СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по литературе в 7 классе за первое полугодие

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по литературе в 7 классе за первое полугодие

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по литературе в 7 классе за первое полугодие»

Контрольная работа по литературе за первое полугодие

7 класс

Вариант 1

Задание 1 

Напишите авторов и названия произведений данных отрывков.

1.Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.


2.Из мёртвой главы гробовая змея

Шипя между тем выползала;

Как чёрная лента, вкруг ног обвилась,

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

3. «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его.»

Задание 2 

К какому роду литературы относится произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Г-жа Простакова (Софье). Что так весела, матушка? Чему обрадовалась?

Софья. Я получила сейчас радостное известие. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал. Вот письмо, которое я от него теперь получила.

Г-жа Простакова (испугавшись, с злобою). Как! Стародум, твой дядюшка, жив! И ты изволишь затевать, что он воскрес! Вот изрядный вымысел!

Софья. Да он никогда не умирал.

Г-жа Простакова. Не умирал! А разве ему и умереть нельзя? Нет, сударыня, это твои вымыслы, чтоб дядюшкою споим нас застращать, чтоб мы дали тебе волю. Дядюшка-до человек умный; он, увидя меня в чужих руках, найдет способ меня выручить. Вот чему ты рада, сударыня; однако, пожалуй, не очень веселись: дядюшка твой, конечно, не воскресал.

Скотинин. Сестра, ну да коли он не умирал?

Простаков. Избави боже, коли он не умирал!


Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Задание 3 

Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

A) Г-жа Простакова

Б) Софья

B) Простаков

1) робость, глупость, смиренность, доверчивость, медлительность и вечное чувство своей вины.

2) жесткость, необразованность, жадность, властность.

3) доброта, мудрость, скромность, чувствительность 


 Задание 4 

Как называется персонаж литературы (особенно комедий), который не принимает активного участия в развитии действия и призван увещевать или обличать других героев, высказывая длинные нравоучительные суждения с авторских позиций. 


Задание 5 

По своей тематической разновидности «Недоросль» является сатирической комедией. В ней нашли отражение принципы литературного направления, которое сформировалось в России во второй четверти 18 века и получило название __________.


Задания 6

Как в литературоведении называют средство художественной выразительности «Как пахарь, битва отдыхает»?


Задание 7

Прочитайте приведенное ниже произведение А.С. Пушкина «К Чаадаеву» и выполните задание.


Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!


1. К какому роду литературы относится стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву»?

2. Назовите жанр.

3. Определите размер, которым написано стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву», нарисуйте схему.

4. Определите вид рифмовки в первых четырех стихотворных строках произведения А.С. Пушкина.

5. Какой художественный прием использует автор (горит еще желанье)?





Контрольная работа по литературе за первое полугодие

7 класс

Вариант 2

Задание 1 

Напишите авторов и названия произведений данных отрывков.


1.Воскресни, боже! боже правых!

И их молению внемли:

Приди, суди, карай лукавых,

И будь един царем земли!


2.И грянул бой, Полтавской бой!

В огне, под градом раскалённым,

Стеной живою отражённым,

Над падшим строем свежий строй…


3. «Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас; мы взглянули друг на друга, а жена Николая Иваныча так и выпрямилась.»

Задание 2

Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и укажите жанр данного произведения.

Горит восток зарею новой.

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огонь окопов рвутся

шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит.

А. С. Пушкин «Полтава»


Задание 3 

Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном произведении, и авторским отношением к ним. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ

Авторское отношение

A) Карл ХII

Б) Петр I

B) Мазепа

1) «Он прекрасен,
Он весь дрожит, как божия гроза..»

2) «...Он изнемог; он слишком стар...»

3) «Славой бесполезной, скользил над бездной»


Задание 4 

Назовите жанр лиро-эпического произведения с фантастическим, сказочным или историческим сюжетом.


Задания 5

Укажите литературное направление, главным принципом которого является обращение к образцам и формам античности как к идеалу и в русле которого развивалось творчество Д. И. Фонвизина.


Задания 6

Как в литературоведении называют средство художественной выразительности «И кудри их белы, как утренний снег»?


Задание 7 

Прочитайте приведенное ниже произведение М. Ю. Лермонтова «Родина» и выполните задание.


Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.


1. К какому роду литературы относится стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина»?

2. Назовите жанр.

3. Определите размер, которым написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина», нарисуйте схему.

4. Определите вид рифмовки в первых четырех стихотворных строках произведения.

5. Какой художественный прием использует автор (заветные преданья)?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!