СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Координаты на плоскости Урок математики 4 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Координаты на плоскости Урок математики 4 класс»

Конспект урока математики . 4 класс (по учебнику Л.Г.Петерсон)

Тема: « Координаты на плоскости»

Тип урока: открытия нового знания. Деятельностный метод на уроке открытия нового знания

Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД):

-формирование у учащихся умений и навыков построения точек в координатной плоскости,

-определения координат точки, расположенной в координатной плоскости,

-правильно использовать понятия абсцисса, ордината.

Развивающие  (формирование регулятивных УУД)

- совершенствование уровня развития речи учащихся с помощью использования математической терминологии и математического языка,

-умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;

- планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности, развитие навыков самостоятельной работы и работы в парах, самоконтроля и взаимоконтроля,

-развитие интереса к предмету через занимательные и творческие задания .

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, -воспитывать ответственность и аккуратность,

-умение преодолевать трудности с помощью решения трудных, но интересных задач, воспитывать примерное отношение к учебе, интерес к предмету.


Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)

Цель: основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на готовности к «открытию» нового универсального знания.

Наш знаменитый учёный М.В.Ломоносов сказал: « Математика ум в порядок приводит».

-Что вы по этому поводу думаете?

- Поставьте себе цель урока, как нужно заниматься, чтобы «ум был в порядке» и всё было понятно. Давайте разомнёмся, настроимся на работу.

Математическая разминка.

1) Из ряда чисел выберите те пары, произведения которых заканчиваются двумя нулями:

175, 2, 4, 24, 50, 35, 20 ,12, 25, 11. Произведение каких чисел даст на 00? Почему?

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель: подготовка мышления учащихся к осознанию ими личной потребности к построению учебных действий, зафиксировать каждым из них индивидуальное затруднение в пробном действии и  организовать выход в рефлексию пробного действия.

-У вас на партах лежат анкеты, на вопросы которой мы должны ответить.

Просмотрите внимательно. Можете ли вы ответить на них сразу? Почему?



1. Как называется угол, стороны которого являются координатными лучами? _____________________________________________________________

2. Сколько градусов содержит этот угол? _________________________

3. Что общее в вершине угла? ___________________________________

4. Какой буквой обозначается? __________________________________

5. Как называется одна из сторон координатного луча, которая расположена вертикально? _______________________________________________________________

6. Как называется одна из сторон координатного луча, которая расположена горизонтально ? _________________________________________________

7. Какое число при определении точки называют первым? ____________________

8. Можно ли их поменять местами? _________________________________

9. Как найти координату любой точки? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Выявление места и причины затруднения

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этом основании выявить места и причины затруднения, школьники  попытаются осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

-Начертите квадрат со стороной 10 клеточек, проведите отрезок АВ любой длины. Сравните в паре. Можно встать и пройти по классу, посмотреть у кого как начерчено.

-Одинаковые ли отрезки? А как начертить так, чтобы отрезки у всего класса были одинаковые? Возникла проблема. Как её решить?

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: учащиеся попытаются составить проект будущих учебных действий, выбрать средства и способы его реализации.

В каких жизненных ситуациях мы сталкиваемся с понятием координаты точек, когда надо уметь пользоваться координатами? Вспомним такие случаи.

(Координаты - это местонахождения, какого - то человека или объекта, это значит некоторые данные, по которым можно было бы этого человека или объект найти).

– Важно уметь понимать, как задать, или как заданы координаты?

(От этого зависит, найдём мы этот объект или нет)

Рассмотрим на примерах из жизни. На карточках даны задания. Дети разыгрывают.

1). Встретились 2 друга. Они давно не виделись. Обмениваются координатами.

2). Идём в кинотеатр. В билетах указаны место и ряд.

3). Вам письмо. Адрес на письме.

4). Входим в вагон поезда: на билете указан номе вагона и место.

5). Где ещё нужны точные данные нахождения объекта? ( в играх «Морской бой», шахматы), географические карты для моряков, лётчиков, военных туристов, геологов и т.д.)

6). Отрывок из стихотворения К. Симонова «Сын артиллериста».

