КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА»
1 вариант
Задание №1. О каких авторах идёт речь?
А) Автор родился в Житомире в семье уездного судьи. В семье мирно уживались две религии, две национальности и три языка. Дети знали русский, украинский и польский языки. Окончил гимназию с серебряной медалью. Современники писателя называли его «нравственным гением, праведником русской литературы».
Б) Автор родился в Москве, но детство прошло в Киеве. Учился в Киевской классической гимназии. Большинство его рассказов о природе, о животных. Он был автором детских журналов «Мурзилка» и «Пионер». Он говорил: «Человек, любящий и умеющий читать,- счастливый человек».
В) Этот автор родился в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских. В 1922 году была издана книжка его стихов «Голубая книга». Сказки начал писать уже в конце своей жизни. Его рассказы необычны: в них есть и реальное, и фантастическое. Настоящая его фамилия Климентов.
ОТВЕТ: ___________________________________________________________________
Задание №2. Соотнесите произведение и его автора.
| А.Т.Твардовский | | «Низкий дом с голубыми ставнями» |
| И.А. Бунин | | «Игорь-Робинзон» |
| А.П. Платонов | | «Рассказ танкиста» |
| С.А.Есенин | | «Никита» |
| Саша Чёрный | | «Косцы» |
ОТВЕТ: ___________________________________________________________________
Задание №3. По отрывку определите название прозведения и его автора.
А) «И опять похлопала в ладошки, и все ящерки разбежались. Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как ящерка, побежала по камню-то».
Б) На далёком Севере
Бродит рыба-кит,
А за ним на сейнере
Ходят рыбаки.
В) «Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему – то казалась обыкновенной и не очень приветливой. Он бросился вперёд, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлёпать по ней руками, окунать в неё лицо…»
ОТВЕТ: _____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Задание № 4. Вставьте в определение название литературоведческого термина.
А) ____________________________________ – речь одного человека в художественном произведении.
Б) ________________ – литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.
В) ________________ – смех весёлый и доброжелательный.
Задание № 5. Определите стихотворный размер и вид рифмы данного стихотворения.
Был трудный бой. Всё нынче как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 6. Найдите в тексте художественные приемы (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения). Выпишите их.
Стихотворение Сергея Есенина | Художественные приемы |
«Береза» Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. | Эпитеты: |
Метафоры: |
Олицетворения: |
Сравнения: |
Задание №7. Что вы узнали о жизни своих сверстников, живших задолго до вашего рождения? Ответ постройте, опираясь на прочитанные вами поизведения русской литературы XX века.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА»
2 вариант
Задание №1. О каких авторах идёт речь?
А) Родился в Городе Сысерть, недалеко от Екатеринбурга. Ещё будучи учителем, начинает записывать устное народное творчество уральских рабочих- сказы, предания, легенды. Читатели узнают его сказы не только по знакомым героям, но и по особой манере сказывания.
Б) Родился в селе Константинове, с двух лет был отдан на воспитание деду, у которого было трое взрослых неженатых сыновей. «Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ». Любил читать. Если видел у кого-нибудь новую книгу, так весь и загорался и уж каким-нибудь образом заполучал эту книгу.
В) Автор родился близ Красноярска, в селе Овсянка. Воспитывался бабушкой и дедушкой. Был участником Великой Отечественной войны. Свой первый рассказ он написал ещё в детстве под названием «Жив». А потом написал автобиографический рассказ по воспоминаниям из детства.
ОТВЕТ: ___________________________________________________________________
Задание №2. Соотнесите произведение и его автора.
1. | Ю.Ч.Ким | А. | «В дурном обществе» |
2. | В.П.Астафьев | Б. | «Заячьи лапы» |
3. | В.Г.Короленко | В. | «Васюткино озеро» |
4. | К.Г.Паустовский | Г. | «Майор привез мальчишку на лафете» |
5. | К.М.Симонов | Д. | «Рыба-кит» |
ОТВЕТ: ___________________________________________________________________
Задание №3. По отрывку определите название прозведения и его автора.
А) «Между тем девочка, упёршись маленькими ручонками в пол часовни, старалась тоже выкарабкаться из люка. Она падала, вновь приподнималась и наконец направилась нетвёрдыми шагами к мальчишке. Подойдя вплоть, она крепко ухватилась за него и, прижавшись к нему, поглядела на меня удивлённым и отчасти испуганным взглядом».
Б) «Пленники вели себя очень странно. Хотябы попытались удрать, что ли… Катались весело поковрику, задрав кверху ноги и лапы, и обдавали друг друга охапками ржавых листьев».
В) В лесу цветёт подснежник,
А не метель метёт,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не цветёт!
ОТВЕТ: _____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Задание №4. Вставьте в определение название литературоведческого термина.
А) _________________ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.
Б) _________________ – пояснение, указание драматурга для читателя, постановщика и актёра в тексте пьесы.
В) __________________ – разговор двух или нескольких лиц.
Задание № 5. Определите стихотворный размер и вид рифмы данного стихотворения.
Майор привёз мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 6. Найдите в тексте художественные приемы (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения). Выпишите их.
Стихотворение Сергея Есенина | Художественные приемы |
Сергей Есенин «Черёмуха» Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черемуха душистая Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет. | Эпитеты: |
Метафоры: |
Олицетворения: |
Сравнения: |
Задание №7. Что вы узнали о жизни своих сверстников, живших задолго до вашего рождения? Ответ постройте, опираясь на прочитанные вами поизведения русской литературы XX века.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
№ | 1 вариант | 2 вариант | Количество баллов |
1 | А - В.Г.Короленко Б – К.Г.Паустовский В –А.П.Платонов | А – П.П.Бажов Б – С.Я.Маршак В – В.П.Астафьев | 3 балла |
2 | 1-в,2-д,3-г,4-а,5-б | 1-д,2-в,3-а,4-б,5-г | 5 баллов |
3 | А – П.П.Бажов «Медной горы хозяйка» Б – Ю.Ч.Ким «Рыба-кит» В – В.П.Астафьев «Васюткино озеро» | А – В.Г.Короленко «В дурном обществе» Б – Саша Чёрный «Кавказский пленник» В – С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев» | 6 баллов (по баллу за имя автора и название произведения) |
4 | А - монолог Б – пьеса В - юмор | А – сказ Б- ремарка В - диалог | 3 балла |
5 | Пятистопный ямб, перекрёстная рифма | Пятистопный ямб, перекрёстная рифма | 2 балла (приналичии схемы определения стихотворного размера)+ 1 балл |
6 | Эпитеты: пушистые веки, сонная тишина, золотой огонь Метафоры: серебро (=иней) Олицетворение: заря, обходя ругом; черемуха принакрылась Сравнение: точно серебром | Эпитеты: золотистые ветки, медвяная роса, пряная зелень, серебряный ручей Метафоры: кудри черемухи, песенка ручья Олицетворения: черемуха кудри завила, ручей поет песенки Сравнения: ветки золотистые, что кудри, завила | 4 балла (по баллу за каждый вид художественного приема) |
7 | - | - | 6 баллов Оценивается: -полнота ответа (0-1-2); -ссылка на литературные произведения (0-1-2); -грамотность речи (0-1-2) |
Критерии:
«5» /от 26 до 30 баллов
«4» / от 21 до 25 баллов
«3» / от 15 до 20 баллов
«2» / менее 15 баллов