Концепция учителя английского языка
МКОУ БГО Чигоракской СОШ
Жуковой Алеси Вячеславовны
Значение английского языка в современном мире настолько велико, что его знание не является привилегией и роскошью. Когда-то и компьютеры, так же как мобильные телефоны, могли себе позволить лишь люди определенного социального слоя. Сейчас такие вещи являются предметами первой необходимости. То же можно сказать и об английском языке. Его учат все и повсеместно: в школах, университетах, на курсах. А в наш век цифровых технологий любой желающий может выучить английский дистанционно, не выходя из дома. Подразумевается, что любой образованный человек просто обязан владеть английским языком, так как именно он является его ключом к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому сейчас существует так много организаций, предлагающих научить вас английскому. Однако не стоит думать, что сделать это так легко. Обучение любому языку является долгим процессом, который требует определенных затрат, как умственных, так и финансовых.
Знание английского языка в современном мире является своеобразным окном в мир. Владея этим языком международного общения, вы сможете достичь поставленных целей с помощью новых возможностей. И вы обязательно поймете, что значение английского языка не преувеличено.
Каждый учитель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но каждый педагог обязан работать во благо развития человека. Моё учительское мировоззрение основано на принципе оптимального сочетания инновационности и традиционности в образовании. Я думаю, что нет современных и несовременных методов, а есть в каждом конкретном случае уместные и неуместные, оптимальные и неоптимальные для данных учеников, для данного урока, для данного материала. Поэтому я перешла от принципа "английский язык для всех" к внимательному учету индивидуальных особенностей личности обучающихся: для чего конкретному ученику нужен сейчас и будет нужен в дальнейшем английский язык, в каких пределах и на каком уровне он хочет или может его освоить? «Английский язык для каждого» - вот основополагающий принцип моей педагогической концепции.
Считаю, что реализовать этот принцип в процессе обучения иностранному языку невозможно без учёта следующих пунктов:
1.Мотивация. При изучении английского языка учителя часто сталкиваются с проблемой отсутствия у обучающихся этой самой мотивации. Можно сделать свой урок живым и интересным, выбирая стимулирующие виды учебной деятельности и интересные материалы. Но, на мой взгляд, этого бывает недостаточно, должна быть создана определенная система совместной деятельности ученика и учителя, которая разделяет ответственность за процесс обучения между ними. В этом может помочь «языковой портфель». Этот личный документ позволяет обучающемуся оценить свою собственную языковую компетенцию в языке. В центре внимания оказывается то, что обучаемые умеют делать с языком, а не то, что они смогут продуцировать или вспомнить, как это обычно бывает в случае формального контроля (тестирования или сдачи экзаменов). Замысел данной технологии заключается в формировании и развитии у учащихся умения рефлексии, то есть самооценки. Умению объективной самооценки, взаимооценки, то есть оценки действий других людей, тоже нужно учить. До сих пор данная проблема как-то уходила из поля зрения педагогов. «Портфель ученика» как раз и является такой технологией. Учащиеся не просто отбирают какие-то свои работы в отдельную папку. Каждая работа, ранее проверенная и оцененная учителем или нет, комментируется самим учеником: почему именно эту работу он отобрал, как сам оценивает свои достижения по данной теме или по всему курсу в целом, над чем, по его мнению, стоит поработать более интенсивно, в чём испытывает наибольшие трудности, наконец, согласен ли он с оценкой учителя, если нет, то почему? Разумеется, все комментарии делаются на иностранном языке. Комментируя отобранные работы, ученик размышляет о своих делах, своих успехах и трудностях, задумывается о причинах этих трудностей. Затем происходит защита «портфеля ученика». На основании вышесказанного можно определить цели создания и ведения «портфеля ученика»:
– отмечать способности, умения, навыки и личный опыт учащегося на уровне самооценки, взаимооценки и оценки взрослыми;
– исследовать собственное развитие в течение определённого времени;
– ставить реальные учебные цели на ближайшее будущее;
– развивать у учащихся навык рефлексии.
«Портфель ученика» включает классные и домашние работы учащихся в течение четверти. Учитель разрабатывает и предлагает требования к оформлению «портфеля ученика», сроки работы над ним и время презентации «портфеля ученика». В обращении к автору «портфеля ученика» важно подчеркнуть, что он может быть абсолютно свободен в выборе оформления, своих комментариев. Но следует иметь в виду, что логика его рассуждений, культура речи, доказательность будут приниматься во внимание при оценке конечного продукта.
2.Личносто-ориентированное общение. Что значит, общения доверительного. Ученик должен быть открыт в общении с учителем, должен иметь возможность поделиться и своими успехами, и не бояться совершить ошибку. Доверие позволяет снять психологические барьеры и пробудить скрытые резервы личности ребёнка. Кроме того общение на уроке должно быть открытым, естественным, построенным на смысле.
3.Групповое взаимодействие, которое необходимо на уроке иностранного языка, что бы научить решать реальные жизненные задачи. Жизнь очень разнообразна и ситуации общения в ней не строятся по принципу «учитель- ученик». Это и диалог равнозначных партнёров, а иногда, решение какой-то задачи требует работу в микрогруппах, а иногда и в команде. Это помогает формировать у учащихся адекватную самооценку. Тебя оценивает не учитель, а ты сам оцениваешь свои достижения в сравнении с другими участниками процесса обучения.
4.Игровое (ролевое) взаимодействие- одна из важнейших форм релаксации и основная форма обучения английскому языку детей младшего возраста.
Доказано, что игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей, так как создается доброжелательная атмосфера и ситуация успеха. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развивается внимание, память, мышление, творческие способности. Использование игровой технологии всегда даёт хорошие результаты, повышает и поддерживает интерес к предмету. В зависимости от целей и задач урока используются различные игры, в процессе закрепления учебного материала, на этапе активизации в речи учащихся. Игра на уроках иностранного языка – это не просто коллективное развлечение, а основой способ решения определенных задач обучения на данном этапе – от самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор.
Можно сформулировать следующие требования к игре как к приему обучения.
обязательное осознание детьми игрового результата;
осознание детьми правил, соблюдение которых поможет достичь данного результата;
возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребенком.
необходимость точного определения формирования навыка, умения, которое отсутствовало у ребенка до проведения игры, и которые он приобрел в процессе игры;
необходимость мысленного усилия.
В зависимости от целей и задач урока используются различные игры.
5. Так же, я использую межпредметных связи на уроках английского языка. В ходе изучения курса английского языка формируется аналитический аппарат, применяемый при изучении всех предметов естественнонаучного цикла. Использую разные формы организации межпредметных связей : практические уроки межпредметного содержания, интегрированные и бинарные уроки. Здесь нельзя обойтись без сотрудничества учителей разных предметов в учебном процессе. Необходимые средства реализации межпредметных связей – вопросы, задания, наглядные пособия, учебные проблемы межпредметного содержания, а также задачи прикладного и практического характера.
Я постоянно работаю над умением ставить вопросы и предлагать задания, побуждающие своих учеников мыслить, и умение использовать в новой ситуации – ведь это одно из проявлений мастерства учителя. Ответы предполагают ошибки. Ответы ребят выслушиваются обязательно все. Главное, чтобы они были в рамках вопроса. Выслушивая их, я не делаю оценочных суждений. Срабатывает эффект доверия. Это снимает " барьер" по отношению к учителю у слабоуспевающих учащихся. Так же, я считаю, что большую роль играет и воспитание личностью самого учителя, его человеческой самоценностью. Я работаю в школе 5 лет. Моя любовь к детям, грамотная речь, внешняя аккуратность, подготовка к урокам являются мощнейшим фактором воспитания. В каждом ученике я стараюсь видеть уникальную личность, ищу в ребенке лучшие качества и опираюсь на них, создаю специальные ситуации, в которых он мог бы проявить себя. На уроках разрешаю обсуждать полученную информацию с партнерами по парте или группами, то есть разрешается «рабочий шум». Всегда признаю за учеником право на аргументированную позицию, учу отстаивать свою точку зрения в споре со мной или одноклассниками. Моя задача состоит в том, чтобы следить за цивилизованными нормами дискуссий, блюсти их культуру. С этой целью даю детям памятки о том, как правильно участвовать в дискуссии, причем это нужно начинать делать со 2 класса, все это порождает у детей ко мне и друг к другу взаимное доверие, уважение и открытость.
