Контрольная работа к уроку №24
Выполнил:
Чиркин Александр Петрович,
группа 2002,
24.03.2022 г.
1. Почему Церковь в своих песнопениях Святую Четыредесятницу называет веселым временем поста?
Церковь в своих песнопениях Святую Четыредесятницу называет веселым временем поста потому, что сущность истинного поста предстает как средство духовного возрождения (духовного подвига, упрочение себя в самоотвержении, умерщвление греховных пожеланий).
2. Раскройте содержание и значение богослужения, именуемого Пассией.
Пассия (от лат. раssio – страдание) – умилительный богослужебный обряд совершаемый в храмах на повечерии (в пятницу) или за вечерней (в воскресенье) в первую, вторую (часто со второй), третью и четвертую седмицы поста. Состоит из чтения Евангелия о Страстях Христовых, пения песнопений Страстной седмицы.
3. Какое значение Креста Христова для подвизающихся в посте?
Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя Церковь прославляет в третью Неделю Великого поста (Крестопоклонную)
О том какое значение Креста Христова для подвизающихся в посте объяснено Церковью в богослужебных песнопениях в многоразличных образах и подобиях:
- подобно сеннолиственному дереву, дающему густую тень и доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику, доставляет верующим прохладу и ободрение к завершению труда;
- как знамя победы над смертью, приуготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти;
- сравнивается с древом, усладившим горькие воды Мерры, с древом жизни, насажденным посреди рая;
- благовестие о Кресте и поклонение ему утешительно напоминают нам о приближающемся светлом празднике Воскресения Христова.
4. Раскройте содержание Богослужений каждого дня страстной седмицы.
Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению.
В Великий понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания Спасителя и воспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев.
В Великий вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи: о дани кесарю, о воскресении мертвых и Страшном суде, о десяти девах и о талантах.
В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, так же обнаруживается мнимая заботливостью о нищих Иуды, за которой скрывается сребролюбие и его предательство Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников; в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина.
В четверг Страстной седмицы воспоминаются: Тайная вечеря, умовение Господом ног ученикам Своим, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.
День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. На утрени читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей. В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой, после чего бывает чтение канона о распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы, затем следует отпуст вечернего богослужения и совершается лобызание Плащаницы.
В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай, богослужения начинаются с утра и продолжаются до конца дня. В Великую субботу совершается литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней.
5. В праздник Пятидесятницы сохраняется обычай украшать храмы и жилища ветвями деревьев, растениями и цветами. В чем символическое значение этого обычая?
Украшение зелеными ветвями храмов и домов напоминает нам священную дубраву Мамврийскую, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников.
Символическое значение состоит в том, что деревья и цветы обновляющейся весны в этот день Божественной благодати указывают на таинственное обновление наших душ силою Святого Духа и служат призывом к духовному обновлению всей жизни нашей во Христе Господе и Спасителе.
6. Какой праздник установлен в понедельник по Пятидесятнице?
В понедельник по Пятидесятнице установле праздник в честь Всесвятого, Животворящего и Всесильного Духа, единого от Троицы, единосущного и единославного Отцу и Сыну. Это отдельное богослужение и прославление Святого Духа на следующий день праздника совершается «чести ради Всесвятого Духа».
7. Как раскрывается духовный смысл праздника Преображения Господня?
Духовный смысл праздника Преображения Господня раскрывается следующими пунктами:
- Преображение Христа через беседу с Моисеем и Илиёй предвозвещало Воскресение Христово и дарование нам оружия победы жизни над смертью - Креста и избавление мира от греха и вечной смерти, возрождение и освящение.
- Так же на Фаворской горе Господь Иисус Христос показал апостолам и всем верным славу Божественного Своего образа, славу Божества Своего.
- В Преображении ясно открывается тайна Домостроительства Божия о нашем спасении.
- В Преображении Господь явил Свое «неизреченное смотрение, и милость, многое милосердие», спасая мир, грехом погибающий.
- В Преображении ясно показано обожение человеческой природы чрез воплощение Сына Божия. Христос Спаситель «очернившееся Адамово естество, преображься, облистати паки сотвори, претворив в Своего Божества славу же и светлость».
8. В праздник Преображения Господня совершается освящение плодов. Какое таинственно-символическое значение имеет освящение плодов в день праздника Преображения?
Совершаемое в праздник Преображения Господня освящение плодов имеет таинственно-символическое значение: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое, преображенное, благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Господа и которое осуществится в общем воскресении. Вся природа, когда в мир чрез человека вошел грех, пришла в расстройство, и она теперь вместе с человеком ожидает обновления от благословения Божия.
9. Какое значение имеет для нас священная личность Богоматери?
Для нас священная личность Богоматери имеет значение отмеченное в следующем дерзновенном молитвенном обращении полученным от исторического опыта: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Вся христианская история, начиная с брака в Кане Галилейской, запечатлена явлением Ее силы, доказательством Ее могущества и милосердия как Матери Господа нашего и Матери рода христианского: «Радуйся, – взывает Церковь, – с Тобою Господь и Тобою – с нами».
С уважением, Чиркин Александр Петрович, группа 2002.
Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа №24 по Литургическому Богословию»
Контрольная работа к уроку №24
Выполнил:
Чиркин Александр Петрович,
группа 2002,
24.03.2022 г.
1. Почему Церковь в своих песнопениях Святую Четыредесятницу называет веселым временем поста?
Церковь в своих песнопениях Святую Четыредесятницу называет веселым временем поста потому, что сущность истинного поста предстает как средство духовного возрождения (духовного подвига, упрочение себя в самоотвержении, умерщвление греховных пожеланий).
2. Раскройте содержание и значение богослужения, именуемого Пассией.
Пассия (от лат. раssio – страдание) – умилительный богослужебный обряд совершаемый в храмах на повечерии (в пятницу) или за вечерней (в воскресенье) в первую, вторую (часто со второй), третью и четвертую седмицы поста. Состоит из чтения Евангелия о Страстях Христовых, пения песнопений Страстной седмицы.
3. Какое значение Креста Христова для подвизающихся в посте?
Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя Церковь прославляет в третью Неделю Великого поста (Крестопоклонную)
О том какое значение Креста Христова для подвизающихся в посте объяснено Церковью в богослужебных песнопениях в многоразличных образах и подобиях:
подобно сеннолиственному дереву, дающему густую тень и доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику, доставляет верующим прохладу и ободрение к завершению труда;
как знамя победы над смертью, приуготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти;
сравнивается с древом, усладившим горькие воды Мерры, с древом жизни, насажденным посреди рая;
благовестие о Кресте и поклонение ему утешительно напоминают нам о приближающемся светлом празднике Воскресения Христова.
4. Раскройте содержание Богослужений каждого дня страстной седмицы.
Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению.
В Великий понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания Спасителя и воспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев.
В Великий вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи: о дани кесарю, о воскресении мертвых и Страшном суде, о десяти девах и о талантах.
В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, так же обнаруживается мнимая заботливостью о нищих Иуды, за которой скрывается сребролюбие и его предательство Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников; в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина.
В четверг Страстной седмицы воспоминаются: Тайная вечеря, умовение Господом ног ученикам Своим, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.
День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. На утрени читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей. В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой, после чего бывает чтение канона о распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы, затем следует отпуст вечернего богослужения и совершается лобызание Плащаницы.
В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай, богослужения начинаются с утра и продолжаются до конца дня. В Великую субботу совершается литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней.
5. В праздник Пятидесятницы сохраняется обычай украшать храмы и жилища ветвями деревьев, растениями и цветами. В чем символическое значение этого обычая?
Украшение зелеными ветвями храмов и домов напоминает нам священную дубраву Мамврийскую, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников.
Символическое значение состоит в том, что деревья и цветы обновляющейся весны в этот день Божественной благодати указывают на таинственное обновление наших душ силою Святого Духа и служат призывом к духовному обновлению всей жизни нашей во Христе Господе и Спасителе.
6. Какой праздник установлен в понедельник по Пятидесятнице?
В понедельник по Пятидесятнице установле праздник в честь Всесвятого, Животворящего и Всесильного Духа, единого от Троицы, единосущного и единославного Отцу и Сыну. Это отдельное богослужение и прославление Святого Духа на следующий день праздника совершается «чести ради Всесвятого Духа».
7. Как раскрывается духовный смысл праздника Преображения Господня?
Духовный смысл праздника Преображения Господня раскрывается следующими пунктами:
Преображение Христа через беседу с Моисеем и Илиёй предвозвещало Воскресение Христово и дарование нам оружия победы жизни над смертью - Креста и избавление мира от греха и вечной смерти, возрождение и освящение.
Так же на Фаворской горе Господь Иисус Христос показал апостолам и всем верным славу Божественного Своего образа, славу Божества Своего.
В Преображении ясно открывается тайна Домостроительства Божия о нашем спасении.
В Преображении Господь явил Свое «неизреченное смотрение, и милость, многое милосердие», спасая мир, грехом погибающий.
В Преображении ясно показано обожение человеческой природы чрез воплощение Сына Божия. Христос Спаситель «очернившееся Адамово естество, преображься, облистати паки сотвори, претворив в Своего Божества славу же и светлость».
8. В праздник Преображения Господня совершается освящение плодов. Какое таинственно-символическое значение имеет освящение плодов в день праздника Преображения?
Совершаемое в праздник Преображения Господня освящение плодов имеет таинственно-символическое значение: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое, преображенное, благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Господа и которое осуществится в общем воскресении. Вся природа, когда в мир чрез человека вошел грех, пришла в расстройство, и она теперь вместе с человеком ожидает обновления от благословения Божия.
9. Какое значение имеет для нас священная личность Богоматери?
Для нас священная личность Богоматери имеет значение отмеченное в следующем дерзновенном молитвенном обращении полученным от исторического опыта: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Вся христианская история, начиная с брака в Кане Галилейской, запечатлена явлением Ее силы, доказательством Ее могущества и милосердия как Матери Господа нашего и Матери рода христианского: «Радуйся, – взывает Церковь, – с Тобою Господь и Тобою – с нами».
С уважением, Чиркин Александр Петрович, группа 2002.