КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5-6 КЛАССАХ
Е.В.Синотина, заместитель директора, учитель русского языка и литературы средней школы № 36 г.Ярославля
Планируемые результаты по литературе за курс основной школы
- Результаты, которые носят личностный характер и не выносятся на контроль:
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
- восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции.
- результаты, которые формируются на каждом уроке в ходе чтения и анализа художественных произведений; они выносятся на контроль:
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Задача учителя - научить
- высказываться по поводу прочитанного в устной и письменной форме.
Предметные результаты второй группы могут быть конкретизированы на уровне предметных умений.
- определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
- владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет;
- выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.);
- оценивать систему персонажей (6–7 кл.);
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.);
- выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);
- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста;
- анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);
- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагментыпроизведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.);
- пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).
- Все перечисленные умения формируются в ходе деятельности:
- Читательской (в ходе работы с художественным текстом и учебными текстами ).
- Литературно-творческой (творческая переработка, интерпретация исходного текста: пересказ, подготовка устных сообщений, написание сочинений, художественная интерпретация, связь с другими видами искусства)
Диагностика уровня литературного развития учащихся 5-6 классов
Входной контроль в начале учебного года в 5 классе (используем материалы пособия)
- Проверяем
- уровень речевой и читательской деятельности;
Задание
В школьной библиотеке проводится опрос на тему «Чтение в твоей жизни». Ниже приведены некоторые высказывания детей.
- Аня . Я много читаю, мне нравится, когда меня за это хвалят. Моим родителям нравится, когда я читаю.
- Света . Хорошо читать очень важно, это пригодится мне в будущем. Поэтому я стараюсь, но иногда мне трудно дочитать книгу до конца
- Миша . Я читаю только для того, чтобы получить нужную мне информацию, мои самые любимые книги – энциклопедические словари.
- Роман . Я читаю, чтобы не получать плохих отметок.
- Денис . Чтение – это пустая трата времени. Книги давно пора заменить компьютером. Я читаю только тогда, когда вынужден это делать.
- Лена. Мне нравится читать увлекательные истории, а потом обсуждать их с подругой.
Чью точку зрения ты разделяешь? Отметь одно или несколько высказываний, с которыми ты согласен. Объясни устно, почему выбрано именно это высказывание (эти высказывания). Если нет ни одного, с которыми ты можешь согласиться, выскажи своё мнение .
Задание
Составь краткий отзыв о последнем из прочитанных тобой произведений. Укажи автора и название произведения. Напиши, о чём эта книга. Выскажи своё мнение: советуешь ли ты своим друзьям прочитать это произведение или нет. Объясни, почему ты так считаешь. Придерживайся следующей формы.
Краткий отзыв на книгу
(автор, название)
Эта книга -
(укажи, о чём это произведение или его жанр)
Выскажи своё мнение:
- Я СОВЕТУЮ своим друзьям прочитать эту книгу.
- Я НЕ СОВЕТУЮ своим друзьям прочитать эту книгу.
Объясни, почему ты так считаешь:
«Взрослый» вечер
Однажды папа предложил мне пойти на праздничный вечер в больницу, то есть к себе на работу. Я с радостью согласился. Мама и бабушка попросили меня не говорить в больнице никаких глупостей и все время помнить о том, что я уже в шестом классе. Даже если бы я захотел, я не смог бы забыть об этом, потому что каждый, кто к нам подходил, обязательно говорил: "Ну, я в каком же ты классе?" "В шестом", - отвечал я. Потом каждый обязательно говорил папе: "У Вас, доктор, уже такой большой сын!.. Очень на Вас похож. Очень!" Маме тоже всегда говорили, что я на нее похож. Поэтому я никак не мог понять, на кого я похож.
Наконец все сели… Я услышал свою фамилию и чуть не вскочил, как на уроке. Оказалось, что это папу избрали в президиум.
- Правильно! - сказала незнакомая старушка, которая сидела рядом со мной.
Другие, услышав нашу фамилию, громко захлопали.
- Сейчас мы поговорим о лучших людях нашей больницы! - сказал ведущий вечер мужчина. В зале стало тихо. Я заволновался. не за себя, конечно… За папу.
- Мы пригласили сюда наших бывших больных, - продолжал ведущий. - Пусть они скажут. К сцене шел высокий мужчина. Мне показалось, что здоровее его в зале не было ни одного человека. - Это Андрюша, - сказала старушка. - Он был совсем слабый. Совсем…
- Я работаю! - сказал Андрюша. - Я играю в хоккей! А потому, что есть на свете один замечательный человек, чудесный врач…
Я посмотрел в президиум и понял, о ком идет речь: папы не было видно. Он и раньше сидел в самом последнем ряду, а теперь уж совсем спрятался за чьей-то спиной.