Всю ночь, шагая как маятник,
Глаз майор не смыкал,
Пока по радио утром
Донесся первый сигнал:
— Все в порядке, добрался.
Немцы левей меня,
Координаты три, десять, (3,10)
Скорей давайте огня!—
Орудия зарядили,
Майор рассчитал все сам,
И с ревом первые залпы
Ударили по горам.
И снова сигнал по радио:
— Немцы правей меня,
Координаты пять, десять, (5,10)
Скорее еще огня!

Летели земля и скалы,
Столбом поднимался дым,
Казалось, теперь оттуда
Никто не уйдет живым.
Третий сигнал по радио:
— Немцы вокруг меня,
Бейте четыре, десять, (4,10)
Не жалейте огня!

Вывод:  Мы увидели,  что системы координат пронизывают практическую жизнь человека. Вот о них и будем говорить на уроке .

-Наша тема: «Координаты на плоскости».

-Что такое координаты?

Постановка цели. - А что же придумали люди, чтобы решить эту проблему?

-Рассмотрите карточки на парте. Можем ли мы ответить на все эти вопросы? Почему? Постановка учебной задачи.

Поставьте цель урока. Изучить новую тему и постараться ответить на вопросы анкеты.

После обсуждения выйти на словосочетание «система координат»

V. Реализация построенного проекта .

Цель: организовать деятельность учащихся, которые будут использовать  новый способ и
выбранные средства для реализации построенного проекта,   формировать умения применять этот проект для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

Поиск решения.

Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Кроме почтовых адресов и номеров телефонов, вы знакомы системой координат в зрительном зале кинотеатра ( номер ряда и номер места), в поезде (номер вагона и номер места), с системой географических координат (долгота и широта).

Те из вас, кто играл в « морской бой», пользовались при этом соответствующей системой координат. Каждая клетка на игровом поле определяется буквой и цифрой. Буквами помечены вертикали игрового поля, а цифрами - горизонтали. Аналогичная система координат используется в шахматах. Только горизонтали на шахматной доске всегда отмечаются латинскими буквами.

Такого рода «клеточные» координаты обычно используются на военных, морских, геологических картах. ( «В квадрате 85-32 обнаружена неизвестная подводная лодка»). Применяются они и на туристических схемах городов для облегчения поиска нужной улицы или какой-либо достопримечательности.

Термин «координаты» произошёл от латинского слова - «упорядоченный» .

Придумайте систему координат для определения места ученика в классе. Укажите координаты нескольких учеников.( Вова сидит на 3 ряду на 2 парте справа и т.д.)

Вы научимся сейчас задавать координаты на прямой. Для этого на прямой выбирают начало отсчёта, положительное направление и единичный отрезок. После этого любая точка прямой получает свою собственную координату.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: создать ситуацию для усвоения учащимися нового способа действия при решении типовых задач.



Для этого обращаемся к презентации стр. 57 учебника №1.

Выведение алгоритма построения точек.

Алгоритмы построения точек в координатной плоскости, эталоны.

  1. Найти на оси абсцисс число соответствующее первой координате (провести через неё пунктирную прямую).

  2. Найти на оси ординат число соответствующее второй координате (провести через неё пунктирную прямую).

Отметить точку пересечения пунктирных прямых, обозначить заглавной буквой латинского алфавита.

Физминутка. (Руки – ноги)

Практическая работа на нелинованной бумаге. Исправление своих ошибок в индивидуальном затруднении.

Координата точки указывает, таким образом, её место на координатной прямой. А как указать положение точки на плоскости?

Для этого на плоскости берутся две перпендикулярные прямые ( обычно одну из них располагают горизонтально, а другую – вертикально) и вводят на каждой из них обычные координаты. Эти координаты согласованы между собой. Точка пересечения прямых О называется началом координат. Эта буква выбрана не случайно, а по сходству написания с цифрой 0 или как первая буква латинского слова origoначало. Практическая работа в тетради в клеточку.

Изучаем теорию. Сами координатные прямые называются осями координат.

Горизонтальную ось называют осью абсцисс (осью х), вертикальную ось называют осью ординат (осью у).

Плоскость , на которой задана система координат, называется координатной плоскостью.

Показать, как определяется положение точки на координатной плоскости.

Каждой точке М на координатной плоскости соответствует пара чисел : её абсцисса и ордината. Наоборот, каждой паре чисел соответствует одна точка плоскости, для которой эти числа являются координатами.

