СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: "Зима в природе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок Мир вокруг "Зима в природе" позволяет повторить и систематизировать знания о зиме.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Зима в природе"»

Мир вокруг



Ю. А. Завтура г. Петропавловск КШИ №1 5 класс



Тема урока: «Зима в природе»

Цель: закрепить знания учащихся о зиме.

Образовательная задача: обобщить знания учащихся о характерных признаках в неживой и живой природе зимой, их взаимосвязи и влиянии на труд людей. Воспитательная задача: воспитывать бережное отношение к природе. Коррекционно-развивающая задача: развивать речь, мышление, внимание, умение обобщать.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Вид урока: интегрированный.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

Учебно-методическое обеспечение: музыкальное сопровождение, картинки изображением зимы, диких и домашних животных, рисунки учащихся.

Ход урока.

I.     Организационный момент.

- Прозвенел звонок и смолк Начинается урок.

Мы за парты тихо сели И на доску посмотрели.

II.     Тема урока.

III.      Проверка домашнего задания (беседа по вопросам. Индивидуальные карточки).

- Какие изменения происходят в неживой природе с наступлением зимы? (Основное изменение - похолодание. Почва, крыши домов, покрыты снегом, небо серое и низкое, реки, озёра скованы льдом, низкая температура, морозы, метели, бураны.)

-     Какие бывают снегопады? (Иногда снег падает спокойно, покрывая ровным слоем землю, ветки деревьев, кустарники, крыши домов. Когда дует ветер, снег уже не ложится спокойно и ровно на землю, а несётся по воздуху. Он задерживается возле преград - домов, заборов, наметает сугробы. Очень сильный ветер несёт не только падающий снег, но и лежащий на земле. Такие снегопады называются метелью.)

-       А что ещё бывает зимой? (оттепели)

-       А кто расскажет о свойствах снега? Льда?

-     Как зимуют лиственные растения? (деревья и кустарники стоят голые) — Травы? (находятся под снегом, для них снег является пуховым одеялом.)

-     Как зимуют хвойные деревья? Какие вы знаете хвойные деревья? (ель, сосна.)

-     А как себя чувствуют комнатные растения зимой? Почему люди их выращивают? (Выращиваются с целью украшения жилых и служебных помещений, радуют нас своей красотой, вызывают восторг, заставляют удивляться).

-       Расскажите о зимующих птицах.

Учитель: Зима повлияла не только на жизнь птиц, но и зверей, насекомых, домашних животных.

-       Как зимуют дикие животные? (назвать диких животных).

Ученик: Обычно говорят, что медведь зимой сосёт лапу, почему? Существует мнение, что в феврале с голых ступней медведя сходит старая (грубая) кожа, а молодая (нежная и тонкая) нуждается в согревании. Облизывая подошвы горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу, а на самом деле согревает её языком и губами.

-     Что вы скажете о домашних животных зимой? (назовите домашних животных)

Ученик: Наступившее похолодание и увядание травянистых растений - основные корма для домашних животных - повлияли на их жизнь, их перестали выгонять на пастбища, и в отличии от диких животных, они живут в тёплых помещениях и их кормит человек.

-     Несколько слов нужно сказать о труде людей зимой, об охране и укреплении здоровья человека, (чтение по учебнику)

-      Подведём итог: Назовите основные признаки зимы.

IV. Отгадайте загадку:         Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины, (зима)

-     Какие месяцы считаются зимними? (выходят 3 ученика: декабрь, январь, февраль)

Декабрь: Как объяснить пословицу. Декабрь год кончает, зиму начинает.

Вот и пришла радостно-светлая зима. Ничего, что дни в декабре самые короткие, ведь и холодный лунный свет заставляет играть радужными лучиками снежный покров. Тихо в лесу. Бесшумно падают комья снега, рассыпаясь в воздухе искристой пылью — это белки затеяли возню в раскидистых кронах сосен.

А на полянах повсюду ажурная вязь следов. На снегу любой обитатель леса непременно оставит свой автограф. Только успевай разгадывать все головоломки и ребусы белой тропы.

Январь: объясните пословицу.

Январь году начало, зиме середина.

Снова наступил Новый Год. Январь « первый месяц года, середина зимы. Самый её холодный месяц. Стоят суровые морозы, реки и озёра одеты плотным ледяным покровом, январский лес спит под тёплой шубой. Глубок снег. Деревья стоят разнаряженные узорчатым инеем, словно декабрь месяц перенёс на них свои рисунки с оконного стекла.

В лесу по ночам от мороза потрескивают деревья. Но и в это студёное время кипит в лесу жизнь. О ней рассказывают следы. Здесь под кустом ночевал заяц. На полянке ныряли в снег тетерева. Приходил к соломе красавец-лось. И так до следующей метели, которая зачеркнёт все следы, перепутает звериные тропы. И снова станет тихо и пусто в лесу.

Февраль. А такую пословицу слышали?

Вьюги да метели под февраль налетели.

Объясните.

Февраль — завершающий месяц зимы, месяц сугробов и метелей.

Хотя самым холодным месяцем и считается у нас январь, но иногда февраль бывает холоднее января. Но, как правило, крепкие морозы в феврале бывают по ночам, а днем в затишье уже начинает слегка пригревать солнце.

В феврале выше поднимается солнце, заметно прибавляется день. Начинается капель.

V.        Физминутка

VI.        Учитель. Любит народ русский зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завывание метели можно и сказки послушать, и стихи почитать, и песни спеть. А сколько о зиме придумано загадок! Их у зимы множество. Загадает их нам «Снегурочка». В каждую клетку кроссворда помещается одна буква отгадки.

1.      Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами кисти-рожки.

С виду кролик, но не верь!

Страшен в гневе этот зверь!

И ему не крикнешь «Брысь!»

Потому что это (Рысь)

2.     Он слетает белой стаей И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает На ладони и во рту (Снег)

3.       Кто осенью спать ложится,

А весной встает? (Медведь)

4.       Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей Превратился я в ручей (Снеговик)

5.      Что вверх корнем растет? (Сосулька)

6.      Из капкана он уйдет,

От аркана убежит.

В тундре звездной и морозной Всюду путь ему открыт (Ветер)

7.      За белой дверцей стужа, лед,

Там Дед Мороз, друзья, живет (Холодильник)

8.      Пришла из лесу птичница,

В рыжей шубке, кур посчитать (Лисичка)

9.   Белой стайкой мошкара Вьется, кружится с утра,

Не пищат и не кусают.

Просто так себе летают (Снежинки)

Ю.Скачет по лесу, то взад, то вперед,

Воет, гудит и деревья трясет (Вьюга)

VII.       Много песен написано о зиме. Какой праздник и взрослые, и дети любят больше всего? (Новый год) А что это за праздник, если нет песен?

Давайте споем песню: У леса на опушке

Жила зима в избушке...

VIII.      А сколько стихотворений написано поэтами о зиме?

(ученики рассказывают стихи)

«Не ветер бушует над бором»

«Зимний вечер»

IX.      Выставка рисунков.


X.         Итог урока: что нового узнали сегодня на уроке? Почему зиму называют волшебницей? (ответы учащихся)

Подведение итогов по рисункам.


XI.      Выставление оценок.


ХП. Дом. задание: стр.70-73 (читать, вопросы)