Изучение нового материа-ла. Работа с поня-тиием...... Составление словаря | Чтобы продолжить работу, давайте посмотрим значение слов в словаре Добро - это отзывчивость, доброе отношение к людям, стремление делать хорошее другим. В православии, всё, что связано с добром, называют добродетелью, праведностью. Зло – противоположность добра, это сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. Поэт Генри Уодсворт Лонгфелло сказал « Добрые души – это сады, добрые мысли – это корни, добрые слова – это цветы, добрые дела – это фрукты, позаботьтесь о своём саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел» -Как вы понимаете эти слова? Нужно стремиться делать добрые дела, тогда вокруг нас будет больше света и добра, согласны ли вы с этим? -Что значит «совершить добрый поступок»? -Что важнее: совершить добрый поступок или не причинить зла? -А всегда ли мы совершаем только добрые поступки? -В древности люди говорили, что душа человека – арена борьбы добра и зла. Об этом следующая история. - Послушайте притчу ,а потом сделайте вывод. Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком. - Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук. - Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь? - Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце? Старый индеец едва заметно улыбнулся: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. -Как вы понимаете последние слова старика? -Не бывает только добрых людей или злых – такими бывают только поступки. Каждый человек может проявить себя с разных сторон. Тебе, наверное, нравится видеть в школе добрых учителей, добрых друзей рядом. От чего зависит, какие люди рядом с тобой? От твоего выбора. Послушаем стихотворение О. Назаренко «Сказка о Добре и Зле» (Читают ученики) Добро и Зло с далёких пор Ведут свой древний давний спор,
Кто наяву, а не во сне Сильней и крепче на Земле?
"Сильнее - я," - сказало Зло. "Кто служит мне - тем повезло,
Я щедро отблагодарю, Земные блага подарю.
Машины, деньги, мощь и власть, Пусть насладятся жизнью всласть."
Добро сказало: "Может быть, Но только я могу любить,
Хоть за душою ни гроша, Для всех людей важна душа,
Я виллы, яхты не дарю, Зато я душу сохраню,
Друзей, родных, детей и дом, И много счастья в доме том.
Не знаю, что ещё сказать..." Остаться с кем - самим решать,
Добро и Зло с далёких пор Не оставляют этот спор... Вспомните хорошо известное всем людям золотое правило морали. Обратите внимание, в учебнике жирным шрифтом выделено золотое правило этики, морали. Прочтите его вслух и запомните, кто забыл. Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости. -От слова «добро» образовано много слов. Вспомним их: доброжелательный, добродушный, добродетельный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный.. Поработаем в группах. У вас на партах лежат листочки со словами. -Прочитайте слова. ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ, БЕСКОРЫСТИЕ . -От каких слов они произошли? Попробуйте рядом с каждым словом написать его значение -Проверим что у вас получилось? - М Мы дружно трудились. Немножко устали, Быстро все сразу, За партами встали. Руки поднимаем, И очень легко Всей грудью вдохнём глубоко. Добрым быть совсем непросто. Не зависит доброта от роста. Не зависит доброта от цвета. Доброта ни пряник, ни конфета Все слова, что вы записали, можно сказать об одной замечательной женщине, о доброте которой знает весь мир. Люди её называют Мать Тереза. Её деятельность была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания. Великая радость заключена в том, чтобы посвятить себя служению другим людям. - Однажды она сказала: «Я знаю наверняка лишь одно: если бы люди сильнее любили друг друга, наша жизнь стала бы значительно лучше». - Как вы понимаете эти слова? Не зря у наших предков были обычаи: когда в крестьянскую семью приходила болезнь или другая беда, то помогали всем миром. Соседи приходили по очереди топить печь, готовить еду, смотреть за малыми детьми. В случае пожара мир собирал погорельцам деньги и вещи. Семье солдата, ушедшего на войну, помогали косить, обмолачивать хлеб. Плачущих от горя утешали добрым словом. Осиротевших детей принимали в свои семьи родственники или односельчане. Любовь к ближнему проявлялась и в слове, и в деле. Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Вспомните некоторые из них. Поработаем в парах. Вам даны карточки, в них два столбика, вы к началу пословицы должны подобрать продолжение из второго столбика. Делай другим добро – будешь сам без беды. Добра желаешь, добро и делай. Не одежда красит человека, а его добрые дела. Не хвались серебром, а хвались добром. Кто добро творит, того Бог отблагодарит. - Добрые дела всегда живут с нами рядом! - Какие добрые поступки можно совершить дома? - А какие добрые дела можно совершить у нас в классе? Не бойтесь быть добрыми, проявляйте сострадание к людям, говорите «добрые слова» друг другу, умейте прощать обиды. Надо творить добрые дела и тогда Господь даст высший дар, высшую награду — любовь к ближнему, а потом и к Богу. | (Один или несколько учащихся смотрят значение слов в словаре, зачитывают найденный материал.) Толковый словарь Ожегова: Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру. Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение. Слушают притчу. Отвечают на вопрос. (Предполагаемые ответы детей: добро и зло всё время в борьбе, и от нас зависит, чего на земле будет больше, что победит.) Инсценируют стихотворение (заранее подготовленные дети) Вспоминают правило нравственности. «Не делай людям того, чего не хотел бы себе». Чтение и проговаривание вслух. «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Учащиеся читают своё толкование слов. Обсуждают правильность толкования. Человеколюбие- любовь к людям, всему человечеству. Взаимопонимание-понимание, умение выслушать и помочь другому человеку. Взаимоуважение-уважение другого человека, его чести и достоинства. Бескорыстие-совершение доброго поступка «без корысти», без выгоды для себя. . Выполняют упражнения Смотрят презентацию. Работают с карточками. +Восстанавливают пословицы Каждая пара объясняет свои пословицы. Помогать маме, заботиться о близких. Не обманывать Защищать слабых Не завидовать. Прощать ошибки другим. Утешать друга в трудную минуту. | Отработка навыков работы со словарём. Регуляция своих действий Умение слушать и понимать других. Умение точно выражать свои мысли, аргументировать, обобщать, делать выводы. Умение извлекать информацию, из прослушанного текста. Умение четко выражать свои мысли. Умение внимательно слушать и выделять главную мысль. Формировать собственное мнение. Осознанное построение речевого высказывания Формирование навыков смыслового чтения. Умение сотрудничать с учителем и сверстниками Установка на здоровый образ жизни. Умственная и эмоциональная разгрузка Умение внимательно слушать и выделять главную мысль. Формировать собственное мнение. Достижение договорённости и согласование общего решения. Умение использовать речевые средства для решения поставленной задачи. Общение в парах, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |