Российская Федерация
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
г. Губкинский
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА VII ,VIII видов».
мкр. 11, д. 138, г. Губкинский, ЯНАО, 629830
Код 34936 телефон 5-78-52 E-mаil: s8sc@uo-gub.ru
ОКПО 42180387, ИНН 8913001915, лицевой счёт 075.040.133
Конспект урока
по предмету
«Развитие устной речи
на основе изучения предметов
и явлений окружающей действительности»
3 вспомогательный класс
VIII вида
Подготовила :
Учитель начальных классов
Еникеева Гузель Асхатовна
Тема урока.
Зимняя одежда. Одежда жителей Крайнего севера.
Задачи:
расширить представления учащихся о зимней одежде.
учить правильно подбирать одежду в соответствии с ситуацией (прогулка, поход в магазин, школу, на праздник, спортивные соревнования).
развивать внимание, память.
расширять и обогащать словарный запас.
воспитывать мотивацию к учению.
развивать интерес к истории и культуре родного края;
способствовать нравственно-эстетическому и патриотическому воспитанию учащихся через изучение краеведческого материала.
помочь раскрыть удивительный национальный колорит народов Крайнего севера; дать представление о ненцах, хантах, селькупах;
воспитывать уважение к малочисленным северным народностям, их традициям, образу жизни;
Оборудование: схемы-опоры; карточки с программированным заданием; картинки с изображением предметов одежды; тетради, ручки, карандаши.
Ход урока
Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
На вопросы отвечать.
Какое сегодня число?
Какой сейчас месяц?
Какое время года?
А зимой тепло или холодно? (Холодно) Что делают люди, чтобы не замерзнуть? (надевают теплую одежду)
1) Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.
– Назовите предметы, изображённые на рисунке.
2) Упражнение на развитие слухового восприятия, слуховой памяти.
– Запомните второе слово:
Дождь – шуба.
Стол – пальто.
Окно – варежки.
Дерево – сапоги.
– Назовите одним словом: плащ, шуба, пальто, платье, блузка.
– Какие ещё предметы одежды вы знаете?
– В какое время года надеваем шубу, варежки? Почему?
II. Повторение.
1) Обобщающая беседа.
– Какую тему начали изучать на прошлом уроке?
– Какие виды одежды вы знаете?
– Какую сезонную одежду вы знаете?
– Какие части, детали одежды вы знаете?
– Кто шьёт одежду?
– Где шьют одежду?
– Что нужно делать, чтобы одежда нам служила долго?
2) Программированное задание.
– Перед вами лежат карточки. Внимательно прочтите предложение и дополните его недостающими словами.
Платье, шуба, купальник – это _______________________________.
овощи, одежда, фрукты, обувь
Одежда бывает ___________________________________________.
красивая, зимняя, осенняя, грязная, летняя, весенняя, удобная
Сезонная одежда зависит от ________________________________.
дождя, человека, времени года
Летняя сезонная одежда – это _______________________________.
шуба, сарафан, валенки, шорты,
футболка, плащ, сапоги, кепка
Осенняя сезонная одежда – это ______________________________.
тёплая юбка, куртка, сапоги,
купальник, шорты, майка
Зимняя сезонная одежда – это _______________________________.
платье, шуба, свитер, сандалии,
кофта, тёплые брюки, сарафан
Одежду шьют из __________________________________________.
травы, меха, кожи, веток, ткани
Одежда, сшитая из меха, называется __________________________.
заячья, меховая, деревянная
Одежда, сшитая из кожи, называется __________________________.
коровья, кожаная, лисья
Ухаживать за одеждой – это значит ___________________________.
мять, рвать, стирать,
чистить, пачкать, гладить
Красивая чистая одежда ____________________________________.
портит человека, украшает человека
Осуществляется устная проверка.
III. Введение в тему.
1) Определение темы урока.
– Отгадайте загадки и подумайте, о какой одежде мы будем говорить сегодня. Запишите тему урока в тетрадь.
Всё вокруг бело и нежно,
И узор на окнах нежный,
Иней на ветвях, как в сказке,
И мороз лишь для острастки —
Никого он не пугает,
Дети весело играют. (Зима)
Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек —
Этот пух зовется... (снег)
– О каком времени года загадки?
– Как догадались?
– Как называется одежда, которую мы носим зимой?
2) Сообщение учителем темы и задач урока.
– Тема урока «Зимняя одежда». Сегодня продолжим наш разговор.
IV. Изучение нового.
1) Вводная беседа.
– Зимняя одежда – что это такое? Какую зимнюю одежду ты знаете?
-А для чего нужна одежда? Правильно, одежда помогает согреться, быть красивым.
Портные сшили для нас разную одежду, которую мы надеваем в разное время года. Эта одежда называется сезонной. Какие времена года знаете?