И еще двое бывших больных сказали, что с помощью папы они "второй раз родились". Все они смотрели на отца так, будто с ним связаны какие-то очень хорошие, радостные воспоминания. А ведь он их оперировал.
Все врачи, медсестры и нянечки так улыбались, словно это их благодарили. "Почему? - думал я. - Должно быть потому, что они любят папу. И правильно делают. Разве можно его не любить?"
Когда мы спускались вниз, к папе вдруг подбежал мужчина в белом халате и что-то шепнул на ухо. "Проводите, пожалуйста, моего сына", - сказал папа и побежал за мужчиной в белом халате.
Я шел по улицам, бывший папин больной Андрюша шел рядом. Подойдя к нашему дому, Андрюша сказал: "А ты похож на отца! Честное слово… Похож!"
Сказал так, будто наградил меня. Я же в ту минуту подумал, что пока похож на папу только с виду. "А чтобы быть на него похожим по-настоящему, - думал я, - мне еще надо… Ведь это не так легко - делать других счастливыми!" (По А.Алексину)
- Задание 1 . В какой из сборников можно было бы поместить это произведение? Обведи свой ответ.
А. Сказка за сказкой.
Б. Рассказы о праздниках и развлечениях.
В. Рассказы о взрослых и детях.
Г. Басни.
- Задание 2. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.
- ___ И еще двое бывших больных сказали, что с помощью папы они "второй раз родились".
- ___ К папе вдруг подбежал мужчина в белом халате и что-то шепнул на ухо.
- 1. Однажды папа взял меня на праздничный вечер в больницу, то есть к себе на работу.
- ___ Я же в ту минуту подумал, что пока похож на папу только с виду.
- ___ Оказалось, что это папу избрали в президиум.
- Задание 3. Отец мальчика остался после праздника в больнице. Как ты думаешь, почему? Обведи свой ответ в кружок.
А. Потому что ему не хотелось в праздник так рано идти домой.
Б. Потому что сын попросил его об этом.
В. Потому что все согласились проводить мальчика.
Г. Потому что его попросили задержаться в больнице.
Задание 4 . Выпиши из текста предложение, подтверждающее, что отец мальчика бал скромным человеком.
- ☼ Задание 5 . Отец мальчика был одним из лучших врачей больницы. Приведи два примера, подтверждающие это.
Ответ:
- Задание 6. Какими словами можно заменить выделенное выражение в предложении: "Он и раньше сидел в самом последнем ряду, а теперь уж совсем спрятался за чьей-то спиной "? Обведи свой ответ.
А. Испугался ответственности.
Б. Постарался быть незаметным.
В. Встал за спиной другого человека.
Г. Ушёл со сцены.
- Задание 7. Как ты понимаешь выражение похож только с виду в предложении: "Я же в ту минуту подумал, что пока похож на папу только с виду"? Обведи свой ответ.
- А. Похож по характеру.
- Б. Совсем не похож
- В. Похож внешне.
- Г. Похож по поведению.
- Задание 8. Автор называет отца мальчика разными словами, например, доктор. Найди в тексте еще не менее 2 слов и запиши их.
- Папа, доктор,
- ☼ Задание 9. Объясни, как ты понимаешь предложение: "И еще двое бывших больных сказали, что с помощью папы они "второй раз родились".
- Ответ:
- Задание 10 . О чем главным образом хотел рассказать автор? Обведи свой ответ.
А. О мальчике, который хорошо ведет себя на вечере.
Б. О том, как проходят праздники в больнице.
В. Об отношении к врачу его коллег по работе.
Г. Об отце, который умеет приносить людям счастье.
☼ Задание 11 . Что нового понял мальчик в этот вечер?
Выпиши из текста то место, которое подтверждает твой ответ.
- Задание 12 . Какие чувства испытывают бывшие больные к отцу мальчика? Обведи свой ответ.
А. Раздражение и зависть.
Б. Благодарность и уважение.
В. Жалость и сочувствие.
Г. Гордость и одиночество.
Задание 13 . Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста? Обведи свой ответ.
А. А ты похож на отца! Честное слово… Похож!
Б. Все они смотрели на папу так, будто с ним связаны какие-то очень хорошие, радостные воспоминания.
В. А чтобы быть на него похожим по-настоящему мне еще надо … Ведь это не так легко - делать других счастливыми!
Г. Мне хотелось, чтобы мама и бабушка увидели все это.
Задание 14 . Какая пословица подходит к этому произведению? Отметь свой вариант и поясни его.
А. Мала пчёлка, да и та работает.
