Севастополь, 2020г
Вариант 20
1. Гельминтозы в детском возрасте, особенности профилактики.
2. Какие гигиенические требования необходимо предъявлять к организации питания дошкольников в доме и в ДОУ?
1. Гельминтозы в детском возрасте, особенности профилактики.
Гельминтозы — паразитарные инвазии человека и животных, заражение которыми происходит пищевым или контактным путем.
Эпидемиология
Отмечается рост распространенности и появление новых гельминтных инвазий. Наблюдающаяся в последние годы тенденция к росту гастроэнтерологических и аллергических заболеваний у детей в определенной степени также обусловлена гельминтной инвазией.
Клинические проявления гельминтозов во многом неспецифичны и могут иметь разные маски инфекционных и неинфекционных заболеваний, что обусловливает трудности их диагностики, осложняет течение уже имеющихся болезней у детей и способствует их хронизации в детском возрасте.
Классификация:
Круглые черви (класс нематод) — аскариды, острицы, трихинеллы, власоглав, токсокары, анкилосто- миды, стронгилоиды;
Ленточные черви (класс цестод) — эхинококки, альвеококки, различные тении (свиной и бычий цепни, лентец широкий);
Плоские черви (класс трематод) — основные представители: описторхис, фасциола (в южных районах), парагонимус (в Приморском крае).
Распространение гельминтозов зависит от многих факторов.
Большое значение имеют климатические условия (температура почвы, воздуха, осадки, влажность), в которые попадают гельминты, яйца или личинки, выделяющиеся с экскрементами; санитарно-гигиенические навыки населения и т.д.
Важным фактором служит употребление сырой воды, зараженной личинками или яйцами гельминтов; мытье в ней овощей, фруктов, посуды, употребление в пищу водорослей. Использование фекалий в качестве удобрения приводит к заражению почвы, огородных культур и источников водоснабжения.
На распространение гельминтов, передающихся с мясом (тении, трихинеллы), рыбой (описторхис, клонорхис, широкий лентец), ракообразными, влияет степень обработки продуктов питания.
Распространение гельминтов, проникающих в организм человека через кожу (анкилостомиды, стронголоиды), в значительной степени зависит от частоты и длительности контакта людей с зараженной почвой, водой, насекомыми (слепни, комары, мокрецы).
Профилактические мероприятия у детей, страдающих глистной инвазией, разносторонни и многообразны. Их четкое и целенаправленное осуществление позволяет не только снизить частоту распространенности гельминтов в детском возрасте, но в ряде случаев надеяться на полную ликвидацию отдельных видов.
Первичная профилактика
Первичная профилактика гельминтозов направлена на предупреждение болезни, обычно за счет устранения причин, вызвавших ее.
Основы первичной профилактики:
- формирование и сохранение здорового образа жизни ребенка;(его определяющие составные — здоровье родителей, благополучие семьи, уровень культуры, материальная обеспеченность и т.п.)
- питание является основой для предупреждения заболеваний, включая гельминтозы, в детском возрасте;
- правильная организация режима питания;
- кулинарная обработка всех пищевых продуктов;
- санитарно-эпидемиологические мероприятия, обеспечивающие качество воды.
- каждый ребенок должен иметь собственные постельное белье, полотенца, одежду, предметы личной гигиены и др.;
- правильный уход за собаками и кошками, при необходимости их регулярная дегельминтизация, вакцинация.
- рациональный режим дня с учетом достаточной продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе для естественного обеспечения ультрафиолетовым излучением.
Вторичная профилактика
С целью распознавания гельминтозов применяются разные методы исследования. Они используются как у больного ребенка, так нередко и у всех членов семьи.
Все лица, пораженные гельминтами, подлежат дегельминтизации, преследующей две цели. С одной стороны, осуществляется лечение инвазированных, с другой — профилактика. Тщательное выполнение этих мероприятий предупреждает загрязнение внешней среды яйцами гельминтов.
Второй путь борьбы с гельминтозами предусматривает нарушение механизмов передачи возбудителя, что предохраняет внешнюю среду на разных стадиях развития паразита и предупреждает заражение детей.
Эффективность этих мероприятий определяется тремя важными факторами — разницей в путях заражения гельминтами: наличием или отсутствием промежуточного хозяина; состоянием ранних стадий развития гельминтов во внешней среде; механизмом заражения дефинитивного хозяина.
При энтеробиозе и гименолепидозе источником инвазии является человек, и его заражение происходит в результате отсутствия элементарных навыков личной гигиены. Профилактические мероприятия в этих случаях направлены на предупреждение рассеивания гельминтов, распространение заразного материала, формирование у населения, особенно у детей, навыков санитарной культуры.
