Коррекция и развитие познавательных процессов
умственно отсталых школьников
Цель: познакомить с особенностями памяти и мышления у у/о школьников
Память – это форма психического отражения, заключающееся в сохранении и последующим воспроизведением прошлого опыта, действующие в деятельности или возвращение в сферу сознания.
В психологии различают несколько видов памяти. В зависимости от характера материала, который запоминается, память может быть вербальной, образной, эмоциональной. Учитывая то, какой анализатор больше всего задействован в восприятии информации, которая запоминается, выделяют зрительную, слуховую, тактильную и другие виды памяти. С учетом длительности сохранения память разделяется на долговременную, кратковременную и оперативную. Информация может фиксироваться непроизвольно и произвольно.
Кратковременной памятью принято считать такую мнемическую деятельность, которая обеспечивает сохранение материала на малый срок (от нескольких секунд до нескольких минут) после однократного ознакомления с ним.
Долговременная память предполагает сохранение материала на длительный срок, часто при неоднократном его восприятии и использовании специальных приемов заучивания.
Непроизвольное запоминание – это запоминание материала без постановки цели запомнить и без специальных, направленных на это усилий. Непроизвольно может запечатлеться то, что многократно повторяется.
Произвольное запоминание характеризуется, прежде всего, тем, что она направлена на запоминание определенных объектов, связана с тем, что человек ставит перед собой цель запомнить – вспомнить.
Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.
Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности
Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения
Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом
Выпадение определенного материала из деятельности ведет к его забыванию.
Умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.
У умственно отсталых позже, чем у их нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у умственно отсталых выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Как отмечают Л. В. Занков и В. Г. Петрова, слабость памяти умственно отсталых проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения.
Воспроизведение - процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память у умственно отсталых слабо развита.
Слабость мышления, мешающая умственно отсталым детям выделить существенное в подлежащем запоминанию материале, связать между собой отдельные его элементы и отбросить случайные, побочные ассоциации, резко понижает качество их памяти. Исследования показали, что при воспроизведении рассказов умственно отсталые ученики повторяют отдельные слова, фразы из рассказов, но не могут изложить своими словами основной смысл или сюжет.
Запоминание впечатлений внешнего мира принимает иногда ярко выраженную патологическую форму и носит название эйдетической памяти. Дети с такой памятью, отвечая урок, как бы продолжают видеть перед своими глазами страницу учебника, однако не в состоянии передать ее содержание своими словами. Эйдетизм - малораспространенное явление. Среди умственно отсталых случаи эйдетизма, по данным некоторых исследователей, встречаются чаще.
Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. У умственно отсталых чаще, чем у их нормальных сверстников, наступает состояние охранительного торможения.
Учитывая слабость памяти учеников вспомогательной школы, необходимо сначала создать условия для облегчения этого процесса. С этой целью информация подается малыми порциями, задействуется максимально возможное количество анализаторов при восприятии, новый материал связывается с опытом ребенка, организуются разнообразные формы повторения.
Большое значение для точности и прочности запоминания и длительности хранения имеет повторение. Повторение - это воссоздания знаний и умений с целью облегчения их усвоения.
Для качественного запоминания умственно отсталым ученикам нужно значительно больше количества повторений, чем детям с нормальным психическим развитием. Первые воссоздания детей, как отмечалось, характеризуются неточностью, хаотичностью, ошибочными привнесениями. Через стереотипию, что свойственная умственно отсталым, эти ошибки оказываются очень стойкими - длительное время при воссоздании не исправляют их.
Повторяя материал, умственно отсталые дети не проверяются себя, не сосредоточивают внимания на тех местах, которые плохо или неправильно запомнили. Они повторяют весь материал от начала до конца много раз, не выявляя, какая часть материала усвоена лучше, а которая хуже, на запоминание что надо доложить больше усилий. Узнавание дети принимают за запоминание.
Чтобы предотвратить эти недостатки, процесс повторения на этапе "приспособления к дефекту" следует специально организовывать, а "собственно коррекция" сводится к формированию у школьников приемов эффективного повторения (модификация повторения).