Б. Глаза страшатся, а руки делают.
В. Красен сад цветами, а человек делами.
Г. Срубил дерево – посади два.
Пояснение:
- Задание 15. Какова главная мысль этого текста? Обведи свой ответ.
- А. Важно прилично вести себя на праздниках.
- Б. Дети должны быть благодарны врачам.
- В. Нельзя быть по-настоящему похожими на своих родителей.
- Г. Важно научиться быть достойным своих родителей.
☼ Задание 16. Подумай, что ответил бы мальчик, если бы спросили, что же ему нужно сделать, чтобы стать похожим на отца по-настоящему. Напиши об этом.
Ответ:
☼ Задание 17 . Как ты думаешь, почему рассказ назван «Взрослый» вечер»? Запиши ответ.
Ответ:
☼ Задание 18 . Перечитай последний абзац. Как ты думаешь, что делал папа мальчика, для того чтобы другие были счастливыми?
- Базовый уровень (уметь)
- 1 – определять функциональную принадлежность текста
- 2 – восстанавливать сюжет
- 3 – объяснять поступок героя
- 4 – находить предложение, характеризующее героя
- 6 – заменять авторское выражение стилистически нейтральным
- 7 – объяснять авторское выражение
- 8 – находить слова-синонимы, характеризующие героя
- 10 – определять главную мысль текста
- 12 – определять чувства, испытываемые героем
- 13 – выбирать предложение, помогающее понять основную мысль текста
- 14 – выбирать пословицу, отражающую основную мысль текста
- 15 – определять главную мысль текста
- Повышенный уровень (уметь)
- 5 – находить в тексте фрагменты, подтверждающие тезис
- 9 – объяснять смысл предложения
- 11 – давать развёрнутый ответ на вопрос о характере героя
- 16 – прогнозировать возможный ответ героя на предполагаемый вопрос
- 17 – объяснять смысл названия рассказа
- 18 – давать развёрнутый ответ на вопрос об идее произведения.
Предложенная работа может быть сокращена
- Диагностические работы в течение учебного года
- Формы
- Сочинение
- Игра
- Проекты, исследования
- Спектакль
- Тест
- Планируемые результаты по теме «Фольклор», сформулированные в рабочей программе учителя (УМК И.Н.Сухих)
- различать тексты фольклора по их жанровой принадлежности: загадки, пословицы, поговорки, песни, частушки, сказки
- группировать загадки по заданным группам (см.рабочую тетрадь)
- характеризовать тематические группы пословиц (см.рабочую тетрадь)
- сочинять загадки, частушки;
- составлять Устав школы на основе пословиц и поговорок.
- определять жанровое своеобразие сказок о животных, бытовых, волшебных
- называть особенности волшебной сказки, находить их в самостоятельно прочитанной сказке
- выделять смысловые части художественного текста, составлять простой план сказки;
- сравнивать сказки разных народов с похожей фабулой по предложенным критериям
- рассказывать сказку;
- иллюстрировать фрагмент сказки;
- анализировать иллюстрации Т.А.Мавриной, В.М.Васнецова, И.Я.Билибина, отвечая на вопросы учебника;
- давать устный отзыв об иллюстрациях одноклассников по плану
- обмениваться впечатлениями о фрагменте кинофильма или анимационного фильма, снятого по русской народной сказке
- сочинять волшебную сказку, соблюдая её жанровые особенности.
- обмениваться впечатлениями о прослушанных сказках собственного сочинения, анализировать их по плану.
Диагностическая работа по теме «Фольклор»
1. Как иначе называют устное народное творчество? .
2. Найди жанр произведения, который не относится к устному народному творчеству .
- А. Пословица
- Б. Загадка
- В. Роман
- Г. Сказка
3. Найди определение загадки
- А. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового содержания.
- Б. Краткое изречение, содержащее законченную мысль.
- В. Краткое описание предмета или явления через его признаки, которые помогают найти отгадку.
- Г. Короткая русская народная песня.
4. Соедини линией первую часть пословицы или поговорки со второй частью
5. ☼ Объясни, как ты понимаешь пословицу «Береги одежду снову, а здоровье и честь смолоду» .
6. ☼ Какие группы сказок тебе известны? Нарисуй ниже схему, которая помогает наглядно представить эти группы сказок .
7. Определи по названиям сказок ряд, в котором все сказки бытовые.
- А) «Жена-доказчица», «Кот, петух и лиса», «Зимовье зверей»
- Б) «Барин и мужик», «Каша из топора», «Солдатская шинель»
- В) «Дочь-семилетка», «Царевна лягушка», «Три калача и одна баранка»
8. Выбери то, что относится к волшебной сказке .