Еще одним из важнейших элементом профессиональной деятельности любого педагога, и меня в том числе, является работа с родителями. Она носит системный характер и реализуется через различные виды деятельности: образовательную, воспитательную, управленческую. С родителями осуществляю непосредственное сотрудничество.
Только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный учитель способен взрастить конкурентоспособную личность. Поэтому стараюсь не останавливаться на достигнутом и продолжаю совершенствовать свое мастерство. В 2015 году прошла курсы повышения квалификации, организованные БФ ФГБОУ ВПО ВГУ «Организация образовательного процесса по иностранному языку в свете требований ФГОС ООО», так же курсы организованным ГБОУ ДПО ВИРО «Работа школьных команд в свете внедрения ФГОС ООО». Участвую в семинарах и заседаниях МО.
Использую информацию с сайта творческих учителей http://www.it-n.ru/ (а также планирую разместить здесь свои работы). Интересный материал нахожу на сайте для учителей «Я иду на урок» http://qeo.1september.ru. и других. Большую помощь в повышении мотивации к изучению иностранного языка оказывают мультимедийные учебники: «Профессор Хиггинс. Английский без акцента», «Bridge to English», которые я с успехом применяю в своей деятельности. Работаю с программой PowerPoint, выполняя в ней слайдовые презентации для уроков, внеклассных мероприятий, кружков и внеурочной деятельности.
В повышении профессионального мастерства большую роль играет самообразование, поэтому я регулярно знакомлюсь с материалами теоретического и методического характера в журналах «English», «Speak English», «Английский язык в школе». Беру на вооружение те из них, которые кажутся мне интересными, злободневными и приемлемыми в работе. Изучаю современные технологии обучения и внедряю некоторые из них в практику. Обращаюсь к передовому педагогическому опыту своих коллег.
В 2013 году участвововала в апробации дистанционного обучения иностранному языку в 5 классе, в качестве тьютора.
В рамках внеурочной деятельности в 2014 и в 2015 году была проведена лингвострановедческая викторина среди учащихся 5-7 классов. В этом же году провожу в 5 классе внеурочные занятия по робототехнике.
В декабре 2015 года состоялась конференция учащихся 3-5 классов, где школьники защищали свои проекты на тему: «Рождество в разных странах мира».
Восьмиклассники приняли участие в лингвострановедческой викторине «New Year», а так же подали заявку на участие в региональном конкурсе видеороликов на английском языке «Cultural Traditions of My Native Town/ Village», посвященный Году литературы.
Ознакомиться с результатом нашей работы можно по адресу:
https://youtu.be/puadZzrwry0
В заключение хотелось бы отметить, что это только начало, поскольку мой стаж работы в школе невелик. Уверена, что впереди моих учеников ждут новые победы. А меня – творчество, то есть движение вперёд.
Литература
Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? – Томск: Пеленг, 1993.
Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. – Томск: Пеленг, 1997.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - Москва, 1996.
Якиманская И.С. Развивающее обучение. - Москва: Педагогика, 1979.
Полат Е.С. Портфель ученика// Методика обучения иностранным языкам: традиции и современности, 2010.
Поляков О.Г. Самоконтроль// Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность, 2010.
Протасова Е.Ю. Европейская языковая политика//ИЯШ- №1, 2004.
Никитенко З.Н. Шумилова Н.Н.// English- №, 2010.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб, 2009.