Координаты точки записывают в скобках А (4;1). При этом абсцисса всегда пишется на первом месте, а ордината – на втором. Описанная система координат называется прямоугольной. Часто также её называют декартовой системой координат в честь французского философа и математика Рене Декарта.

Презентация . Показ слайдов о Рене Декарте.

VII . Включение в систему знаний и повторение.

Цель: уточнить особенности нового знания и включить новый способ действий в систему знаний, повторить сведения, необходимые для обеспечения содержательной непрерывности

- Что означает слово «координата»? Вы слышали или употребляли его в разговорной речи? Рассказ учителя: «Координата» слово греческого происхождения, означает место нахождения кого-либо. Таким образом «система координат» - нечто согласованное, состоящее из частей. Именно о «системе координат» сегодня пойдет речь.

Идея координат зародилась в древности.

Первоначальное их применение связано с астрономией и географией, то есть, с потребностью определять положение светил на небе и определенных объектов на поверхности земли. Следы применения координат были обнаружены еще в Древнем Египте на стенах погребальных камер .

9. Работа по учебнику стр.53. Правило. Даём характеристику точке А(2,5).

Стр. 54 Правило. Как правильно прочитать данные. Рассматриваем и обсуждаем

№ 2, 3, 4 на стр.54.

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: создать ситуацию успеха для каждого ученика.

- Сегодня на уроке мы должны научиться определять координаты точек, изображенных на плоскости и строить точки по заданным координатам.

Проверим, всё ли понятно было на уроке? Можем ли мы теперь заполнить анкету. При заполнении можно пользоваться учебником.

Ответы на анкету.

1. Как называется угол, стороны которого являются координатными лучами? Координатный угол. 2. Сколько градусов содержит этот угол? 90 градусов

3. Что общее в вершине угла? Общее начало.

4. Какой буквой обозначается? О.

5. Как называется одна из сторон координатного луча, которая расположена вертикально?

Ось ординат Оу.

6. Как называется одна из сторон координатного луча, которая расположена горизонтально ? Ось абцисс Ох.

7. Какое число при определении точки называют первым? Сначала Абциссу Ох.

а затем Ординату.

8. Можно ли их поменять местами? Нет, так как получится другая точка.




I X. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Цель: фиксировать изученное знание, организовать рефлексию и самооценку школьниками своей учебной деятельности.

Вспомните цель, которую вы поставили себе в начале урока.

- Всё ли сразу было понятно на уроке?

- Как постепенно вы начинали понимать тему?

- Что помогло понять тему? - Какие выводы вы сделали для себя?

В уголочке анкеты нарисуйте:

красный кружок, если было всё трудно и непонятно и нужна помощь;

синий, если сначала было трудно, но потом разобрался сам и всё понял, помощь не нужна;

зелёный, если всё сразу было понятно и интересно. Люблю математику!

Обобщение результатов анкеты.



Самоанализ урока деятельностного типа.

На данном  уроке организуется процесс самостоятельного построения детьми новых способов универсальных учебных действий. И так, технология деятельностного метода для уроков открытия нового знания в сформированном варианте включает в себя следующие девять этапов:

  • мотивация к учебной деятельности;

  • актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

  • выявление места и причины затруднения;

  • построение проекта выхода из затруднения;

  • реализация построенного проекта;

  • первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;

  • самостоятельная работа с самопроверкой по образцу;

  • включение в систему знаний и повторение;

  • рефлексия учебной деятельности на уроке.

Деятелъностная цель урока открытия нового знания: формирование у учащихся умений исполнения новых способов действия.

Содержательная цель урока открытия нового знания: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Рассмотрим структуру урока открытия нового знания, определим цель и  микрозадачи каждого этапа.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

При системно-деятельностном обучении знание не дается учащимся в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством педагога. В основе дидактической системы лежит деятельностный метод обучения. Исходным положением этого метода обучения является метод рефлексивной самоорганизации, на основе которого и строится технология проведения современного урока.

Рассмотрим на примере образовательной системы «Школа России» в курсе «Математика» как происходит включение детей в учебную деятельность на уроке открытия нового знания, при использовании деятельностного метода Сформулируем основные цели каждого этапа урока и микрозадачи их достижения.