- А) Главные действующие лица – животные (лиса-обманщица, волк-хищник, заяц-трусишка).
- Б) Высмеиваются недостатки человека (глупость, жадность, жестокость).
- В) Герои попадают в фантастические истории и побеждают смерть, им помогают волшебные предметы, говорящие животные.
9. ☼ Как ты понимаешь смысл высказывания А.С.Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»? Приведи пример «урока» любой прочитанной народной сказки
Предварительная подготовка на уроке для выполнения задания 10 диагностической работы в части 2.
Особенности волшебной сказки
Царевна лягушка
Главные герои
Иван Быкович
Сказочные персонажи
Пёрышко Финиста ясна сокола
Сказочные помощники
Волшебные предметы
В других сказках
Волшебные числа
Сюжет
Вмешательство
злых сил
Нарушение запрета
Испытание героя
Уроки сказки
Зачин
Концовка
Присказки
Часть 2
10. ☼ Прочитай русскую народную сказку «Хрустальная гора». Дай развёрнутый ответ на вопрос: почему сказку «Хрустальная гора» можно назвать волшебной? Отвечая на вопрос, вспомни особенности волшебной сказки, качества характера, прославляемые в сказке, уроки, которые даёт волшебная сказка). Свой ответ запиши в тетрадь
Итоговая домашняя работа по фольклору
- Выбери одно-два из предложенных заданий и выполни его письменно в тетради по литературе.
1. Составь вопросы для викторины по русским народным сказкам. Запиши их вместе с ответами в тетрадь. Эти вопросы ты можешь задать на уроке своим одноклассникам. Вопросов должно быть не менее восьми.
- Оценивается умение работать с дополнительными источниками, (отбирать нужный материал, оформлять его), оригинальность и уровень сложности вопросов.
- 2. Выбери какого-нибудь героя русских народных сказок, это может быть Баба-Яга, Кощей, Чудо-юдо или другие герои. Проведи маленькое исследование : пользуясь дополнительными источниками информации (Интернетом, словарем славянской мифологии, другой специальной литературой), узнай, как появился этот герой в русских сказках, назови сказки с этим героем, расскажи, каким его изображает в сказках народ. Обязательно укажи используемый источник информации о сказочном герое! Текст исследования оформи в тетради. Ты можешь нарисовать этого героя или подготовить небольшую презентацию (5-6 слайдов о герое, его изображениях) и выступить перед классом.
- Оценивается умение работать с источником информации (отбирать нужный материал, оформлять его в текст), умение рассказать о результатах своей работы, проиллюстрировать свой рассказ рисунком или презентацией
- Сочини сказку на современный лад. Представь себе, что известные тебе герои русских народных сказок (царевичи, царевны, Баба-Яга, Кощей, Чудо-юдо, животные, солдаты, колобок и т.д.) попадают в XXI век или в далёкое будущее. Какие чудеса могут происходить с ними? С какими реалиями нашей современной жизни они сталкиваются? (Вспомни известный фильм «Иван Васильевич меняет профессию»). Придумай интересное название для своей сказки. Не забудь сохранить особенности русской волшебной сказки, в ней должны быть зачин, концовка; троекратные повторы, сюжет-путешествие, герои-злодеи, добрые помощники, волшебные предметы. Ты можешь написать сказку самостоятельно, или со своими друзьями-одноклассниками, или с родителями.
Оценивается оригинальность сюжета, наличие персонажей русских сказок, соблюдение особенностей русской волшебной сказки, построение работы, грамотность.
- Система работы по развитию устной и письменной речи учащихся на уроках литературы.
- Литературное творчество
- Задачи речевого развития требуют не повторяемости одних и тех же видов сочинений, а систематичности в формировании умений, которыми овладевает школьник в своём литературном творчестве.
- Специально выделенные уроки развития речи (или литературного творчества) могут включать
- уроки подготовки к сочинению,
- уроки написания сочинения,
- уроки анализа сочинения.
- Не каждая творческая работа требует выделения целого урока на подготовку или анализ сочинения.
Программа Москвина Г.В., Ерохиной Е.Л. (5 класс)
произведение
типология сочинений
А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Сочинение-рассуждение в форме ответа на проблемный вопрос:
За что наказана мачеха в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»? (3 урока: подготовка, написание, анализ).
М.М.Пришвин «Кладовая солнца»
Сочинение-рассуждение в форме ответа на проблемный вопрос:
Почему Настю называют «Золотая курочка»? или Почему Митрашу называют «Мужичок в мешочке»? (по выбору учащихся) (3 урока: подготовка, написание, анализ).
