СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей Тема: «Формирование и повышение профессиональных компетенций воспитателя как необходимое условие качества образовательного процесса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей Тема: «Формирование и повышение профессиональных компетенций воспитателя как необходимое условие качества образовательного процесса»»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №1519 КОРПУС 5





Консультация для воспитателей



Тема: «Формирование и повышение профессиональных компетенций воспитателя как необходимое условие качества образовательного процесса»























Провела воспитатель группы №6: .

Мукиенко

Марианна Владимировна



Москва, 2015г

В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Современный образовательный процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие). Педагогическое взаимодействие представляет собой целенаправленный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги. Исследуя профессиональную компетентность педагога, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.Г. Семушина, Н.Н. Тулькибаева, А.И. Щербаков и другие указывают на ее составляющие: специальные знания, умения, навыки, значимые личностные свойства и ценностные ориентации. Конкретизируя понимания сущности профессионализма применительно к профессионально – педагогической деятельности, О.М. Краснорядцева определяет профессионала педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя. В условиях модернизации дошкольного образования в деятельности педагогов выделяют ряд взаимосвязанных компонентов: конструктивный, организаторский, коммуникативный, которые конкретизируют деятельность педагогов.  В целом на федеральном уровне только разрабатываются требования к личности и функциональным обязанностям современного воспитателя.

   Становление новой системы дошкольного образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно планировать, организовывать педагогически целесообразную систему работы, а не просто выполнять должностные обязанности. Современное образование характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приёмов взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию. Большое влияние на формирование профессиональной педагогической компетентности оказывает стаж работы.

Начнем с раскрытия содержаний основных понятий, ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений».

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

1.      Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

2.      Готовность решать профессиональные предметные задачи.

3.      Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

                 В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века – это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.


Компетентность – это личностная характеристика, а компетенция – это совокупность конкретных профессиональных качеств.

Профессиональная компетентность :

– это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности;

 – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОО  относятся:

 Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

 Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.

 Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.

 Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Также выделяют следующие виды компетентностей:

1. Компетенция в ведении образовательного процесса. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую компетентность, постоянный поиск новой информации. Глубокое знание до­школьной педагогики, основных методик воспитания и обуче­ния детей дошколь­ного возраста с при­менением на практике. Использование раз­личных методов обу­чения, различных видов деятельности и материалов, которые соответствуют уровню развития детей. Использование средств диагностики.

2. Компетен­ция в орга­низации ин­формацион­ной основы деятельно­сти воспи­танников. Подготовка к образо­вательной деятельно­сти вызывает необ­ходимость иметь ИКТ-компетентность, посто­янный поиск новой информации.

3. Компетент­ность в ор­ганизации воспита­тельной ра­боты. Признание за детьми права выбора (дея­тельности, партнера). Создание возможно­сти для его осущест­вления. Моделирова­ние отношения сочув­ствия и позитивных способов общения с акцентом на раз­решение проблем и конфликтов. Про­явление уважения к мыслям и сужде­ниям каждого ре­бенка.

4. Компетент­ность в ус­тановлении контактов с родителями. Данная компетент­ность позволит вос­питателю привлечь родителей и предста­вителей обществен­ности к совместному формированию кри­териев качества образования, конкретизи­ровать социальный заказ, сделать ДОО инвестиционно-при­влекательным.

5. Компетент­ность в вы­страивании индивиду­ального об­разователь­ного маршрута воспитан­ников. Организация собст­венной педагогиче­ской деятельности, ориентированной на индивидуальные особенности ребен­ка. Владение средст­вами диагностики индивидуальных особенностей ребен­ка и особенностей группы. Определе­ние индивидуальных целей на краткосроч­ную и долгосрочную перспективу.



6. Компетент­ность в раз­работке и реализации авторских образова­тельных программ. Данная компетент­ность помогает рас­ширить содержание образования в кон­кретной области знаний, реализовать творческий потенци­ал и развить интерес воспитанников к оп­ределенному виду деятельности.