Третичная профилактика
Третичная профилактика предполагает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение ухудшения течения или осложнений заболевания после того, как болезнь появилась.
Третичная профилактика, по существу, по многим параметрам совпадает с лечебными мероприятиями, но одновременно заимствует основные принципы первичной и вторичной профилактики. Это касается образа жизни, питания, вакцинации и т.д.
Особого внимания требуют осложнения, которые могут быть следствием как остро протекающих гельминтозов, так и хронических. При анемии показаны препараты железа, поливитамины, при синдромах мальабсорбции и мальдигестии — ферментные препараты, пробиотики, цитопротекторы и т.д.
Основные клинические проявления:
Лихорадочное состояние;
Отечность и сыпь на кожном покрове;
Болевые ощущения в суставах, мышцах;
Увеличиваются в размере лимфатические узлы;
Непродуктивный кашель;
Боль в любой области живота;
Повышенное газообразование, вздутие живота;
Длительный запор либо продолжительная диарея;
Увеличивается селезенка и печень и пр.;
Проблемы со стулом;
Анальный зуд;
Увеличенные лимфатические узлы;
Температура;
Список литературы:
1.Аскерко А. Ч. Основы паразитологии Мн. : БГМУ, 2008 -140с.
2.А. М. Бронштейн, Н. А. Малышев. »Гельминтозы человека» Москва 2010 г. -109с.
3.Методическое пособие Гельминтозы в практике педиатра Москва 2008г. -30с.
4.https://azbyka.ru/zdorovie/profilaktika-gelmintozov-u-detej Профилактика гельминтозов у детей.
2. Какие гигиенические требования необходимо предъявлять к организации питания дошкольников в доме и в ДОУ?
Организация питания в детском саду
Организации питания в детском саду уделяется особое внимание, т.к. здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания.
Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия от появления различных недугов. Правильно организованное питание обеспечивает организм всеми необходимыми ему питательными веществами: белками, жирами, углеводами, витаминами и калорийностью.
Основная нормативная база для организации питания:
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26.
СанПин 2.3.6.1079-01 2.3.6. «Организация общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001;
Контроль за качеством питания, разнообразием и витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания осуществляет старшая медсестра детского сада.
Готовая пища выдается только после снятия пробы медицинским работником и соответствующей записи в "Журнале результатов оценки готовых блюд". Организация питания постоянно находится под контролем администрации.
Согласно санитарно-гигиеническим требованиям соблюдения режима питания в детском саду организовано 4-хразовое питание детей:
• Завтрак.
• Второй завтрак (соки, фрукты).
• Обед.
• Полдник (уплотненный).
При составлении меню-требования медсестра руководствуется разработанным и утвержденным 10 – дневным меню (пищевая ценность и калорийность), технологическими картами с рецептурами и порядком приготовления блюд с учетом времени приготовления. Источником рецептур для приготовления блюд используются только специализированные сборники рецептур для детского питания.
В меню каждый день включена суточная норма молока, сливочного и растительного масла сахара, хлеба, мяса. Продукты, богатые белком (рыба, мясо), включаются в меню первой половины дня. Во второй половине дня детям предлагаются молочные и кондитерские блюда. Для приготовления вторых блюд кроме говядины используются также субпродукты (печень в виде гуляша). Ежедневно в меню включены овощи, как в свежем, так и вареном и тушеном виде.
Основные принципы организации питания в ДОУ следующие:
Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка.
Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ.
Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.
Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.
Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.
Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и хранения пищи.
В целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний работники пищеблока строго соблюдают установленные требования к технологической обработке продуктов, правил личной гигиены. Результатом является отсутствие зафиксированных случаев отравления и заболевания детей в течение прошедшего учебного года.
Питание организовано в групповых комнатах. В правильной организации питания детей большое значение имеет создание благоприятной и эмоциональной окружающей обстановки в группе. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Блюда подаются детям не слишком горячими, но и не холодными. Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи.
Список использованной литературы:
1.Тамова М.Ю., Зайко Г.М., Шамкова Н.Т., Злобина Н.В. Примерное Шамкова Н.Т., Зайко Г.М., Подлозная В.И., Тамова М.Ю.
2.Основы организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях / Учебное пособие, 2009. 136 с.
3.Журнал «Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ» Статья: Технологические карты рецептур первых блюд
https://ds23-ros.edu.yar.ru/dlya_vas_comma__roditeli_/organizatsiya_pitaniya_detey_v_detsko