М.М.Пришвин «Кладовая солнца»
В.П.Астафьев «Васюткино озеро»
Сочинение - сравнительная характеристика героев:
Митраша и Васютка (3 урока: подготовка, написание, анализ).
Развитие устной и письменной речи в программе В.Ф.Чертова
- Пятый класс. Художественный образ в литературе
- Разные виды пересказа (подробный, сжатый, выборочный) прозаического произведения.
- Устный и письменный ответ на вопрос о главном герое прочитанного произведения.
- Составление плана небольшого эпического произведения (сказки фольклорной и литературной, рассказа), в том числе цитатного плана.
- Отзыв о самостоятельно прочитанном прозаическом произведении.
- Составление краткой аннотации к литературному произведению.
- Рекомендации одноклассникам литературного произведения на сходную тему.
- Составление вопросов , связанных с анализом художественного образа, и развёрнутые ответы на эти вопросы.
- Практикумы, которые выполняют задачи развития речи: «Аннотация», «Письменный отзыв о литературном произведении» и др.
- Система уроков по развитию письменной речи учащихся. (Разработана для программы И.Н.Сухих)
- Учимся сочинять волшебную сказку , проводить самостоятельное исследование. Подготовка к домашней работе.
- Чтение и обсуждение творческих работ. Критерии оценки содержания сочинения, выступления по результатам исследования.
- Сочинение-описание «Дом литературного героя».
- Подготовка к домашнему сочинению-характеристике героя по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
- Урок анализа сочинений.
- Сочинение-рассуждение «Что помогло герою выжить в суровых условиях тайги?» (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»).
- Составление киносценария по эпизоду рассказа Дж.Лондона «Бурый волк».
- Сочинение-анализ лирического произведения (по вопросному плану) М.Ю. Лермонтов «Листок».
- Сочинение-рассуждение. За что наказана мачеха в «Сказке о мёртвой царевне»?
- Учимся писать отзыв о мультфильме , кинофильме, спектакле.
- Учимся писать отзыв о фрагменте кинофильма по сказке Ю.К. Олеши «Три Толстяка».
- Сочинение-сопоставление образов Суок и Тутти с образами Кая и Герды.
- Урок анализа сочинений.
(см. планирование в формировании умений в предметной программе)
- Сочинение-описание . Каким я представляю себе татарский аул (по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»).
- Сочинение-рассуждение «Почему рассказ назван «Кавказский пленник», хотя пленных было двое?» или «Кто настоящий пленник в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?»
- Сочинение юмористического рассказа (подготовка к сочинению проходит на уроке русского языка)
- Анализ юмористических рассказов собственного сочинения.
- Контрольное сочинение-рассуждение по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе».
- Итоговое сочинение
Основание для классификации
Виды сочинений
Дидактическая цель
Степень самостоятельности
Обучающее, контрольно-диагностическое
Место выполнения
Коллективное, групповое, индивидуальное, самостоятельное
Классное, домашнее
Форма речи
Тип речи
Устное, письменное
Описание, повествование, рассуждение, смешанный тип
Источник впечатлений (материал)
Жанр
Личные впечатления, наблюдение, воображение, литературное произведение, произведение искусства (картина, скульптура, музыкальная пьеса), серия сюжетных картинок, мультфильм, кинофильм, заданное начало (конец) текста, пословица (заданная основная мысль), лингвистическое правило, научное положение, несколько разных источников, дающих фактический материал
Стиль
Рассказ, сказка, зарисовка, миниатюра, басня, письмо, рецензия, доклад, сообщение, эссе
Сочинение в художественном стиле, сочинение в научно-художественном стиле, сочинение в разговорном стиле, сочинение в научно-учебном стиле, сочинение в прозаическом стиле
Способ организации речи
Прозаическое, стихотворное
Учимся писать сочинение-характеристику героя
(по сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца»)
- 1. Характеристика литературного героя
- 2. Подчеркните ключевые слова темы, переделайте тему в вопрос, ответьте на этот вопрос.
Ключевые слова
Митраша - главный герой сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца».
вопрос
ответ
Настя- главная героиня сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца».
- 3. Прочитайте план сочинения про Митрашу. Правильно ли он составлен? Составьте сами план сочинения про Настю.
Митраша - главный герой сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
План
1. Вступление. Митраша - один из главных героев повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
2. Каким изобразил писатель Митрашу в повести?
- а) Роль портрета героя в начале повести.
- б) Митраша – трудолюбивый мальчик.
- в) Митраша – серьёзный и ответственный мальчик (как Митраша готовился к походу в лес).
- г) Митраша - упрямый и уверенный в себе.
- д) Митраша наделён смекалкой и смелостью (как он спасся, а потом убил волка).