На данном  уроке организуется процесс самостоятельного построения детьми новых способов универсальных учебных действий. И так, технология деятельностного метода для уроков открытия нового знания в сформированном варианте включает в себя следующие девять этапов:

  • мотивация к учебной деятельности;

  • актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

  • выявление места и причины затруднения;

  • построение проекта выхода из затруднения;

  • реализация построенного проекта;

  • первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;

  • самостоятельная работа с самопроверкой по образцу;

  • включение в систему знаний и повторение;

  • рефлексия учебной деятельности на уроке.

Деятелъностная цель урока открытия нового знания: формирование у учащихся умений исполнения новых способов действия.

Содержательная цель урока открытия нового знания: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Рассмотрим структуру урока открытия нового знания, определим цель и  микрозадачи каждого этапа.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней осознанной готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности по «открытию» нового универсального знания.

Для реализации этой цели необходимо ребенка мотивировать к учебной деятельности, т.е.:

  • создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

  • актуализировать требования к школьнику со стороны учебной деятельности («надо»);

  • установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

*2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель: подготовка мышления учащихся к осознанию ими личной потребности к построению учебных действий, зафиксировать каждым из них индивидуальное затруднение в пробном действии и  организовать выход в рефлексию пробного действия.

Соответственно, необходимо для этого, чтобы ученики:

  • воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

  • активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

  • актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);

  • попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

  • зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

*3. Выявление места и причины затруднения

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этом основании выявить места и причины затруднения, школьники  попытаются осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

  • проанализировали шаг за шагом с опорой на алгоритм свои действия;

  • зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место);

  • соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи вообще для задач такого типа (причина).

*4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Цель: учащиеся попытаются составить проект будущих учебных действий, выбрать средства и способы его реализации.

Для этого нужно, чтобы обучающиеся:

  • в коммуникативной форме поставили конкретную цель, которая устранит причину возникшего затруднения;

  • составили план, который поможет достичь поставленной цели;

  • выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?)  для построения нового знания;

  • предложили и сформулировали тему урока, этим процессом руководит учитель, который может скорректировать тему, побуждает учащихся к диалогу, на мозговой штурм и т.д.

*5. Реализация построенного проекта

Цель: организовать деятельность учащихся, которые будут использовать  новый способ и
выбранные средства для реализации построенного проекта,   формировать умения применять этот проект для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

Для осуществления этой цели учащимся следует:

  • выдвинуть гипотезу в коммуникативной форме;

  • зафиксировать, используя модели или схемы;

  • использовать новый способ действий для решения задачи, которая вызвала затруднение;

  • зафиксировать преодоление появившегося  прежде затруднения;

*6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: создать ситуацию для усвоения учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Для достижения этой цели необходимо, чтобы обучающиеся:

  • решили (фронтально, в группах, в парах) некоторое количество стандартных задач на новый способ действия;

  • при этом проговаривали вслух осуществленные шаги и их обоснование.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: создать ситуацию успеха для каждого ученика, организовать переход, в результате которого внешние по своей форме процессы взаимодействия с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

  • организовать автономное выполнение учащимися стандартных задач на новый способ действия;

  • организовать самопроверку, сравнивая пошагово с образцом;

  • создать ситуацию успеха для каждого учеников;

  • для ребят, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

8. Включение в систему знаний и повторение

Цель: уточнить особенности нового знания и включить новый способ действий в систему знаний, повторить сведения, необходимые для обеспечения содержательной непрерывности.

Для достижения этой цели нужно:

  • выявить границы применимости этого знания, определить его роль в системе полученных знаний;

  • включить новый способ действий в систему знаний;

  • организовать подготовку к изучению следующих разделов курса;

  • повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Цель: фиксировать изученное знание, организовать рефлексию и самооценку школьниками своей учебной деятельности.

Для осуществления этой цели учащимся нужно:

  • выполнить самооценку личной учебной деятельности на уроке;

  • соотнести цель и результаты своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;

  • наметить цели дальнейшей деятельности и выбрать задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

Использование технологии деятельностного метода в учебном процессе создает условия для выполнения учащимися на каждом уроке всего комплекса универсальных учебных действий, определенных ФГОС.