-Какое сейчас время года? (Зима.)
-А что еще необходимо человеку зимой, чтобы не замерзнуть?
- Как называется одежда и обувь, которую мы носим зимой? Зимняя
- Для чего нужна зимняя одежда?
Зимняя одежда нужна для того, чтобы защитить наше тело от холода. Поэтому чем холоднее на улице, тем больше одежды и теплее мы одеваемся. Когда мороз на голову мы надеваем что? И даже руки одеваем в варежки или перчатки.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика.
Рукавички новые | Сжимают и разжимают пальцы |
Тёплые, пуховые |
Мне их бабушка связала | Делают движения, словно вяжут |
Подарила и сказала: |
«Вот теперь у внучки | Сжимают и разжимают пальцы |
Не озябнут ручки» |
– Можно продолжить урок.
V. Закрепление.
1) Рассказ учителя.
– Продолжим наш разговор о зимней одежде.
Зимняя одежда – это свитер, тёплый джемпер, шерстяное платье, рубашка, кофта, рейтузы, тёплые брюки, шуба, меховая куртка. На ноги зимой мы надеваем валенки, зимние сапоги, шерстяные носки. Головные уборы – это тёплые вязаные шапки, меховые шапки, пуховые платки. Чтобы не замерзли руки, надеваем варежки, перчатки.
Зимняя одежда предназначена для того, чтобы сохранить тепло человека в холод и стужу. Вы ведь сами замечаете, когда стоит тёплая зима, то мы надеваем более лёгкую одежду: куртку, вязаную шапку, сапоги. Когда стоят морозы, мы надеваем много тёплых вещей: пуховый шарф, варежки, меховую шапку, тёплый вязаный свитер или кофту, жилетку.
Мы с вами живёт в Ямало – Ненецком автономно округе. Край Земли – так переводится с ненецкого языка на русский слово «ЯМАЛ». С давних времён поселились здесь смелые и мужественные люди. У нас долгая зима, поэтому большую часть года люди ходят в зимней одежде.
Женщины северных народностей сами шьют себе, мужчинам и детям верхнюю одежду из шкур оленей.
Как называется зимняя мужская одежда с капюшоном и рукавицами из оленьих шкур? (малица)
Мужская верхняя одежда у всех групп ненцев – это малица – глухая одежда с пришитым капюшоном. Шьют её из шкур молодых оленей. Малицу делают из двух шкур мехом внутрь. Она представляет собой длинную широкую рубаху, суживающуюся к плечам и расширяющуюся к низу. Двойной капюшон и широкую «полосу» пришитую по подолу делали мехом наружу. К рукавам малицы пришивают камусные рукавицы с разрезами для вынимания рук. Малица одеваются через голову. Поверх малицы обычно надевают чехол из плотной материи.
Женская шуба ягушка имеет спереди разрез. Шьётся она из двух слоев оленьего меха — один ворсом внутрь, другой ворсом наружу. Воротник невысокий из меха песца или красной лисицы. К бортам пришивают семь пар ремешков-завязок. Праздничные паны украшаются узорами из разноцветного меха в технике мозаики.
На ногах носят кисы́ — традиционная зимняя обувь у коренных народов Крайнего Севера (сшитая из камусов (лап) оленя. Кисы могут украшаться меховой мозаикой и/или бисером, орнаментальными полосками и чередованием светлых и тёмных полос .
VI. Итог урока.
– О чём сегодня говорили на уроке?
– Какая бывает одежда?
– Что вы наденете на прогулку?
– Что вы наденете, собираясь в школу?
– Назовите предметы зимней одежды.
Выставляются оценки.
Литература.
Худенко, Е. Д. Практическое пособие по развитию речи (для детей с отклонениями в развитии) / Е. Д. Худенко ; под ред. В. В. Воронковой. – М. : Школа, 1992.
Аксёнова, А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1–4 классах вспомогательной школы / А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская. – М. : Просвещение, 1991.
Аксёнова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / А. К. Аксёнова. – М. : Владос, 2004.
Библиотека журнала «Дефектология». – М. : Школа-Пресс, 2000
Попов Ю.И., Цымбаленко Н.В. Слово о Ямале. Документально-этнографические, публицистические и художественные произведения о жизни народов Ямала в XX веке: Учеб. Пособие для ст.кл. обще образ. учережд. – СПб.: филиал изд-ва “Просвещение”, 2004.-222с.: ил.
Омельчук А. К. Её величество Обь: По сибирской реке – в пространстве и во времени.- Свердловск: Сред.-Урал.кн.изд-во, 1991. – 208с.
Мухачёв А. Ненцы: психология аборигена, традиции и современность. //Ямальский меридиан. - 2002.- №11.- С.34-35