СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация «Педагогические условия для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

..........................................

Просмотр содержимого документа
«Консультация «Педагогические условия для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»»

Консультация

«Педагогические условия для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»


У детей дошкольного возраста часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.

При формировании у детей навыков социальной безопасности, мы рассматриваем и проблему сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Ведь уберечься от опасности может только достаточно сильный и здоровый человек. Потребность в сохранении здоровья детей есть у родителей (законных представителей) воспитанников, работников детского учреждения, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Но главное - помочь детям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.


Какие же условия должны соблюдать педагоги по формированию безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста:

1 - ое условие: необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми.

Создается развивающая среда для воспитания культуры движения, питания, привычки соблюдения санитарно-гигиенических требований, режима дня:

  • безопасная среда: (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности);

  • правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте;

  • мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели, постельного белья и полотенец;

  • правильное освещение;

  • соблюдение режима дня.

Мы должны создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.

2-ое условие: оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей в НОД и в свободной деятельности (циклограмма).

Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой, а также эмоционально насыщенную психологически комфортную оздоровительную жизнедеятельность. Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Для этого мы проводим беседы по профилактике коронавируса и травматизма со всеми детьми, заучиваем имя и фамилию свою и своих родителей, домашний адрес. Играем в различные дидактические и подвижные игры. Для реализации разнообразных занятий у нас имеются картотеки подвижных игр, пальчиковой и дыхательной гимнастик, физкультминуток.

3 - е условие: сотрудничать с родителями (законными представителями ) воспитанников.

Так как родители играют важную роль в формировании познавательного интереса ребенка и формировании безопасного поведения в социуме, они должны быть хорошо осведомлены о содержании работы с детьми в каждой возрастной группе. Выработанные в саду умения и сформированные понятия закрепляются в семье. Для этого мы создаем: наглядные пособия, информационные листки, просим родителей участвовать в создании развивающей среды, совместно с детьми создавать познавательные плакаты по безопасности и ЗОЖ.

Родители должны служить образцом для подражания, подавать личный пример безопасного поведения в различных ситуациях, бережного отношения к своему здоровью.


Для реализации данных условий
мы можем использовать самые различные виды деятельности:

Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т. д.

Изучать литературу, посвященную безопасности и здоровому образу жизни детей. Большое значение отводится чтению художественных произведений, а именно сказкам. Содержание сказок — жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем — те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Большинство детей считает, что опасными бывают люди с неприятной внешностью, «бородатые дяди» или неприятно одетые люди. А молодые, хорошо одетые симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой дружелюбной улыбкой. Здесь нам помогут сказки. Чудовище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Обращайте внимание на иллюстрации. У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что ребенок увидел, — так и будет стоять у него перед глазами.

Познавательно-исследовательская деятельность. Заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении, и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В окружающей обстановке дома и в детском саду присутствуют предметы, с помощью которых ребенок (в соответствии с возрастными возможностями) знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож, электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).

Прогулка. Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его безопасности. Конечно, 5-7-летние дети, как правило, с трудом воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. А вот если излагать их, «с привязкой» к конкретным обстоятельствам, разговор пройдет более продуктивно. Так же, включаем в прогулку подвижные игры и физические упражнения для развития физической выносливости детей. 5. Игра. В формировании представлений о безопасности и ЗОЖ игра выступает как самостоятельный метод обучения. Наиболее широко используются дидактические и подвижные игры. Благодаря обучающей задаче, облаченной в игровую форму (игровой замысел, игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд обогащает социальный опыт ребенка. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности. С формированием трудовых умений и навыков у ребенка уменьшается опасность пребывания в отсутствии взрослых.

Изобразительная деятельность, конструирование позволяют детям сознательно отражать окружающую действительность в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. Продуктивная деятельность позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его. Работа с детьми должна проводиться систематически. Обучение безопасному поведению — это работа на много лет.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.


Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

  • системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем). Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным;

  • доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

  • включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);

  • наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

  • динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

  • психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Работу по формированию основ безопасности у детей необходимо проводить, охватывая все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, реализовывал в играх, закреплял знания и умения на прогулке, ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной повседневной жизни, на практике за пределами дошкольного учреждения.

В группе можно оформить центр по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности, где имеются дидактические игры, изготовленные вместе с детьми, атрибуты для сюжетных и творческих игр, литература и наглядный материал для детей. Вместе с детьми создать цикл альбомов детских рисунков по теме: «Что мы знаем о пожаре?», «Что мы знаем о правилах дорожного движения?», «Правила поведения в природе»; цикл альбомов с фотографиями о работе людей в МЧС, о тренировках пожарных в ДОУ.

Эффективные методы

освоения основ безопасности жизнедеятельности с детьми:

Метод проектов. Он актуален и очень эффективен. Использование метода проекта целесообразно потому, что:

  • во-первых, технология метода проектов, где отношения «ребеноквзрослый» строится на соучастии в деятельности, - это общение на равных. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою самостоятельность, когда заявляет свои цели, озвучивая их, отстаивает свою точку зрения перед другими детьми, взрослыми, ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими;

  • во-вторых, в процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт;

  • в-третьих, в совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе;

  • в-четвертых, в результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в новых впечатлениях, в получении новой информации, удовлетворяет познавательные потребности, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.

Тематика проектов разнообразна, например: «Берегись бед, пока их нет», «Школа пешеходных наук», «Путешествие в большой мир» и др.

Метод сравнения - помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Например: детям предлагается изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности.

Метод моделирования ситуаций. Детей целесообразно научить составлять план- карту группы, участка детского сада, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план- карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать? Подай ножницы правильно, нашел таблетку на полу, твои действия? Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения, применять полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д.

Не следует спешить с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению и правила безопасного обращения с ними.

Метод повторения. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический прием. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Метод экспериментирования и опыты - дает ребенку возможность самостоятельно находить решения, подтверждение собственных представлений. Например, детям был задан вопрос: «Почему нельзя украшать елку свечами?» они отвечали, что это не красиво, что сейчас много красивых игрушек, а об опасности они не думали. Тогда поднесли к зажженной свече снежинку из бумаги, она начала дымиться и дети поняли, что свеча это не украшение, а опасный огонек, от которого может возникнуть пожар. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Каждый ребенок-дошкольник должен знать следующее:

 Ребенок должен знать основную информацию о себе. Имя, фамилию, домашний адрес, номер телефона. Надо проверить, что дошкольник может без запинки их назвать.

 Дошкольник должен знать, что далеко не все взрослые хорошие, что на улице нельзя разговаривать с незнакомцами, нельзя с ними никуда идти или брать от них подарки. Ребенок должен уметь сказать «нет, мне не разрешают» чужим людям.

 Ребенок должен понимать, что никто из хороших взрослых не будет обращаться к малышам за помощью. Взрослые должны общаться со взрослыми. Нельзя никого чужого вести к себе домой или что-то ему показывать или давать.

 Дошкольник должен иметь понятия «плохого» или «странного» поведения. Он должен отличать пьяных взрослых (они шатаются, от них пахнет, понимать, что если по улице идет голый человек или кто-то ругается - то это плохо, и ему надо идти к родителям.

 Ребенок должен иметь представление об основных опасностях на улице, в том числе о больших собаках, едущих машинах, висящих сосульках, лежащих шприцах и т. д.

 Дошкольник должен знать правила пожарной безопасности и телефон пожарной службы. Вы должны убедиться, что ребенок правильно набирает номер телефона и знает, что сказать.

 Дошкольник должен знать правила поведения дома, поведение с газом, электричеством, водой, острыми, режущими предметами, бытовой химией и лекарствами. Главная цель «безопасного» воспитания — внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход. Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей