Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
№5 «Радуга»
Консультация для педагогов:
«Основные направления педагогики сотрудничества»
Подготовила воспитатель:
Варначева Е.Е
Дошкольные организации вступают в период глубоких качественных изменений. В ФГОС ДО изменены содержание и структура образования в целом. Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности «деятельностный подход» и на ее основе усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющего мира. Выделяются основные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие факторы как сотрудничество взрослого и детей и возможность свободного перемещения и общения детей.
Педагогика сотрудничества – это, прежде всего педагогическое творчество. Умение договариваться, оказывать и просить помощи, речевое общение и коммуникативная компетентность – все это является компонентами понятия «сотрудничество».
Можно с чем-то не согласиться, можно и нужно отдельные положения её уточнять и развивать, но её непреходящее значение в том, что это не только заметный шаг в утверждении новой, гуманистической и эффективной педагогики, но и сгусток творческой энергии воспитателей, платформа раскованного педагогического творчества.
Сотрудничество - это не просто открытость и настроенность воспитателей на детей, это ещё и способность через определённую систему принципов и методов организовать совместное творчество.
В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:
1. Гуманно-личностный подход к ребенку.
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
3. Концепция воспитания.
Педагогизация окружающей среды.
Цель детского сада — разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.
-Гуманно-личностный подход определяет:
-Новый взгляд на личность как на цель образования, личностную направленность организованно – образовательной деятельности ;
-Отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
-Новую трактовку индивидуального подхода;
-Формирование положительной Я-концепции, т.е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе.
Следующее направление- дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
-Это рассмотрение содержания как средства развития личности. Совершенствование методов и форм образовательного процесса раскрывается в следующих дидактических идеях.
-Учение без принуждения – исключение из образовательно-воспитательного процесса методов принуждения. Принуждение – подрывает его веру в свои силы и разумность происходящего.
Еще одно направление - Педагогизация окружающей среды
Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются: детский сад, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Педагогика сотрудничества ставит дошкольное образование в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической правильности и целесообразности.
Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели. Этим педагогика сотрудничества приближается к такой педагогике, как креативная педагогика, которая вовлекает в настоящие — созидательные дела.
Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как:
Амонашвили, Шалва Александрович
Шаталов, Виктор Федорович
Лысенкова, Софья Николаевна
и др. отечественные лидеры образования 80-х годов прошлого столетия. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик. Педагогика сотрудничества рассматривалась ими как перспективное направление развития дошкольного образования и нашла отражение в современной Концепции дошкольного воспитания, разработанной лабораторией ВНИК «Школа» и НИИ дошкольного воспитания.
Основные идеи педагогики сотрудничества:
-Сделать ребенка добровольным и заинтересованным соратником, единомышленником воспитателей, родителей в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении.
- Изменение условий и сущности усвоения знаний – осуществляющиеся в совместной деятельности педагога и ребенка.
Сотрудничество не отменяет управления со стороны педагога, но оно делает его иным: одностороннее управление как взаимодействие воспитателя на ребенка сменяется взаимным воздействием, при котором управляет не только воспитатель, но и ребенок.
Существует несколько характеристик технологий:
-По уровню применения: общепедагогическая.
-По философской основе: гуманистическая.
По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобразовательная. По организационным формам: индивидуальная + групповая, дифференцированная.
По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная .
По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.
Целевые ориентации подразумевают:
• Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
• Гуманно-личностный подход к ребенку.
• Единство обучения и воспитания.
Общение и совместная деятельность – та основа, на которой строится вся жизнь детей.
Общения в группах детского сада является одной из важнейших целей и в то же время основным средством воспитания и обучения. Постоянное взаимодействие детей друг с другом является самым ценным в дошкольной жизни.
Важной задачей педагога следует признать организацию сотрудничества между детьми. Этому может способствовать:
— отказ от постоянной и жесткой иерархии отношений, сотрудничество как существенный элемент отношений;
— выход воспитателя из роли наставника и освоение роли организатора групповой деятельности;
— переход к «непедагогическим» формам образовательного общения:
РЕКОМЕНДАЦИИ:
признание особой роли групповых и парных занятий как форм самостоятельной деятельности. Чтобы воспитатель мог на практике реализовать принципы равенства – диалогизма, соразвития, свободы, сосуществования, сотрудничества, единства и принятия, он сам должен иметь такой опыт переживания, проживания.
Между воспитателем и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада.
Существенными характеристиками организационной образовательной дейтельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются:
1.Влюченность взрослого в деятельности наравне с детьми;
2.Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения );
3.Свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства);
4.Открытый временной конец организационной образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).
Технология развития сотрудничества у дошкольников – это трёхэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и детей.
1 этап: Необходимо сосредоточить внимание на обогащении представлений дошкольников о сверстнике как о партнёре по совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми, поддержания желания и интересе в сотрудничестве с ними. Нужно развивать у детей отдельные умения, необходимые для осуществления сотрудничества в совместной деятельности на занятиях. На данном этапе педагогу необходимо направить свои усилия на:
- поддержание положительного эмоционального фона взаимодействия детей; - ориентация на развитие понимания детьми эмоционального состояния партнёра, отзывчивость на него;
- проведение с детьми бесед по обогащению, уточнению правил сотрудничества и дружбы (серия бесед с использованием литературных произведений, из личного опыта);
- демонстрацию образцов поведения и действий с использованием игровых персонажей;
- непосредственную включённость педагога в процесс общения и совместных действий в качестве посредника или партнёра.
2 этап: Осмысление предстоящих моделей сотрудничества. - Совместно-индивидуальная модель сотрудничества предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребёнок – участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Это часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата. Согласование действий участников должно осуществляться в её начале – на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты. («Изготовление книги» - рисование страниц)
- Совместно-последовательная модель сотрудничества предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком, становится предметом деятельности другого. (По этому принципу действует производственный конвейер).
- Совместно-взаимодействующая модель сотрудничества предполагает, с одной стороны, наличие у детей определённого опыта совместной работы, с другой открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. На занятии сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата. (Подготовка к спектаклю: костюмы, декорации, роли)
3 этап: Сотрудничество связано с предоставлением детям разнообразного содержания ситуаций для максимального проявления деловых качеств в совместной деятельности и расширения возможностей самостоятельности при решении образовательных задач.
Технология сотрудничества осуществляется в:
- совместной деятельности с детьми, проявляется как равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый – ребенок»; - совместных играх;
- совместном изготовлении пособий, игрушек, подарков к праздникам;
- совместной творческой деятельности (игры, труд, досуги, развлечения);
- индивидуально-подгрупповой работе.
Результат:
- Формирование более глубоких, разносторонних знаний, коммуникативных навыков.
- Расширение, обобщение, систематизация знаний и навыков в поведении детей.
- Положительная динамика результатов усвоения программного материала.
- Освоение опыта сотрудничества развивает способности детей к согласованию общих целей, осуществлению взаимного контроля и коррекции действий, умению понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. При этом у дошкольников формируется эмпатия, социальная чуткость.
Всё это в дальнейшем поможет ребёнку психологически грамотно строить своё взаимодействие с партнёрами (взрослыми и сверстниками).
Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу совместной деятельности в дошкольном учреждении, как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования.