Консультация для родителей «Домашний оркестр»
Опыт семейного воспитаний 18-19 века указывает на то, что можно и нужно возрождать культурные традиции совместных домашних музыкальных вечеров и концертов. Естественность и непринужденность обстановки во время слушания музыки, пения, постановки любительских спектаклей совместно с родителями создают благоприятные возможности для приобщения ребенка к музыке, к развитию творческого начала. Таким образом формируется личность ребенка.
Семья - является первым, наиболее важным институтом и начальной ступенькой для вхождения маленького человека в жизнь. Родители закладывают у ребенка фундамент мировоззрения и эстетические вкусы. Очень важно помогать детям приобщаться к вечным духовным ценностям! Это можно практиковать на совместных домашних музыкальных вечерах и концертах с использованием изготовленных «музыкальных» инструментов (ложки, кастрюли, коробочки, стаканчики, крышки), а также технических и сподручных средств.
Благодаря родителям ребенок в пять-шесть лет впервые посещает концертные площадки. Правда, многим приятнее слушать музыку дома, где ребенок может подняться с места и потанцевать под мелодию, захватившую его дух. Разумеется, было бы очень здорово, если бы в доме иногда звучала живая музыка, и кто-то из взрослых мог сыграть хотя бы простые мелодии на фортепиано, гитаре, аккордеоне, скрипке или флейте.
Некоторые, самые простые музыкальные инструменты, можно освоить и малышам – игре на колокольчике, тамбурине, металлофоне, дудочке, ксилофоне. Это стоит сделать, несмотря даже на то, что самые простые инструменты, такой, как, например, треугольник, вообще не издает звуков музыки - а лишь производит звуки.
Но звуки красивые, и умение слышать их красоту - тоже признак настоящей культуры. Ведь мир полон волшебных звуков и с их помощью мы можем заинтересовать ребенка например игрой "На что это похоже?", когда ребенок попробует угадать, что он слышит в музыке: шелест дождя, пение птиц, походку разных животных… Ведь загадочные и чудесные звуки можно воспроизвести с помощью очень простых предметов: если взять в руки листки бумаги и встряхивать ими, то получится шелестящий звук; при взмахах султанчиков получается нежное звуковое колыхание, а рассыпающиеся по полу бусинки, напоминают шлейф рассыпающегося, раскатывающегося звука; и многое другое.
Таким образом ребенку это все обязательно понравится. Самый простой прием: предложить малышу потанцевать или помаршировать под ритмичную музыку, вместе или в компании с игрушкой - а может быть, посмотреть, как танцует мама. Другой испытанный способ заинтересовать – вышеуказанной игрой "На что это похоже?", когда ребенок попробует угадать, что он слышит в музыке. Для этой игры очень подходят такие программные произведения, как "Времена года" – П. И. Чайковского, и Вивальди. Пьесы, не имеющие явного сюжета, по-своему хороши тем, что со временем ребенок сможет придумать к ним любую историю с самыми удивительными приключениями - и даже можно попросить ребенка нарисовать к ней картинку.
Важно не "перегрузить" малыша музыкой, не утомить - музыка должна доставлять удовольствие, а не превращаться в докучливый шум. Постепенно ребенок привыкает к жизни под музыку - причем под очень хорошую музыку. Он начинает различать оттенки и красоту мелодий. Его мир становится богаче, а чувства - тоньше.
Со временем, лет с трех, он сможет слушать музыку уже без дополнительных игр и уловок - "давай потанцуем", "на что это похоже"… Многие малыши к этому времени осваивают кнопочки музыкального центра и сами начинают ставить себе диски. Однажды, когда ребенок сможет с удовольствием слушать музыку больше получаса, можно будет устроить красивый домашний концерт: отложить все дела, нарядно одеться, погасить верхний свет, зажечь свечи и всей семьей молча послушать какое-нибудь классическое произведение, удобно устроившись в креслах и конечно сыграть самим на музыкальных инструментах изготовленными своими руками.