Слайд 1. Выступление на педсовете «Развитие нравственных качеств личности дошкольников через использование коммуникативных игр»
Подготовила: Ноженко Н.С.
Без игры нет и не может быть полноценного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий.
В.А. Сухомлинский
Слайд 2. Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.
Слайд 3. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания нравственных качеств личности.
Слайд 4. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Воспитание его души - создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека.
Задачи нравственного воспитания вы видите на слайде:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать умение договариваться, играть сообща,
- воспитывать через коммуникативные игры внимательное и заботливое отношение друг к другу,
- формировать нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность, справедливость и скромность,
- обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.
- развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков – стремление помочь девочкам, у девочек – скромность, заботу о других).
Слайд 5. В жизни человека очень важно уметь понимать чувства других — это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности. В детях чувство эмпатии (понимания чувств другого, сопереживание) заложено изначально. Помните: дети чувствуют, кто их любит, и действительно редко ошибаются.
Наверно, вы все обращали внимание, что у детей в игре часто присутствуют такие качества как: злость, жестокость, самолюбие, то есть нравственные качества у многих отсутствуют.Но как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры, как помочь ребенку гармонизировать его картину мира, чтобы противостоять злу в своем сердце и выстроить основания добра? Эти и многие другие вопросы стоят сегодня перед всеми педагогами.
Слайд 6. Путь, который является самым верным – развивать духовно-нравственные качества личности ребенка с помощью игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.
Слайд 7. Для формирования нравственных качеств детей, необходимо использовать игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером, воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям, помогают ребенку в накоплении социального опыта, то есть коммуникативные игры.
Слайд 8. Коммуникативные игры или игры на развитие общения помогают преодолеть страх перед незнакомой обстановкой, людьми, ситуацией, развивают коммуникативные навыки, коммуникабельность, сплачивают коллектив, позволяют больше узнать о пристрастиях, привычках, вкусах других людей в коллективе, в играх на общение развивается речь, ребёнок начинает чувствовать не только себя, но и других, понимать, что он не один. После игры желательно обсудить ее содержание, выяснить, что произошло, были ли у ребенка какие-либо трудности при выполнении заданий, что он чувствовал и что ему в этот момент хотелось, почему возникали в игре конфликтные ситуации (если они были).
Приведу примеры коммуникативных игр, направленных на развитие нравственных качеств:
Слайд 9. ДОБРОСЕРДЕЧНЫЕ ВОЛШЕБНИКИ.
Дети сидят в кругу, а воспитатель повествует им историю: «На одном острове был Злюка-злодей. Он мог заколдовать любого ребенка, наименовав его плохим словом, и все, кого он нарекал резкими словами, прекращали смеяться и не могли быть добросердечными. Расколдовать такого несчастливого ребенка можно было только хорошими, нежными именами. Давайте взглянем, есть у нас такие заколдованного дети».
Как правило, многие ребята с охотой берут на себя роли «заколдованных». Воспитатель может выбрать из них непопулярных, враждебных детей и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать, называя ласковым именем?»
Часто дошкольники с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. По очереди они подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем.
Слайд 10. ИГРА «КЛЕЕВОЙ РУЧЕЁК».
Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Пробраться через «дремучий лес». 2. Обогнуть «широкое озеро».
3. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга. Эта игра учит доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Слайд 11. ИГРА «ПАУТИНКА».
Дети садятся по кругу. Начинает игру педагог. Он говорит какой-нибудь факт о себе (например: «Я люблю кошек», наматывает нитку от клубка на палец и перебрасывает клубок любому ребенку. Тот тоже говорит что-то о себе, наматывает нитку и перебрасывает следующему. Так до тех пор, пока все не выскажутся. Пространство между игроками оказывается «паутинкой», которую нужно распутать. Последний игрок разматывает нитку со своего пальца и называет факт, который рассказал о себе предыдущий игрок и отдает клубок ему. Таким образом, все игроки должны вспомнить, что о себе сказал предыдущий игрок.
Слайд 12. Доброе животное. Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Вдох — два шага вперед. Выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Слайд 13. КРОКОДИЛ
Цель: развитие ловкости, наблюдательности, снятие страхов.
Описание игры: дети выбирают «крокодила». Выбранный вытягивает руки вперед одна над другой — это пасть крокодила — и ходит по комнате (площадке), напевая песенки, пританцовывая, подпрыгивая. Тем временем дети в пасть кладут руки. В какой-то момент «крокодил» смыкает пасть. Кто не успел выдернуть руку, становится «крокодилом».
Комментарий: в роли «крокодила» должно побывать как можно большее количество детей, чтобы почувствовать на себе смену ролевых ощущений.
Слайд 14 КОМПЛИМЕНТ
Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.
Слайд 15. ПОЖЕЛАНИЕ
Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.
Дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку», «Солнышко» или др.), высказывают друг другу пожелания.
Слайд 16. Рисунок на спине
Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.
Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.
Слайд 17. Испорченный телефон
Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где "телефон" испортился.
Слайд 18. Пирамида любви
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.
Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».
Слайд 19. Представляю вашему вниманию методические пособия и картотеку коммуникативных игр на развитие нравственных качеств. (Картотека распечатанных на бумажном носите и в электронном на рабочем столе)
Каждая игра может быть дополнена или изменена в зависимости от фантазии воспитателя и конкретных условий. Важно только сохранить главную цель игр - побуждать к заботливому и внимательному отношению к сверстникам. Побуждать не призывами и нотациями, а создавая конкретные житейские или игровые ситуации, в которых внимание к другому является необходимым и естественным условием совместной игры. Очень важно также, что проведенные игры исключают всякое сравнение детей, их конкуренцию и соревновательность. Каждый делает все по-своему, как считает нужным. Нельзя осуждать детей за эгоизм или невнимательность. Нельзя слишком хвалить одних и ставить их в пример остальным. Такое оценивание и приведение положительных образцов, разделение детей на «хороших» и «плохих» могут только разъединить их, вызвать отчуждение.
Слайд 20. Наиболее эффективным способом воспитания нравственных качеств и преодоления трудностей в общении является не поощрение и порицание взрослого, и не приобретение коммуникативных навыков, а формирование чувства общности с другими, своей внутренней причастности к ним. Как показывает опыт, систематическое проведение подобных игр и занятий способствует достижению этой цели.
Слайд 21. Важно через игру формировать у детей не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребёнка можно научить чувству общности, способности понимать другого, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе и окружающим. На этом фундаменте строится нравственное отношение к окружающим людям: сочувствие, сопереживание, терпимость, содействие. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить, найти выход. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой.
Слайд 22. Спасибо за внимание!