Первым условием эффективности повторения является создание разнообразия его способов. Нужно сделать так, чтобы один и тот же материал дети повторяли, выполняя самые разнообразные задания. Изучая какое-то правило правописания, дети должны не только повторять его за учебником, но и добирать самостоятельно соответствующие примеры, находить в тексте слова, написанные по этому правилу; текстовую информацию можно повторять путем перечитывания, складывание плана, поиска ответов на вопрос и тому подобное.
Интересные возможности памяти умственно отсталых учеников были выявлены Ю. Приян. Она предлагала им запомнить и впоследствии воссоздать группы слов, используя при этом разные вспомогательные приемы: классификацию, складывание со словами предложений, обозначения слов с помощью схематических и символических изображений (пиктограмм). Оказалось, что самым производительным является последний способ, который вызывал заинтересованность, стимулировал к творчеству, способствовал активизации мышления и воображения респондентов.
Ученикам предлагали в процессе объяснения новой темы из естественных и гуманитарных учебных дисциплин делать схематические рисунки. Использования этих рисунков во время воссоздания значительно облегчали актуализацию знаний. Пиктограммы исполняли роль внешней опоры, которая способствовала мобилизации деятельности мозга в определенном направлении.
Обучение предметно-практической деятельности направлено на формирование у детей элементарных действий с различными предметами и материалами и является основой обучения элементам художественного творчества, ведения домашнего хозяйства, трудовой допрофессиональной деятельности и другим предметам. Занятия по предметно-практической деятельности проводится преимущественно в индивидуальной форме. В ходе обучения развивается интерес к активной деятельности с предметами, формируются приёмы работы с доступными материалами, предметами и инструментами, которые в дальнейшем могут использоваться на других занятиях.
Существует множество упражнений, методик и игр по развитию памяти умственно отсталых учащихся, мы хотели бы заострить внимание на них.
При организации обучения детей с ослабленной памятью необходимо учитывать следующие направления:
Опора на зрительный и слуховой образ;
Запоминание на основе выделения главного;
Визуализация на основе ярких и несложных таблиц, схем;
Многократное повторение материала и распределение его на части;
Рациональный объем запоминаемой информации;
Эмоциональное богатство передаваемого материала.
Упражнения и приемы, развивающие память
Зрительные игры
1.«Что изменилось?»
2.«Чего не стало?»
3.«Что прибавилось?»
4.«Запомните и назовите».
5. Узнайте буквы по их фрагментам.
6.Найдите отличия в двух картинках.
7. «Копия образца». Дети смотрят и списывают.
Слуховые игры
1.«Прослушайте, запомните, повторите».
2.«Соотнесите картинки».
3.«Прослушайте, запомните, назовите одним словом».
4. «Чего не стало?»
5.«Что прибавилось?»
6.«Что изменилось?»
7.Запомните слова с нужным звуком.
8.Запомните предложения с нужным звуком.
9.Прослушайте стихотворение и запишите по памяти.
10.«Запишите слова». Читается один раз. Запомнить в том же порядке.
11.Исключить четвертое лишнее слово (по звуку или по обобщению).
12.Упражнение на развитие ассоциативной памяти. Демонстрируются картинки, потом прячутся, называются слова. Дети вспоминают картинки. Например, слово - МОЛОКО, а картинка - КОРОВА.
13.Упражнение на развитие смысловой памяти и логического мышления. Детям даются 10 слов, к ним надо подобрать слова, связанные с ними по смыслу. Воспроизвести ряды. Например: даются слова: ЗИМА СОБАКА КОРОВА ЛЕС... дети подобрали: СНЕГ ЛАЕТ МОЛОКО ВОЛК...
14. Упражнения на обобщения и исключения, осложненные заданием на запоминание. Зачитываются две группы слов по пять слов в каждой. Из них четыре слова объединены общим понятием, а одно - лишнее. Детям предлагается исключить лишние слова и запомнить их.