- 3. Вывод. Какие чувства вызывает герой М.М. Пришвина у читателя?
- 4. Проанализируйте два варианта вступления к сочинению. Какой кажется вам наиболее удачным? Почему? Напишите вступление к сочинению про Настю.
- 1) М.М. Пришвин очень хорошо знал природу и написал интересные произведения о ней. «Кладовая солнца» – одно из них. В этой повести рассказывается о детях, оставшихся во время войны сиротами. Но они смогли справиться со всеми заботами. Настя хлопотала по дому, занималась огородом, как это раньше делала мама. Митраша делал посуду, этому он научился у отца.
- 2) В произведении М.М. Пришвина «Кладовая солнца» рассказывается о детях, осиротевших во время войны. Один из героев – Митраша, мальчик лет десяти.С самого начала повести чувствуется, что автор испытывает симпатию к этому герою.
- 5. Проанализируйте два варианта заключения. Какой кажется вам наиболее удачным? Почему? Переделайте неудачный вариант вступления.
- 1) Настя – красивая и умная девочка, она смогла набрать много клюквы и спасти брата. Теперь все её любят и завидуют ей.
- 2) Митраша вызывает симпатию у читателя. Его смелость, решительность, ум, хозяйственность нравятся нам. Мальчик ещё небольшой по возрасту, но часто ведёт себя как взрослый человек. Любовь автора к герою передаётся и читателю.
Учимся писать сочинение-рассуждение по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»
Какие черты характера Васютки раскрываются во время его пребывания в тайге?
В произведении В.П.Астафьева «Васюткино озеро» рассказывается о том, как главный герой Васютка отправился в лес за кедровыми шишками и заблудился. Он погнался за глухарём и забыл про затеси, которые указывали дорогу домой. Несколько дней Васютка блуждал по лесу в поисках выхода. Какие же черты характера героя раскрываются во время его пребывания в тайге?
Васютка знает законы таёжной жизни, он разжёг костёр, высушил одежду, устроил ночлег, чтобы не замёрзнуть. Он сумел приготовить пищу . Мальчик экономит хлеб, так как .
Васютка знал приметы, по которым в тайге находят север и юг, он решил двигаться на , потому что . По приметам он смог определить близость реки . В лесу мальчику очень помогла закалка таёжного жителя, наблюдательность и дисциплина.
Васютка не только смелый и находчивый. Во время блужданий по лесу он не пал духом, старался не плакать и сохранять самообладание, постоянно искал выход из тайги
В конце произведения показана любовь Васютки к родной земле. Когда он увидел Енисей, он .
Васютка сумел выжить в суровых условиях тайги. В этом ему помогли ….. Эти черты характера мальчика вызывают восхищение.
Работа над ошибками
Объясни ошибки, исправь их.
Ошибки в содержании (С)
- Пришлось достать кристаллики соли из пакета.
- Герой экономит хлеб, так как из еды у него остались дичь, хлеб, орехи, которыми он поцарапал себе язык, и красная смородина, которая очень кислая.
Речевые ошибки (Р)
- Какие же черты характера героя рассказываются во время его пребывания в тайге?
- Он сумел приготовить пищу и глухаря.
- Он сумел приготовить пищу с помощью костра, ума и находчивости.
- Герой экономит хлеб, так как если ему не найдётся дичь, то у него найдётся время подкрепиться хлебом или вдруг у него закончатся пули и будет возможность кого-нибудь убить.
- Он искал выход из тайги разными приметами.
- В этом ему помогли наблюдательность, закалка, упёртость.
- В этом ему помогли храбрость, решительность, смекалистость.
- Васютка сумел выжить в суровых условиях тайги. В этом ему помогли смелость, находчивость, нерастерянность.
Количество письменных работ по классам
5 кл.
3 ч/н
классное сочинение
6 кл.
7 кл.
3 ч/н
4
домашнее сочинение
8 кл.
4
2 ч/н
2
2 ч/н
9 кл.
4
2
3 ч/н
4
1
5
1
1
- Диагностика уровня литературного развития (в конце III четверти)
- Для выявления зоны ближайшего развития читателя детям предлагается ответить на вопросы к тексту .
- Например, в 4-5 классах могут быть предложены вопросы к небольшому рассказу (Ю.Яковлев «Багульник», а также см.тексты к сборникам по подготовке к ОГЭ по русскому языку)
- После чтения текста учителем (для более адекватного восприятия) ученики отвечают на вопросы. Оценка за такую работу ставится по желанию ребёнка. Главная цель диагностики – коррекция работы учителя, а не определение уровня литературного развития детей.
