МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бийский филиал им. В. М. Шукшина федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Алтайский государственный педагогический университет»
(Бийский филиал им. В. М. Шукшина АлтГПУ)
Кафедра педагогики и психологии
Формы взаимодействия педагогов и родителей
контрольная работа
по дисциплине: Педагогика
Выполнила:
студентка Ф-ZИБ241 группы
Карасева Валерия Сергеевна
Проверил:
канд. пед. наук, доцент
кафедры педагогики и психологии
Шабалина Елена Петровна
Бийск – 2025
Содержание
Введение ................................................................................................................ 3
1. Роль семьи и педагога в жизни ребенка……………………………………… 5
2. Взаимодействие педагога и родителей……………………………………… 7
3. Формы взаимодействия педагога и родителей……………………………... 10
4. Современные инновационные формы взаимодействия педагога и родителей…………………………………………………………………………12
Заключение ........................................................................................................... 14
Библиографический список..................................................................................15
Введение
В современном образовательном процессе взаимодействие педагога и родителей приобретает все большую значимость. Это не просто формальная связь, а партнерство, направленное на единую цель - успешное развитие ребенка. Взаимодействие педагога и родителей играет ключевую роль в становлении личности ребенка, его социализации и формировании качественного образования.
Актуальность темы: современное общество характеризуется сложными и динамичными изменениями, что требует от образовательных учреждений и родителей адаптации к новым условиям. Взаимодействие педагогов и родителей становится важным инструментом в решении этих задач, позволяя эффективно и качественно решать вопросы воспитания и обучения детей.
Цель исследования: изучить различные формы взаимодействия педагога и родителей, их преимущества и недостатки, а также выявить наиболее эффективные методы, которые способствуют налаживанию продуктивного партнерства.
Задачи исследования включают:
Анализ теоретических основ взаимодействия педагога и родителей.
Изучение различных форм взаимодействия (индивидуальных, групповых, коллективных).
Изучение современных инновационных форм взаимодействия.
Методы исследования: при проведении исследования будут использованы следующие методы, такие как теоретический анализ научной литературы, анализ педагогической практики.
Роль семьи и педагога в жизни ребенка
Семья – это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестёр), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство.
Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию. Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать состоявшейся тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь своего ребенка, его экономическое благосостояние и воспитание.
Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о социальных связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребенком, прежде всего, благодаря его общению с родителями в первые семь лет его жизни. В семье дети учатся социально- одобряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка, а затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большой мере влияет на его представление о себе самом [5, с. 267].
Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют частота и непосредственность физических, эмоциональных и социально- психологических контактов детей и родителей. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно в семье становится реальностью. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддерживать интересы и склонности.
2. Взаимодействие педагога и родителей
Активное взаимодействие семьи и школы – вот залог успешного воспитания ребёнка. Чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребёнка, необходимо объединить усилия педагогов и семьи. Воспитывать и обучать всякого ребёнка трудно. Это сложный процесс, требующий много терпения, душевной доброты, наблюдательности и определенного круга знаний об особенностях и возможностях ребенка. На встречах с родителями необходимо объяснять, что только единство требований поможет воспитать детей жизнерадостными, активными, уверенными в своих силах. А согласованное влияние, единый подход помогут быстрее сформировать у ребёнка навыки и умения, социально приемлемое поведение.
Успех совместной работы с родителями в немалой степени зависит от глубокого знания учеников и их семей. Воспитательный потенциал семьи, условия ее жизни я изучаю не только в период приема нового ученического коллектива, но и течение всего периода обучения ребенка. При этом использую комплекс приемов и методов: наблюдение за поведением и учебой детей, воспитательной общественной деятельностью родителей, посещение семей, индивидуальные беседы с родителями в школе, анкетирование [4, с. 74].
Неотъемлемым элементом взаимодействия считают педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры. Ведь от этого зависит успешность и результативность воспитания детей.
В школе давно практикуется проведение общешкольных родительских собраний как одной из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей. Одной основной формой работы являются родительские собрания. На них обсуждают и принимают решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка [4, с. 35].
Собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.
Ещё одной формой является индивидуальной работа с родителями. Находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают о проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться. Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации и посещение семьи на дому.
В работе с родителями в основном придерживаются следующих принципов:
встреча с целью просвещения родителей
тема собрания с учётом возрастных особенностей детей;
главным содержанием собрания является четкость, лаконичность, системность;
каждое родительское собрание должно давать полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку
Нет таких родителей, которые бы не хотели гордиться своими детьми. Поэтому необходимо к каждому собранию готовить выставку детских работ и обязательно отмечать успехи их детей.
