СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия «Вода и ее свойства»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого занятия

Образовательная область: познание

Раздел: Ознакомление с окружающим

Тема: «Вода и ее свойства»

Цель:

Познакомить детей с качествами и свойствами воды

Задачи:

Познакомить детей с тремя состояниями воды: жидкое, газообразное, твердое (вода, пар, лед).

Продолжать выявлять свойства воды: прозрачная, без запаха, легко льется, меняет цвет и т. д. Развивать мышление, познавательную активность.

Вызывать интерес к совместному выполнению заданий при проведении опытов.

Закреплять навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивать любознательность, наблюдательность, мышление.

Воспитывать бережное отношение к воде

Показывать значение воды в жизни человека

Уточнить значение её для всего живого.

Материал и оборудование: иллюстрации, картинки,  стаканы, две банки: узкая и широкая, емкость с водой, воронка, салфетки, звукозапись, молоко, кипятильник, зеркало, гуашь, кисти, снег, лед, снежинки из бумаги: белого и голубого цветов

Предварительная работа: беседы с детьми о свойствах воды, проведение элементарных опытов с целью ознакомления со свойствами воды во время прогулок, наблюдения,

Билингвальный компонент: су-вода

 

Ход занятия

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька – замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Средь высоких, стройных елей

Рушится потоком селей,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

 

Сегодня на занятии мы с вами узнаем много интересного о воде. Потому что, вода , ребята, не всегда бывает одинаковой:  она умеет превращаться и быть разной.

Картина «Зима»

Какое время года изображено на картине? Как вы догадались? (деревья стоят в снегу, земля покрыта снегом, сугробы…)

Мы смотрим на зимний лес

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа – березка в шубе стоит

Слева - елка на нас глядит.

 

Вы слышите как тихо в лесу?

Чистоговорка

Шу-шу-шу - все мы слышим тишину

(тихо, хором, медленно)

Я знаю, что многие ребята любят зиму. Кто и за что любит зиму?

Ответы детей

(катаются на лыжах, санках, коньках, с горки, лепят снеговиков, играют в снежки, строят из снега фигуры, крепости)

 Загадка

Снег на полях

Лед на реках

Вьюга гуляет

Когда это бывает?

А откуда взялся лед на реке? А что такое лед?

Это замерзшая вода.

 

- Вот кусочки льда. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он.

Ответы: Холодный, твердый, прозрачный, тяжелый

Состояние воды - твердое. Положите лед, посмотрите на ладошки. Какие они? Мокрые. Почему? Лед начал таять. Вытрите руки.

Давайте покажем состояние воды. (собираются в одну большую плотную группу)

Какое состояние воды показали? ( твердое)

Лед-это замерзшая вода

 А теперь давайте поиграем с пальчиками. (Пальчиковая гимнастика).

Проводиться пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики»

Снег руками собирали                                    Энергично сжимают и разжи- Наши пальчики устали                                    мают пальцы обеих рук. Мы их будем растирать,                                 Энергично потирают ладонь Мы их будем согревать.                                 о ладонь.

Сейчас вы узнаете еще одно свойство воды.

Опыт (пар)

 Кто видел пар, поднимавшийся над кастрюлей с кипящей водой или идущий из носика чайник?

Затем демонстрируется несложный опыт. Воспитатель берёт стакан с водой, опускает туда кипятильник. Когда вода закипит, убирает кипятильник. Понаблюдав вместе с детьми за появлением пара, накрывает стакан стеклом. Сначала на стекле появляется пар (оно запотевает), который потом превращается в капельки воды. Если стекло подержать над промокательной бумагой, на неё стекут капельки воды.

- Что вы видите? (Ответы детей).

Вывод: Пар - это тоже вода, но легкая, невидимая.

Давайте покажем состояние воды ( садятся на корточки и медленно поднимаются, делают руками плавные движения и на слова «нет водички - испарилась водичка»-встают.

 

- А теперь послушайте загадку:

      Он пушистый, серебристый,

     Но рукой его не тронь.

     Станет капелькою чистой,

     Лишь поймаешь на ладонь.

Давайте вспомним, какой снег?  (белый, пушистый, мягкий, холодный…)

А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом.

В помещение вносится снег. Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит.