Типы заданных вопросов:
- воспроизведение фактического содержания,
- определение эмоций читателя, персонажа, автора;
- выявление мотивов поведения персонажа;
- определение характера персонажа;
- выявление причинно-следственных связей;
- выявление читательского или авторского отношения;
- оценка персонажей и событий;
- выявление основного конфликта произведения, определение темы, проблемы.
Вопросы к рассказу Ю.Яковлева «Багульник»
- Какой эпизод рассказа произвёл на тебя самое сильное впечатление и почему?
- Кто из героев вызвал у тебя интерес и почему? Опиши, каким ты его видишь.
- Почему автор не сразу сообщает имя героя?
- Какие открытия сделала для себя Женечка?
- Как меняется отношение учительницы к Косте на протяжении рассказа? Почему это происходит?
- Какие детали в описании собак помогают автору передать их отношение к Косте?
- Описывая море, автор пишет: «Море потускнело и стало как бы меньше размером. Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам». Какое настроение вызывает этот пейзаж? Что в этом описании помогает Яковлеву создать настроение? Как связано это описание с настроением персонажей?
- Почему учительница в конце рассказа не стала будить Косту?
- Как вы понимаете смысл названия рассказа - «Багульник»?
- Для выявления уровня актуального развития читателя , т.е. того, как ученик воспринимает произведение самостоятельно, школьникам предлагается поставить себя на место учителя и сформулировать такие вопросы к тексту, которые помогли бы остальным ученикам разобраться в прочитанном. При этом ученик должен дать ответы на свои вопросы.
- Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста
(могут быть применимы и к учащимся 5-6 классов)
Полноценным называется восприятие, при котором читатель:
- Эмоционально откликается на прочитанное, видит динамику эмоций
- Размышляет над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивает героев произведения
- Устанавливает причинно-следственные связи, понимает «закон сцепления» эпизодов в эпосе, прослеживает динамику эмоций в лирике
- Видит точку зрения, с которой ведётся повествование, определяет авторскую позицию
- Осваивает художественную идею произведения и определяет собственное отношение к этой идее.
Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития.
А.Фет. Бабочка
Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем — Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась, И вот – дышу. Надолго ли без цели, без усилья, Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И улечу.
- Вопросы ученика
- Откуда появилась бабочка? (Из кокона)
- Почему бабочка торопится? (У неё много дел)
- Про что это стихотворение? (Про бабочку)
- Понравилось ли тебе стихотворение? (да)
- Почему она улетела? (Она далеко живёт)
- Фрагментарный уровень .
- У ученика отсутствует целостное представление о произведении, внимание сосредоточено на наиболее ярких фрагментах текста.
- Не может установить причинно-следственных связей
- Зрительный образ превалирует над словесным.
- Не всегда может определить мотивы поведения персонажа, не соотносит мотивы, обстоятельства и последствия поступка.
- Оценивает героя с бытовой точки зрения.
- Не пытается определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.
- Вопросы ученика
- Какая была бабочка (Она милая)
- Как автор описывает бабочку? (У неё два крыла. Она хвастается, что у неё бархатные крылья)
- Грустно ли бабочке, что у неё лишь два крыла? (Да, она говорит об этом с грустью, ведь крыльев должно быть четыре, но здесь только два).
- Откуда появилась бабочка? (Неизвестно. Она говорит, чтобы её не спрашивали об этом).
- Куда села бабочка? (На лёгкий цветок)
- Что она делает? (Она дышит)
- С кем бабочка разговаривает? (С автором)
- Когда бабочка улетит? (Скоро)
- Как бабочка полетит? (Она будет сверкать крыльями)
- Какое это стихотворение – весёлое или грустное? (Немножко грустное)
- Констатирующий уровень (репродуктивный).
- Непосредственная эмоциональная реакция, способность почувствовать смену настроения, но выразить свои ощущения ученику трудно.
- Воображение развито слабо, воссоздание образа заменяется перечислением деталей.
- Внимание сосредоточено на событиях, их последовательности, но не всегда ученик видит причинно-следственные связи.
- Легко воспроизводит ситуацию, описанную в произведении, но при анализе ориентируются на житейские представления о причинах того или иного поступка.
- Внимание к художественной форме минимально. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение подменяется пересказом содержания.
- Вопросы ученика
- Как ты представляешь себе героиню этого стихотворения? (Эта героиня - самое лёгкое и нежное создание в мире. Она переливается разными цветами радуги).
- Какое настроение было у бабочки? Почему? (У неё было радостное, весёлое настроение. Она даже сама себе нравилась, потому что сказала, что «так мила»).
- Как автор пишет о бабочке? (С нежностью, с восторгом)
- Как вы думаете, какого возраста эта бабочка? (Она очень молодая, ведь она радуется всему вокруг).
