работают с таблицей, вписывают слова, значения которых им понятны.



Умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства её осуществления.



Выделение существенной информации


Умение представлять информацию в виде таблицы.








Изучение нового материа-ла. Работа с поня-тиием......

Составление словаря


Чтобы продолжить работу, давайте посмотрим значение слов в словаре

Добро - это отзывчивость, доброе отношение к людям, стремление делать хорошее другим. В православии, всё, что связано с добром, называют добродетелью, праведностью.

Зло – противоположность добра, это сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.


Поэт Генри Уодсворт Лонгфелло сказал « Добрые души – это сады, добрые мысли – это корни, добрые слова – это цветы, добрые дела – это фрукты, позаботьтесь о своём саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел»

-Как вы понимаете эти слова? Нужно стремиться делать добрые дела, тогда вокруг нас будет больше света и добра, согласны ли вы с этим?

-Что значит «совершить добрый поступок»?

-Что важнее: совершить добрый поступок или не причинить зла?

-А всегда ли мы совершаем только добрые поступки?


-В древности люди говорили, что душа человека – арена борьбы добра и зла. Об этом следующая история.

- Послушайте притчу ,а потом сделайте вывод.


Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

- Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.

- Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?

- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

-Как вы понимаете последние слова старика?

-Не бывает только добрых людей или злых – такими бывают только поступки. Каждый человек может проявить себя с разных сторон.

Тебе, наверное, нравится видеть в школе добрых учителей, добрых друзей рядом. От чего зависит, какие люди рядом с тобой?

От твоего выбора.

Послушаем стихотворение О. Назаренко «Сказка о Добре и Зле» (Читают ученики)


Добро и Зло с далёких пор
Ведут свой древний давний спор,

Кто наяву, а не во сне
Сильней и крепче на Земле?

"Сильнее - я," - сказало Зло.
"Кто служит мне - тем повезло,

Я щедро отблагодарю,
Земные блага подарю.

Машины, деньги, мощь и власть,
Пусть насладятся жизнью всласть."

Добро сказало: "Может быть,
Но только я могу любить,

Хоть за душою ни гроша,
Для всех людей важна душа,

Я виллы, яхты не дарю,
Зато я душу сохраню,

Друзей, родных, детей и дом,
И много счастья в доме том.

Не знаю, что ещё сказать..."
Остаться с кем - самим решать,

Добро и Зло с далёких пор
Не оставляют этот спор...


Вспомните хорошо известное всем людям золотое правило морали.

Обратите внимание, в учебнике жирным шрифтом выделено золотое правило этики, морали. Прочтите его вслух и запомните, кто забыл.

Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.


-От слова «добро» образовано много слов. Вспомним их:

доброжелательный, добродушный, добродетельный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный..


Поработаем в группах. У вас на партах лежат листочки со словами.

-Прочитайте слова.

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ, БЕСКОРЫСТИЕ .

-От каких слов они произошли?

Попробуйте рядом с каждым словом написать его значение

-Проверим что у вас получилось?


- М Мы дружно трудились.

Немножко устали,

Быстро все сразу,

За партами встали.

Руки поднимаем,

И очень легко

Всей грудью вдохнём глубоко.

Добрым быть совсем непросто.

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета.

Доброта ни пряник, ни конфета


Все слова, что вы записали, можно сказать об одной замечательной женщине, о доброте которой  знает весь мир. Люди её называют Мать Тереза.  


Её деятельность была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания. Великая радость заключена в том, чтобы посвятить себя служению другим людям.

- Однажды она сказала: «Я знаю наверняка лишь одно: если бы люди сильнее любили друг друга, наша жизнь стала бы значительно лучше».


  - Как вы понимаете  эти слова?

Не зря у наших предков были обычаи: когда в крестьянскую семью приходила болезнь или другая беда, то помогали всем миром. Соседи приходили по очереди топить печь, готовить еду, смотреть за малыми детьми. В случае пожара мир собирал погорельцам деньги и вещи. Семье солдата, ушедшего на войну, помогали косить, обмолачивать хлеб. Плачущих от горя утешали добрым словом. Осиротевших детей принимали в свои семьи родственники или односельчане. Любовь к ближнему проявлялась и в слове, и в деле.

Доброта – это самое ценное нравственное качество

русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость!

Вспомните некоторые из них.

Поработаем в парах. Вам даны карточки, в них два столбика, вы к началу пословицы должны подобрать продолжение из второго столбика.


Делай другим добро – будешь сам без беды.

Добра желаешь, добро и делай.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Кто добро творит, того Бог отблагодарит.


