Родители – главные помощники логопеда
Существует неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолевается в последующие годы.
Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. А ведь именно от речевого развития зависят общее психологическое развитие ребенка, формирование сферы его межличностного взаимоотношения, а также развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания.
Главное правило
Окружающие ребенка люди должны говорить правильно, не искажая слова, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «искажать» слога и окончания слов. Если взрослые не следят за своей речью, до уха малыша многие слова «долетают» искаженно («ваще» вместо «вообще», «не бежи» вместо «не беги» и т. д.) Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к ребенку, вы побуждаете его отвечать, а он имеет возможность внимательно прислушаться к вашей речи, на примере которой формируется собственная речь детей. Привлечение внимания дошкольника к недавно появившемуся у него звуку способствует правильному воспроизведению звука в слогах, словах, предложениях, в самостоятельной речи в более короткие сроки. Родителям рекомендуется создать максимально положительный настрой на дальнейшую логопедическую работу, например: провести маленький семейный праздник, подарив ребенку пирог или торт с изображением звука.
Особая роль родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что используя предложенный речевой материал логопедом дома, они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, то есть в повседневной жизни.
Ваш ребенок начал заниматься с логопедом, и вы, конечно , хотите помочь ему в скорейшем овладении правильной речью. Для этого существуют логопедические домашние задания. Каждую неделю логопедом даются рекомендации и предлагаются игровые приёмы для выполнения с ребенком логопедических заданий.
Развиваем речь ребенка и играем с ним
Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его руки.
Обязательно играйте с малышом в пальчиковые игры. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Чем раньше вы поймете, что мелкая моторика напрямую связана с речевым развитием ребенка, чем раньше начнете развивать её, тем в будущем речь ребенка будет более точной и правильной. Полезно ежедневно выполнять активные упражнения для пальцев рук, в младшем возрасте с использованием игр: потешек «Сорока – белобока», «Ладушки», «Здравствуй, пальчик» и других. Подобные игры знают все родители. Более старших детей можно научить делать из пальцев разные фигуры: «Домик», «Замок», «Утёнок», «Очки», «Собачка», «Зайчик», «Коза» и другие.
Все упражнения выполняйте в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя руками вместе. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.
Для развития рук малыша хорошо подходит разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок и специальных рамок, нанизывание колец на тесьму, собирание мозаики, пазлов, игры с конструкторами.
Для развития мелкой моторики можно использовать подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупы. Подберите пуговицы или бусинки разного цвета или размера .Сначала выполняйте рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. Достоинством игр с предметами домашнего обихода является то, что для их проведения не требуется какие-то специальные игрушки, пособия.
Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотичных линий. Затем рисуйте какие-нибудь предметы (забор, домик, волны), буквы.
Если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко – организуйте игры с бельевыми прищепками. Прищепки могут крепиться к различным поверхностям: краям круглой или овальной корзинки, плотной ткани, картона. Сюжеты игр могут быть самыми разнообразными, например: «Ежики», «Солнышко», «Елочка», «Бабочка». Игровые упражнения с прищепками вызывают у детей большой интерес и становятся наиболее любимыми.
Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков, уход за растениями, переливания воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, разобрать крупу и так далее.
Для детей старшего дошкольного возраста желательно использовать всевозможные упражнения с элементами письма, такие как штриховка в разных направлениях, обводки, доведение линий до конца, раскрашивание, прописи, графические диктанты.
Рисование различными материалами ( ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом ) требует различной степени нажима для того, чтобы остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию мелкой моторики. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.
Обязательно нужно учить детей вырезать ножницами. Игра на вырезание узоров из сложенных листов бумаги имеет замечательное свойство: как бы ни вырезал ребенок, все равно получится узор, напоминающий снежинку или звездочку. Необходимо постоянно выполнять следующие упражнения: симметричное вырезание, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции – аппликации.
Не бойтесь давать своему малышу пластилин. Можно лепить различные предметы, размазывать кусочки пластилина по бумаге. Можно втыкать в пластилин разные мелкие предметы (фасоль, пуговицы, бусины, и т. д.).