Таким образом, постепенно и поэтапно, в соответствии с возрастными особенностями развития детей,  у учащихся формируются универсальные учебные умения  в их целостности.



















































































1.Разминка. 1) Из ряда чисел выберите те пары, произведения которых заканчиваются двумя нулями:

175, 2, 4, 24, 50, 35, 20 ,12, 25, 11. Произведение каких чисел даст на 00? Почему?

2). S кв. = a a S пр. = a b S тр. = (a b):2

= а*а =(а+в)*2 =а*4 = (а*в):2

3) Какие это формулы? Как, используя формулы можно найти составные части? Составьте задачи .

2. Постановка учебной проблемы проблемы.

-У вас на партах лежат анкеты, на вопросы которой мы должны ответить. Просмотрите внимательно. Можете ли вы ответить на них сразу? Почему?

-Вот о чём и будем говорить на уроке .

-Наша тема: «Координаты на плоскости».

-Что такое координаты?

-Начертите квадрат со стороной 10 клеточек, проведите отрезок АВ любой длины. Сравните в паре. Одинаковые ли отрезки? А как начертить так, чтобы отрезки у всего класса были одинаковые? Возникла проблема. Как её решить? Рассмотрим на примерах из жизни.

1).Обыграть в парах: встреча 2 друзей. Обмениваются координатами.

2). Билеты в кинотеатр, где указаны место и ряд.

3). Адрес на письме.

4).В поезде: вагон, купе место.

5). Где ещё нужны точные данные нахождения объекта? ( в играх «Морской бой», шахматы), географические карты для моряков, лётчиков, военных , туристов , геологов и т.д.)

6). Отрывок из стих-я К. Симонова «Сын артиллериста».

Всю ночь, шагая как маятник,
Глаз майор не смыкал,
Пока по радио утром
Донесся первый сигнал:
— Все в порядке, добрался.
Немцы левей меня,
Координаты три, десять, (3,10)
Скорей давайте огня!—
Орудия зарядили,
Майор рассчитал все сам,
И с ревом первые залпы
Ударили по горам.
И снова сигнал по радио:
— Немцы правей меня,
Координаты пять, десять, (5,10)
Скорее еще огня!

Летели земля и скалы,
Столбом поднимался дым,
Казалось, теперь оттуда
Никто не уйдет живым.
Третий сигнал по радио:
— Немцы вокруг меня,
Бейте четыре, десять, (4,10)
Не жалейте огня!

3. Постановка цели. - А что же придумали люди, чтобы решить эту проблему?

-Рассмотрите карточки на парте. Можем ли мы ответить на все эти вопросы? Почему? . Постановка учебной задачи.

Поставьте цель урока. Изучить новую тему и постараться ответить на вопросы анкеты.

4. После обсуждения выйти на словосочетание «система координат».

Поиск решения.

Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Кроме почтовых адресов и номеров телефонов, вы знакомы системой координат в зрительном зале кинотеатра ( номер ряда и номер места), в поезде (номер вагона и номер места), с системой географических координат (долгота и широта).

Те из вас, кто играл в « морской бой», пользовались при этом соответствующей системой координат. Каждая клетка на игровом поле определяется буквой и цифрой. Буквами помечены вертикали игрового поля, а цифрами - горизонтали. Аналогичная система координат используется в шахматах. Только горизонтали на шахматной доске всегда отмечаются латинскими буквами.

Такого рода «клеточные» координаты обычно используются на военных, морских, геологических картах. ( «В квадрате 85-32 обнаружена неизвестная подводная лодка»). Применяются они и на туристических схемах городов для облегчения поиска нужной улицы или какой-либо достопримечательности.

Термин «координаты» произошёл от латинского слова - «упорядоченный» .

Придумайте систему координат для определения места ученика в классе. Укажите координаты нескольких учеников.( Вова сидит на 3 ряду на 2 парте справа и т.д.)

Вы научимся сейчас задавать координаты на прямой. Для этого на прямой выбирают начало отсчёта, положительное направление и единичный отрезок. После этого любая точка прямой получает свою собственную координату. Выражение решения.

5. Практическая работа на нелинованной бумаге.

6. Координата точки указывает, таким образом, её место на координатной прямой. А как указать положение точки на плоскости?