Например: СТУЛ, СТОЛ, ПОЛ, ШКАФ, ПОЛКА. ИВАН, СЕРГЕЙ, ПЕТРОВ, МАКСИМ, ПЕТЯ.
15.Упражнение на развитие мышления, осложненное заданием на запоминание. Записать слова
Ключ: 0123456789
апрниеукод
16.Используя ключ (упр. 17), зашифровать слова: ИДИ, КОРИДОР, ПРИДИ, УКОР и т.д.
17.Упражнение на развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания. Игра «Собираем букет». Первый ученик называет один цветок, второй повторяет и добавляет свой и т.д.
18.Аналогичная игра «Соберем урожай фруктов, овощей».
19.Аналогичная игра со словами на рабочий звук.
20.Упражнение на развитие долгосрочной памяти и логического мышления. После работы над пословицами, не приводя их текста, вспомнить смысл этих пословиц и воспроизвести текст.
21. Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти. Подберите слова-признаки к каждому слову. Запомните подобранные признаки. Например: ВЕТЕР-ОСЕННИЙ, СТУЖА - ЗИМНЯЯ, ТУМАН - ГУСТОЙ и т.д.
22. Упражнение на развитие смысловой памяти. Детям предлагаются шесть слов: СНЕГ, ТЕЛЕНОК, ХОЛОД, ОБЕЗЬЯНА, КОРОВА, БАРАН. Необходимо их запомнить, предварительно образовав из них смысловые пары: ХОЛОД - СНЕГ, ОБЕЗЬЯНА - БАНАН, ТЕЛЕНОК - КОРОВА.
Упражнения для развития тактильной памяти
1.«Чудесный мешочек». Ощупывание и узнавание предметов, букв.
2.«Потрогай руками». Потрогать руками и запомнить ощущения от предмета. Затем показать его: КИРПИЧ, ШЕРСТЬ, ГВОЗДЬ...
3.Ощупывание букв, вырезанных из бархатной или наждачной бумаги. Обведите их пальчиком.
Проведение игр с педагогами.
Игра «Запрещенное движение»
Участники игры повторяют за ведущим все движения, кроме одного «запрещенного» (например, хлопка), кто ошибается, тот садится.
Упражнение от Натальи Грейс
«Римская комната»
Прием на запоминание чего-либо. В качестве «римской комнаты» может быть любое помещение. Сейчас в виде римской комнаты будем использовать автомобиль. Представьте его себе: цвет, модель, размер, все детальки вашего автомобиля.
Ваша задача, я сейчас буду называть продукты, которые необходимо купить в магазине и располагать по автомобилю, раскладывать в багажник, на сиденьях. При чем, чем глупее вы будете это делать , не правильнее, смешнее, тем лучше. Например, скажу «мешок муки», а вы рассыпьте его по сиденью и еще напишите что-то.
Итак, начнем вам надо купить:
1. бочонок липового меда
2. 1 кг муки
3. щетку для лобового стекла
4. резиновую желтую собачку, которая пищит
5. шампунь Elsseff для нормальных волос
6. килограмм помидоров черри
7. золотой гребешок
8. серебряный сундучок
9. 2 белых кафелинки
10. красные сапожки.
Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Эти и аналогичные задания направлены, прежде всего, на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Подобную работу следует проводить в различных вариантах регулярно, так как часто причиной невыполнения учебных заданий является «потеря» условия задачи, неспособность удерживать в памяти заданные действия. Эти задания формируют также сосредоточенность, концентрацию и переключение внимания, навык самоконтроля.
При выполнении данных заданий формируется способность ребенка к установлению логических связей в процессе запоминания, проводится обучение использованию приемов запоминания, развивается способность использовать эти приемы при воспроизведении.
Особенности развития мышления умственно отсталых детей
Мышление - процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением внешнего мира и внутренних переживаний. Целью мышления является приспособление к новым условиям на поведенческом уровне и решение новых задач.