Считаю, что нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.
Формы взаимодействия педагога и родителей
Совместная работа семьи и школы осуществляется прежде всего через формы взаимодействия: коллективные, групповые и индивидуальные.
К коллективным можно отнести такие формы работы с родителями, как общешкольные и классные родительские собрания, родительские лектории, педагогические конференции, вечер вопросов и ответов, диспуты, встреча с родителей с администрацией школы, учителями класса день открытых дверей, коллективные творческие дела [1, с. 385].
К групповым можно отнести взаимодействия с родительским комитетом и творческими группами, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, клубы.
К индивидуальным формам мы относим, прежде всего, индивидуальные консультации и посещение учителем семей.
Формы и методы работы должны быть направлены на повышение культуры родителей, на укрепление взаимодействия учебного заведения и семьи.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы работы педагога с родителями.
К традиционным относятся:
Родительские собрания
Общешкольные конференции
Индивидуальные консультации
Традиционные формы работы уже утрачивают свое значение. Все шире используются новые, активные формы работы, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения и развития ребенка.
К нетрадиционным формам относятся:
Субботники
Дни открытых дверей
Родительские собрания (с подключением других специалистов, кроме классного руководителя)
Дискуссии
Круглые столы
Индивидуальные консультации
Анкетирование
Тестирование
Посещения ученика на дому
Тематические консультации
С помощью форм взаимодействия педагог должен корректно и грамотно сплотить родительский коллектив, организовать совместный досуг родителей и их детей. Мы, взрослые, педагоги одних и тех же детей. Главная задача этих двух сторон- объединить и стать союзниками. В основе этого союза- единство мнений, ценностей, целей воспитания.
Современные инновационные формы взаимодействия педагога и родителей
Сетевое взаимодействие с родителями включает в себя использование средств ИКТ, Интернет ресурсы, социальные сети и т.д. Рассмотрим данную форму взаимодействия. Использование ИКТ в образовательном процессе – это одно из современных направлений образования. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями учащихся [2, с. 63].
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий в системе школьного образования. Если есть доступ к сети Интернет, то электронная почта – это не только быстрый и удобный, но и очень эффективный способ общения с родителями. Преимуществами такой коммуникации являются: конфиденциальность и адресность информации, мгновенная доставка необходимой информации родителям, постоянная обратная связь с семьями и наоборот, постоянная обратная связь родителей с администрацией школы, специалистами учреждения.
Значительно расширяют возможности организации эффективного общения с родителями Интернет-ресурсы, общение online. Это предлагает несколько путей применения Интернет-ресурсов во взаимодействии с семьями учащихся: телемост, телекоммуникоционный проект, дистанционные конференции, создание информационно-методического журнала online, создание сайта образовательного учреждения [2, с. 65].
Таким образом, можно отметить, что семья и школа – два важных социальных института социализации ребенка, поэтому грамотно организованное взаимодействие учителей начальной школы и родителей поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. В инновационных формах взаимодействия заложены большие воспитательные возможности, что может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса.
Заключение
В контрольной работе показана необходимость сотрудничества педагога и родителей в воспитании детей.
Успех этого важного партнерства содержится, в знаниях родителей возрастных изменений ребенка, в знаниях особенностей развития личности. Также в понимании и принятии ребенка, как неповторимого, уникального человека и гражданина.
Взаимодействие станет более продуктивным, если между педагогом и родителями ребенка установятся доверительные отношения, позиции партнеров будут одинаковыми, будут учитываться цели всех участников и ответственность за развитие и воспитание будет распределяться в равной степени.
Цель и задачи контрольной работы достигнуты. Проанализирована научная литература, проанализирована педагогическая практика.
Библиографический список
Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебное пособие/ И. А. Зимняя.- Ростов: Феникс, 1997.-480 с.
Катович, Н. К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы:
Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений/ Р. С. Немов.- «ВЛАДОС», 2004.-148 с.
пособие /Н. К. Катович, Т. П. Елисеева. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 208 с.
Узденова Е. К. Взаимодействие школы и семьи: учебное пособие/ Е. К. Узденова., А. Р. Текеева-Карачаевск: КЧГУ, 2016.-128 с.
Щекиной О. А. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия в условиях реализации новых стандартов: учебно-методическое пособие/ О. А. Щекина.- СПб.,: СПб АППО, 2013.- 90 с.