Снег - это вода. Снег в тепле тает.

 

Игра «Хорошо-плохо»

Снег – это хорошо….

Но снег – это и плохо….

 

Давайте, все вместе поиграем с водичкой и узнаем кое-какие ее секреты.

Опыты.

Опыт «ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ».

два стакана: один с водой, другой – с молоком. В оба стакана положить чайные ложечки. В каком из стаканов видно ложечку, а в каком –нет? Почему?

Д. Где налита вода там видно ложечку, потому что вода прозрачная, а в молоке - нет, потому что оно непрозрачное.

ВЫВОД: вода прозрачная, а молоко нет.

 

ОПЫТ. РАССМОТРЕТЬ ВОДУ НА ТЕКУЧЕСТЬ.

- Посмотрите, ребята, я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан.

- Что делает вода?

Д. Льется, течет, переливается.

В. Почему?

Д. Потому что она жидкая.

 

ОПЫТ «У ВОДЫ НЕТ ЗАПАХА».

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет.

ВЫВОД: у воды нет запаха.

 

ОПЫТ. «У ВОДЫ НЕТ ВКУСА».

Предложить детям попробовать воду. Есть ли у нее вкус?

Д. Нет.

В. Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и чтобы выразить свое удовольствие, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

ВЫВОД: у воды нет вкуса.

 

ВЫВОД:  перечислить вместе с детьми все свойства воды, о которых они узнали в результате проведения опытов (вода – это жидкость, у которой нет цвета, запаха, вкуса

Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить

Вода – бесцветная

Вода – безвкусная

Вода не имеет запаха.

 

После опытов.

В каком состоянии сейчас водичка? (в жидком)

Давайте покажем (выполняют плавные движения в разные стороны)

 

Вода – это жизнь. Без нее все живое на Земле погибнет. Без воды нет жизни на Земле.

Для чего нужна вода?

 

Карточки с изображением, для чего нужна вода.

Воспитатель. Человек не может жить без воды. Без нее не сделаешь самых простых дел, воду ничем не заменишь. Утром мы умываемся, чистим зубы. Для этого нам нужна чистая вода. Без воды не сварить обед, не постирать, не навести порядок в доме.

Пальчиковая игра «Моем руки»

«Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук.

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

«Стряхиваем водичку с рук»: пальчики сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

«Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем.

Полотенечком пушистым

Вытрем ручки очень чисто!

 

А какого цвета эта вода? (прозрачная, бесцветная).

Что нужно сделать, чтобы вода стала цветной?

Давайте добавим немного краски в стаканчики и понаблюдаем, что будет происходить.

Что вы заметили?

Почему вода изменила свой цвет?

Давайте попробуем сказать важные слова про цвет воды: если в воду добавить ( что?), она изменит свой…..

Если в воду добавить красной……, то вода станет……; если синей….., то вода станет……

Вы такие молодцы и поэтому я хочу показать вам сюрприз (ледяная игрушка).

Кто догадался, как я ее сделала?

А вы хотите научиться, делать такие игрушки? Но сначала нам надо окрасить воду.

Дети вместе с воспитателем окрашивают воду в семь цветов радуги, наливая окрашенную воду в семь стаканов.

 

А теперь, давайте, нальем цветную воду в формочки и когда пойдем на прогулку вынесем их на улицу. А когда они замерзнут, мы украсим ими наш участок.

 

Давайте, еще раз  все вместе превратимся в водичку и покажем в каком состоянии она бывает.

Дети показывают разные состояния воды.

Молодцы! А теперь скажите, в какое время года вода бывает твердой. Твердая вода – это что? В пословице говорится «Много снега - много …хлеба». А весной снег и лед превращается в…воду. И тогда можно вспомнить пословицу: «Много воды - много…травы».

Вот сколько нового и интересного мы узнали о воде сегодня на занятии.

Вывод: вода – это жизнь, без нее все живое на Земле – погибнет, поэтому к воде надо относится бережно.

Вам понравилось занятие?

Посмотрите, сколько у меня снежинок – настоящий снегопад.

 (Показывает снежинки). Если вам было интересно, вы узнали много нового – возьмите голубую снежинку. А если вам было не очень интересно – белую.

Дети выбирают снежинки.