- О чём это стихотворение? (О том, как этой бабочке хорошо, как беззаботно она живёт).
- В чём заключается смысл стихотворения? (В том, чтобы описать красоту бабочки).
Эти вопросы уже нацеливают на осмысление и интерпретацию, а не на воспроизведение текста .
Уровень «персонажа» (аналитический уровень).
- Точная и яркая эмоциональная реакция,
- Развитое воображение
- В произведении ученика интересуют прежде всего персонажи
- Верно определяет мотивы поведения героев, даёт оценку их поступков.
- Внимание к авторскому слову.
- Обобщение (понимание смысла, авторской идеи) связано с персонажем произведения.
- Вопросы ученика
- С кем сравнивает автор бабочку? (Мне кажется, он сравнивает её с жизнью)
- Как вы думаете, зачем автор задаёт вопросы, например «Надолго ли без цели, без усилья дышать хочу?», и учат ли они нас чему-нибудь? (Мне кажется, эти вопросы передают главный смысл стихотворения. Они учат нас ценить каждое мгновение жизни, ведь бабочка живёт очень мало дней).
- Почему в стихотворении строчки разной длинны? (По-моему, они похожи на полёт бабочки, на то, как она машет крыльями)
- Как вы думаете, почему Фет пишет такое красивое стихотворение? Что побудило его написать это? (Его побудила природа и красота бабочки, небо, деревья, цветы, красота природы)
- Почему автор делает бабочку жизнерадостной? (Мне кажется, он хотел передать эту жизнерадостность нам)
- Уровень «идеи» (концептуальный уровень).
- Способность эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. В этом отличительная черта данного уровня.
- Развитое воображение, ученик воссоздаёт образ на основе художественных деталей.
- Интересен герой, ученик старается осмыслить авторскую позицию, освоить художественную идею, соотнести прочитанное с жизненным опытом.
- Есть попытки выделить проблемы, поставленные автором.
- По уровню читательского восприятия можно судить и об уровне литературного развития школьников.
- Фрагментарный уровень является возрастной нормой для 3-5-летних детей (для учащихся начальной школы это низкий уровень).
- Констатирующий уровень – норма для 1 класса. Уровень «персонажа» для этого возраста – высокий уровень.
- Уровень «персонажа» - норма к концу обучения в начальной школе. Констатирующий уровень – низкий уровень, уровень «идеи» - высокий уровень.
- Уровень идеи – норма для основной школы
Для составления вопросов к тексту могут быть предложены и прозаические произведения
- К.Паустовский «Заячьи лапы»
- А.Куприн «Чудесный доктор»
- Л.Андреев «Кусака»
- А.Платонов «Цветок на земле»
- А.Алексин «Самый счастливый день»
- Методика выявления мотивов чтения и литературно-творческой деятельности
- Детям предлагается дописать несколько предложений, например:
- На уроке литературы я стараюсь…
- На уроке литературы мне…, потому что…
- Я хочу, чтобы на уроке литературы…
- Я изучаю литературу для того, чтобы…
- Читать мне…, потому что…
- Быть хорошим читателем – это значит…
- Писать сочинение мне…, потому что…
- Мотивы, связанные с содержательной стороной читательской деятельности (восприятие литературы как искусства, её роли в жизни человека)
- Эстетические мотивы литературно-творческой деятельности:
- - желание поделиться своими мыслями, чувствами, разобраться в своих впечатлениях
- - возможность почувствовать себя автором, творящим особый мир.
- Познавательные мотивы литературно-творческой деятельности связаны со стремлением к самопознанию и осознанию жизненных явлений в процессе работы над сочинением.
- Мотивы, связанные с процессом обучения (условное название – процессуальные):
- Сопереживание героям и автору
- Воссоздание в воображении описанных в произведении картин
- Размышление над прочитанным
- Стремление к сочинительству, желание совершенствовать написанное, редактировать текст.
- Мотивация читательской и литературно-творческой деятельности – один из показателей уровня литературного развития ребёнка.
- Определение уровня мотивов деятельности учеников важно для учителя, чтобы направить свои усилия на формирование мотивов, адекватных читательской и литературно-творческой деятельности школьников.
Итоговое сочинение
- Какую книгу ты посоветовал(а) бы прочитать своим друзьям?
- О каком литературном герое тебе хотелось бы рассказать?
- Как ты понимаешь смысл высказывания А.С.Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»? (На примере фольклорной или литературной сказки по выбору)
- Какие качества помогают человеку преодолеть трудности? (На примере одного произведения по выбору)
- Кого можно назвать настоящим другом? (На примере одного произведения по выбору)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!