Конспект занятия – развлечения по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе.
«Город мастеров»
Цель: продолжать знакомить детей с народными промыслами в России; развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к прикладному искусству русского народа; формировать знания и умения различать стили декоративной живописи, разнообразие их форм, красочность орнамента; воспитывать чувство гордости за свой народ.
Материалы и оборудование: изделия народных промыслов, аудиозаписи народных мелодий, русские народные костюмы для взрослого и детей, карточки с изображением элементов гжельской, городецкой, хохломской росписей, бумажные фартуки, карточки с пословицами, заготовки – силуэты петушки из бумаги, гуашь, салфетки, кисти, баночки.
Ход занятия:
(Дети и воспитатель, одетые в русские народные костюмы под музыку входят в зал).
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями (дети приветствуют взрослых). Сегодня мы отправляемся в город мастеров на ярмарку, где представлены различные народные промыслы.
Педагог:
Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Покупают люди сушки,
Всевозможные игрушки.
Воспитатель: Давайте же подойдём поближе к торговым рядам и рассмотрим повнимательней изделия, которые предлагают народные умельцы.
Что за чудо, что за диво,
Сколько радости вокруг!
Все предметы не простые,
А волшебно-расписные.
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Ребята, посмотрите!
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёчек, завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Чёрный, красный, золотой.
Откуда привезли товар такой?
Воспитатель: Конечно же из Хохломы!
Как волшебница Жар-птица
Не выходит из ума.
Чародейка – мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата и красива.
Гостю рада от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Воспитатель: Золотая хохлома - одна из самых известных росписей в России. Своё название он получил от крупного торгового села Хохлома, куда привозились для продажи изделия из ближайших сёл и деревень. Из какого материала сделаны эти изделия?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Хохломская роспись, ребята, нигде больше не встречается. Давайте посмотрим и Назовём основные цвета хохломской росписи.
Дети: Чёрный, золотой, красный, зелёный.
Воспитатель: Издавна считается, что золотой цвет – символ солнца, тепла, счастья, богатства; красный цвет – символ огня, любви, преданности; зелёный цвет – символ жизни, природы; чёрный цвет символизирует торжественность, на нём великолепно смотрятся остальные цвета. Перечислите, из каких элементов состоит хохломская роспись.
Дети: Ягоды крыжовника, смородины, клубники, завитки, цветы, листья, травка.
Воспитатель: Да, ребята, красная трава по золотистому фону считается одним из главных элементов хохломского узора. Так почему же хохлому называют золотой?
Дети: Здесь много жёлтого, золотого цвета.
Воспитатель: Идём дальше,ребята!
Чашки, чайники и вазы отмечаем эти сразу.
Белый фон – снегов белей.
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда?
Дети: Из Гжели (дети подходят к следующему столу, где выставлены изделия с гжельской росписью).
Воспитатель: Давным-давно, недалеко от Москвы, среди лесов стояла деревушка Гжель. Жили там добрые работящие люди, которые делали много разной посуды. Как вы думаете из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия?
Дети: Из белой глины.
Воспитатель: Назовите, ребята, цвета гжельской росписи.
Дети: Синий, голубой, белой.
Воспитатель: Думали мастера, решали, как же им украсить свою необычную посуду. Посмотрели они внимательно вокруг и решили взять три цвета у окружающей природы.
Воспитатель: С той поры стали называть люди эту посуду ласково «Сказочная Гжель».
Воспитатель: А теперь послушайте одну сказочную историю:
«Жили-были две девочки-подружки. И звали их ласково: Гжелька, Хохломушка .Были они весёлые, озорные, трудолюбивые. Как-то отправились они в лес по ягоды. И вот когда девчушки шли обратно с полными корзинками, вдруг налетел сильный-сильный ветер и сдул с их нарядных сарафанчиков все узоры, перемешал их и разбросал на полянке. Загрустили девочки-подружки: «Как же мы вернёмся к людям, ведь никто теперь нас не узнает».