Занимаясь с малышом, не устраивайте уроков или занятий, просто играйте с ним – искренне и непринужденно.
Упражнения для развития мелкой моторики очень просты в исполнении. Но без помощи родителей не обойтись, поскольку любое упражнение нужно сначала показать ребенку, потом проделать его вместе с ребенком, а после этого малыш выполняет его сам.
Тренируйте артикуляционный аппарат ребенка, делайте зарядку для языка.
Артикуляционная гимнастика-это специальные упражнения для развития подвижности, языка. Ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи (нижняя челюсть, мягкое небо, губы, щеки и язык).Поэтому начиная с двух летнего возраста полезно проводить артикуляционную гимнастику. Гимнастикой лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут перед зеркалом и проводить ее в форме сказки, в игровой форме, в сопровождении со стихотворным материалом.
Погулять язык собрался: Открыть рот
Он умылся, Кончиком языка быстро провести по верхним зубам
Причесался, Несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть его вперед и спрятать обратно.
На прохожих оглянулся, Провести языком по губам - облизнуться.
Вправо, влево повернулся, Повернуть языком в указанную сторону.
Вниз упал, наверх полез, Опустить язык вниз и поднять вверх.
Раз и в ротике исчез. Спрятать язык во рту.
«У бабушки с дедушкой»
Толстые внуки приехали в гости (Упражнение «Толстяки» )
С ними- худые-лишь кожа да кости (Упражнение «худышки» )
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (Упражнение «Улыбочка»)
Поцеловать они всех потянулись (Упражнение «трубочка»)
Утром проснулись-в улыбочку губы (Упражнение «Улыбочка»)
Чистили мы свои верхние зубы (Упражнение «парус»)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения «парусом»)
С нижними зубками тоже мы дружим (Движение языком в положении «мостик»)
Губы сожмем мы и рот прополощим (Поочередно надувание щёк)
И самоваром пыхтим, что есть мочи (упражнение «Шарик» с выпусканием воздуха» )
Блюдца поставим - положат блины нам (упражнение «лопаточка» )
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на «Лопаточку» )
Чашки поставим, чтоб чаю налили ( упражнение «Чашечка»)
На нос подули- мы чай остудили ( Подуть с «чашки» вверх)
Чаю попили – никто не обижен («Чашка» двигается вперед-назад)
Вкусный был завтрак - мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу)
Очень важно для речи правильное дыхание.
Учим детей выполнять дыхательную гимнастику.
Дыхание влияет на звукопроизношение и качество голоса. Понаблюдайте за вашим ребенком: нет ли быстрых коротких вдохов посередине фразы или слова, не прерывает ли речь частые вздохи, не слишком ли часто у ребенка дыхание?
Придерживайтесь следующих рекомендаций:
- правильный вдох через нос;
-плечи не должны быть подняты;
-выдох должен быть длительным, плавным;
-следить, чтобы не надувались щеки ( на начальном этапе можно прижимать их ладошками);
-каждое упражнение повторяйте не более 2-3 раз.
« На качелях»
Ребенок лежит на спине, на ровно твердой поверхности без подголовника, рот закрыт, вдох носом. Взрослый ставит на живот ребенка легкую игрушку и предлагает ее покатать, как на качелях. При вдохе игрушка поднимается, при выдохе – опускается.
«Шарик»
Сделать вдох через нос и надуть щеки воздухом, а затем сдуть. Надуть одну щеку – сдуть, затем другую щеку надуть и сдуть, надувать попеременно 4-5 раз.
«Ветряная мельница»
Для этой игры необходима игрушка – мельница. Ребенок дует на полости игрушки.
« Мыльные пузыри»
Выдувание мыльных пузырей – полезное и веселое занятие.
« Снежинка»
Сделать снежинку из ваты или тонкой бумаги. Положите снежинку на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует ее, чтобы снежинка улетела.
« Кораблик»
Сделать из бумаги кораблик. Опустить его в таз с водой. Ребенок двигает кораблик с помощью сильного выдоха. Таз с водой на уровне рта ребенка.