Для этого на плоскости берутся две перпендикулярные прямые ( обычно одну из них располагают горизонтально, а другую – вертикально) и вводят на каждой из них обычные координаты. Эти координаты согласованы между собой. Точка пересечения прямых О называется началом координат. Эта буква выбрана не случайно, а по сходству написания с цифрой 0 или как первая буква латинского слова origoначало. Практическая работа в тетради в клеточку..

Реализация продукта.

7. Изучаем теорию. Сами координатные прямые называются осями координат.

Горизонтальную ось называют осью абсцисс (осью х), вертикальную ось называют осью ординат (осью у).

Плоскость , на которой задана система координат, называется координатной плоскостью.

Показать, как определяется положение точки на координатной плоскости.

Каждой точке М на координатной плоскости соответствует пара чисел : её абсцисса и ордината. Наоборот, каждой паре чисел соответствует одна точка плоскости, для которой эти числа являются координатами.

Координаты точки записывают в скобках А(4;1). При этом абсцисса всегда пишется на первом месте, а ордината – на втором.

Описанная система координат называется прямоугольной. Часто также её называют декартовой системой координат в честь французского философа и математика Рене Декарта. Показ слайдов о Рене Декарте.

8. Беседа с учащимися: Закрепление пройденного на уроке.

- Что означает слово «координата»? Вы слышали или употребляли его в разговорной речи? Рассказ учителя: «Координата» слово греческого происхождения, означает место нахождения кого-либо. Таким образом «система координат» - нечто согласованное, состоящее из частей. Именно о «системе координат» сегодня пойдет речь.

Идея координат зародилась в древности.

Первоначальное их применение связано с астрономией и географией, то есть, с потребностью определять положение светил на небе и определенных объектов на поверхности земли. Следы применения координат были обнаружены еще в Древнем Египте на стенах погребальных камер .

9. Работа по учебнику стр.53. Правило. Даём характеристику точке А(2,5).

Стр. 54 Правило. Как правильно прочитать данные. Рассматриваем и обсуждаем

№ 2, 3, 4 на стр.54. У фигуры № 4 найдите площадь, не считая по клеточкам.

Какие формулы будут нужны? ( формулы на доске) Как нужно расчертить фигуру, чтобы определить её площадь?

S кв. = a a S пр. = a b S тр. = (a b):2

Проверка. Проверим, всё ли понятно было на уроке? Заполним анкету. Можно пользоваться учебником.

Анкета в конце урока.



1. Как называется угол, стороны которого являются координатными лучами? _____________________________________________________________

2. Сколько градусов содержит этот угол? _________________________

3. Что общее в вершине угла? ___________________________________

4. Какой буквой обозначается? __________________________________

5. Как называется одна из сторон координатного луча, которая расположена вертикально? _______________________________________________________________

6. Как называется одна из сторон координатного луча, которая расположена горизонтально ? _________________________________________________

7. Какое число при определении точки называют первым? ____________________

8. Можно ли их поменять местами? _________________________________

9. Как найти координату любой точки? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ответы на анкету.



1. Как называется угол, стороны которого являются координатными лучами? Координатный угол. 2. Сколько градусов содержит этот угол? 90 градусов

3. Что общее в вершине угла? Общее начало.

4. Какой буквой обозначается? О.

5. Как называется одна из сторон координатного луча, которая расположена вертикально?

Ось ординат Оу.

6. Как называется одна из сторон координатного луча, которая расположена горизонтально ? Ось абцисс Ох.

7. Какое число при определении точки называют первым? Сначала Абциссу Ох,

а затем Ординату.

8. Можно ли их поменять местами? Нет, так как получится другая точка.



Проверка

Рефлексия.

Подведение итогов. Вспомните цель, которую вы поставили себе в начале урока.

Всё ли сразу было понятно на уроке?

Как постепенно вы начинали понимать тему?

Что помогло понять тему? Какие выводы вы сделали для себя?



















Подведение итогов. Вспомните цель, которую вы поставили себе в начале урока.

Всё ли сразу было понятно на уроке? Как постепенно вы начинали понимать тему? Что помогло понять тему.

Рефлексия.

Домашнее задание. Стр. 55, №6,7,8.







20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!