7. Компетент­ность во вла­дении сов­ременными образова­тельными техноло­гиями. Позволяет осущест­вить компетентностный подход в обра­зовании.

Способствует разви­тию обобщенных способов деятельно­сти воспитанников, позволяющих им сво­бодно ориентировать­ся в различных жиз­ненных ситуациях.



8. Компетент­ность профес­сионально-личностного совершенст­вования. Обеспечивает посто­янный рост и твор­ческий подход в пе­дагогической дея­тельности, предпола­гает непрерывное обновление собст­венных знаний и уме­ний, что обеспечи­вает потребность к постоянному само­развитию.



9. Креативная компетент­ность педа­гога. Для оценки этого направления следует учесть, насколько воспитатель отлича­ется способностью к поиску и внедре­нию в практику но­вых педагогических идей, новых спосо­бов решения педаго­гических задач. По­зитивное отношение к новым идеям, стремление реализо­вать их на практике по собственной ини­циативе, без воздей­ствия администра­ции. Проявление компетентности в обобщении и рас­пространении педа­гогического опыта.



10. Компетент­ность в организации здоровьесберегающих условий образова­тельного процесса. Данная компетент­ность обеспечит наличие критерия нового качества об­разования - создание условий для сохра­нения здоровья всех участников образо­вательного процесса.



11. Компетент­ность в создании предметно-пространст­венной среды. Данная компетент­ность позволяет обеспечить органи­зацию детских сооб­ществ и стимулиро­вание процессов саморегулирования детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственной дея­тельности.

Залогом профессионального роста педагога является постоянное стремление к повышению мастерства. Профессиональное умение достигается лишь постоянным трудом. Требование учиться на протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое звучание. Педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и овладеть современными педагогическими технологиями. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый. Хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогики, постоянная работа над собой – вот необходимые условия достижения педагогом высокого профессионального мастерства.

В современных условиях педагог – это прежде всего исследователь, обладающий такими качествами, как научное психолого-педагогическое мышление, высокий уровень педагогического мастерства, развитая педагогическая интуиция, критический анализ, потребность в профессиональном самосовершенствовании и разумном использовании передового педагогического опыта, т.е. обладающий сформированным инновационным потенциалом.

Инновационный потенциал педагога – это совокупность характеристик его личности, готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов. Сюда же включаются желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании. Уровень компетенции педагогов должен определяться их способностью решать сложные непредсказуемые ситуации.

Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает и уровень образованности. При этом его повышение, которое соответствовало бы современным социальным ожиданиям в сфере образования, должно заключаться:

  • в расширении круга проблем, к решению которых должны быть готовы педагоги до­школьного образования;

  • подготовке к решению проблем в различных сферах деятельности (трудовой, социально-культурной, досуговой, образовательной, семейно-бытовой и др.);

  • повышении сложности проблем, к решению которых должны быть готовы педагоги;

  • обогащении возможностей выбора эффективных способов решения проблем (коммуникативных, информационных, организационных и др.).

При этом уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объ­емом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентнос­тного подхода уровень образованности педагогов определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, при этом нужно учитывать, что компетентностный подход не отрицает значения знаний, имеющих различную ценность, а увеличение их объема не означает повышения уровня образованности. Компетентностный подход рассматривается как подход, ориентирующий образовательный процесс на практичность его результатов, при котором в качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, а результаты образования признаются значимыми.

Профессиональная деятельность педагога имеет свои специфические особенности. Многие исследователи отмечают, что успешное развитие ребенка, его личностная активность и социальная состоятельность зависят от грамотного, целенаправленного руководства со стороны взрослого. Исходя из этого, специфика профессиональной деятельности педагога заключается в том, что инвариантные требования и характеристики профессиональной деятельности обогащаются отличительными чертами: возрастными особенностями детей до­школьного возраста, своеобразием организации деятельности, характером взаимодействия между детьми и сотрудниками ДОО. Деятельность педагога определяется его миссией, связанной с обеспечением оптимальных организационно-управленческих условий для успешного воспитания, обучения, развития, социализации на этапе дошкольного детства.