- Добрые дела всегда живут с нами рядом!


- Какие добрые поступки можно совершить дома?


- А какие добрые дела можно совершить у нас в классе?


Не бойтесь быть добрыми, проявляйте сострадание к людям, говорите «добрые слова» друг другу, умейте прощать обиды. Надо творить добрые дела и тогда Господь даст высший дар, высшую награду — любовь к ближнему, а потом и к Богу.


(Один или несколько учащихся смотрят значение слов в словаре, зачитывают найденный материал.)

Толковый словарь Ожегова:

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.



Отвечают на вопросы.


Высказывают своё мнение.






Слушают притчу.























Отвечают на вопрос.

(Предполагаемые ответы детей: добро и зло всё время в борьбе, и от нас зависит, чего на земле будет больше, что победит.)








Инсценируют стихотворение (заранее подготовленные дети)





























Вспоминают правило нравственности. «Не делай людям того, чего не хотел бы себе».

Чтение и проговаривание вслух.

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».









Учащиеся читают своё толкование слов. Обсуждают правильность толкования.

Человеколюбие- любовь к людям, всему человечеству.

Взаимопонимание-понимание, умение выслушать и помочь другому человеку.

Взаимоуважение-уважение другого человека, его чести и достоинства.

Бескорыстие-совершение доброго поступка «без корысти», без выгоды для себя.

.


Выполняют упражнения

















Смотрят презентацию.



























Работают с карточками.

+Восстанавливают пословицы


Каждая пара объясняет свои пословицы.






Помогать маме, заботиться о близких.

Не обманывать

Защищать слабых

Не завидовать.

Прощать ошибки другим.

Утешать друга в трудную минуту.

Отработка навыков работы со словарём.

Регуляция своих действий








Умение слушать и понимать других.



Умение точно выражать свои мысли, аргументировать, обобщать, делать выводы.





Умение извлекать информацию, из прослушанного текста.





















Умение четко выражать свои мысли.











Умение внимательно слушать и выделять главную мысль. Формировать собственное мнение.


























Осознанное построение речевого высказывания








Формирование навыков смыслового чтения.








Умение сотрудничать с учителем и сверстниками













Установка на здоровый образ жизни.

Умственная и эмоциональная разгрузка













Умение внимательно слушать и выделять главную мысль. Формировать собственное мнение.
























Достижение договорённости и согласование общего решения.

Умение использовать речевые средства для решения поставленной задачи.


Общение в парах, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками




















































.




















Работа по учебнику












Самостоятельная работа по группам






Составление словаря


Физкультминутка

































Игра «Собери послови-цу». Работа в парах








Контроль за усвоением знаний обучающихся.


 Работа в группах - дидактическая игра “Я смогу

Задание: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

1. Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка ...

2. У твоего друга (подруги) тяжело заболел близкий человек .

3. Вы нашли у своего дома маленького котенка ...

4. Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка...

Выступление учащихся

Работают с карточками

Достижение договорённости и согласование общего решения


Итог урока.


Рефлек-сия.
















Исполнение песни

- Итак, что же такое добро и что такое зло?

- Почему знание о добре и зле важно для людей?

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?


Каждому ученику дается карточка с вопросами, на которые он отвечает индивидуально.

-Сегодня на уроке я узнал…

-Сегодня на уроке я понял…

-Сегодня на уроке я решил…



Православное христианство даёт ответы на самые важные вопросы человеческого бытия: в чём смысл жизни, что добро и что зло, что такое любовь, что такое счастье… Оно преображает человека изнутри, оно даёт силы действовать, жить, творить прекрасное. Оно даёт человеку возможность стать счастливым.

Давайте творить добро! Наполняйте свою жизнь солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

Ведь «Жизнь нам дана на добрые дела».


Звучит песня «Добрым быть совсем не просто»





Подведение итогов самими обучающимися; ответы на вопросы





Отвечают на незаконченные предложения


















Музыкальная минутка

Умение выражать свои мысли.




Умение структурировать знания. Оценка процесса и результата деятельности. Ориентирование в нравственном содержании изложенного материала.














Сотворчество и сопереживание; регулирование эмоций и настроения



Домашнее задание

Прочитать текст параграфа и ответить на вопросы на стр 69;

Домашнее задание из предложенных на выбор:

-расскажи близким о пройденной теме и придумай, что бы ты мог сделать для своих близких;

-придумай творческое задание для одноклассников по данной теме;

-напиши мини-сочинение «Сказки доброго сердца»

Задание по выбору.

Умение критически оценить обучающимися свои способности.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!