Воспитатель: А давайте, ребята, поможем каждой из девочек найти именно свой узор (проводится д/и «Укрась сарафанчик», дети выбирают узор , изображённый на карточках, описывают его, называют девочку, которой он принадлежит и опускает в карманчик на фартучке).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Девочек сказочных быстро украсили. Давайте ещё раз назовём, к какой росписи каждая из девочек относится.
Дети: Гжелька – это Гжель, Хохломуша – это Хохлома,
Воспитатель: Верно, ребята. Послушайте одну загадку:
Весёлая белая глина.
Кружочки полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
А ну, назовите меня…
Дети: Дымка. (дети подходят к столу, где выставлены дымковские игрушки).
Воспитатель: Этот промысел возник в селе Дымково.Там очень хорошая глина и речной песок, пригодный для керамического промысла. Игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Игрушки получались яркие и разнообразные. Это барыни в пёстрых юбках, кавалеры бравые, важные индюки и петухи, кормилицы, кони, коровы, карусели и многое другое. Скажите, ребята, из чего лепят мастер игрушки?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Да. Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят его мелом, разведённом на молоке и расписывают красками. Из каких элементов состоит дымковский узор?
Дети: Из кругов, полосок, клеток, пятен.
Воспитатель: А какие основные цвета дымковской игрушки?
Дети: Жёлтый, синий, зелёный, красный, чёрный, белый.
Воспитатель: Скажите, ребята, а вы бы хотели расписать дымковскую игрушку?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: У меня заготовлены для вас фигурки из солёного теста, которые мы будем сегодня расписывать и превращать их в нарядные игрушки. Скажите, на что похожи эти фигурки.
Дети: На лошадок
Воспитатель: Верно. Приглашаю вас в нашу мастерскую (дети ещё раз называют элементы дымковской росписи).
Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, пофантазировать и украсить своих петушков ярко, нарядно. Давайте вспомним, как наносятся элементы узора.
Кончиком кисточки.
Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужны ватные палочки.
Дети: Для рисования точек.
Воспитатель: Старайтесь выполнять работу не спеша, аккуратно.
А сейчас, чтобы ручки не ленились
Очень дружно потрудились,
Нужно пальчики размять!
Пальчиковая гимнастика «Цветочки»:
Наши алые цветы
Распускают лепестки (медленное разгибание пальцев)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышит .(покачивание кистями рук вправо-влево)
Наши алые цветы
Закрывают лепестки, (медленное сжимание пальцев)
Головой качают,
Тихо засыпают (покачивание кулачками вперёд-назад, ладошки соединяются, пальцы складываются в замок).
Воспитатель: Приступаем, ребята, к работе (звучит аудиозапись русской народной мелодии).
Самостоятельная деятельность детей.
Анализ рисунков (отметить красочность, аккуратность детских работ).
Воспитатель: Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие русские мастера. Поэтому ваши игрушки получились такими красивыми.
Но с ярмарки мы не можем уйти без угощения :
Эй, народ, не зевай,
Поскорей налетай,
Весь товар раскупай!
Стою, продаю,
Товар хвалю.
Коврик за трёшку,
Горшок за пятак,
Доску за рубль,
А леденец за так. (ребёнок угощает детей и гостей леденцами-петушками)
Воспитатель: Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась. Ребята, давайте попрощаемся с гостями (дети прощаются с гостями и уходят под музыку)).
Используемая литература:
Л. Романенко «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей»; В. Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор» ; Журнал «Дошколёнок» №1 2013 «Народные промыслы»; О. Князева и М. Махнева «Приобщение детей к истокам русской народной културе»; Т. Шпиколова «Народное искусство на уроках декоративного рисования»; В. Вишневская «Хохлома»; Н. Корчаковская «Комплексные занятия развития творческих способностей дошкольников».