Рассмотрим основные виды мышления. Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Важнейшими операциями мышления являются: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация, классификация и систематизация. Анализ — мысленное расчленение предмета, явления. Синтез - объединение частей, элементов в единое целое. Анализ и синтез — важнейшие мыслительные операции. Анализ дает знание отдельных элементов предмета, явления, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта, явления в целом. Сравнение — установление сходства и различия между объектами. Абстракция — отвлечение от каких-либо признаков явления, предмета. Благодаря абстракции возможно выделение существенных свойств и признаков предметов, явлений. При помощи абстрагирования создаются понятия о длине, высоте, объеме, человеке, природе и т. д. Абстракция лежит в основе обобщения-объединения ряда предметов или явлений по какому-то общему признаку. Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам. Конкретизация — выделение частного из общего. Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.
Проблемы мышления умственно отсталых детей кроются, прежде всего, в свойствах нервных процессов у таких детей. Слабость функций коры головного мозга обуславливает замедленный темп формирования новых условных связей, а также непрочность их в результате возникают проблемы процесса мышления, проблемы начинаются с потребности что-то понять узнать и объяснить и имеют наибольшую проблематичность на стадии анализа и синтеза явлений.
Для мышления умственно отсталых детей характерно:
нарушение всех мыслительных операций (в большей степени обобщение и абстрагирования);
снижение активности мыслительных процессов;
наиболее сохранный вид мышления — наглядно-действенный;
неосознанность и хаотичность действий в процессе решения;
некритичность мышления;
слабая регулирующая роль мышления;
низкая мотивация мыслительной деятельности.
Наглядно-действенное мышление
Наблюдается недоразвитие познавательной стороны практической деятельности. Формируется в процессе познания признаков предметов, простейших отношений между ними.
Нарушена сопровождающая функция речи. Речь представляет собой непроизвольную констатацию конкретного действия или его результата. Не направлена на анализ предмета и не способствует осмыслению учащимися определённых свойств объектов. Возникают трудности на фоне низкого речевого развития. Отдельные краткие высказывания- слова, словосочетания
Итог: Недоразвитие наглядно- действенного мышления. К 6 классу уровень развития сопоставим с уровнем развития ребёнка дошкольного возраста.
Имеются потенциальные возможности совершенствования наглядно-действенного мышления. Интенсивный уровень развития наблюдается между 4 и 6 годом обучения в школе .
Наглядно-образное мышление
Появляется в более поздние сроки
Недоразвитие анализа и синтеза воспринимаемых и представляемых предметов. Внимание привлекают отчетливо выступающие, зрительно воспринимаемые ситуативные признаки
Трудности представления предметов по словесному описанию.
Задачи на сравнение представлений заменяют на изложение какого-либо материала о заданных предметах.
Нуждаются в наглядном образце.
Итог: Уровень мышления ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. Не достигают должного уровня обобщённости.
В условиях школьного обучения развивается полнота мыслительного анализа объектов, совершенствуется приёмы наглядного мышления , повышается роль воображения, обнаруживаются значительные сдвиги в развитии способности к абстракции и обобщению, к конкретно- ситуативным формам мышления.
Словесно-логическое мышление
Недостаточно свободное владение лексическим значением слов - отрицательно влияет на процесс формирования понятий и их использование
Обобщающее значение понятий, существенные их признаки с трудом улавливаются умственно отсталыми школьниками
Механическое заучивание понятий
Затруднения в усвоении причинно-следственных связей, даже самых элементарных
В высказываниях отсутствует последовательность
Существенные связи между понятиями подменяются наглядно-ситуативными или случайными. Суждения малодостоверны.
Итог: У большинства детей даже к концу обучения отмечается существенное недоразвитие этой высшей формы мыслительной деятельности.
При соблюдении специальных методических условий работы работе недостатки понимания и усвоения причинно- следственных зависимостей поддаются коррекции.
Игры и упражнения для развития мышления
“что лишнее”
“опиши словами”
“нравится - не нравится”
“назови одним словом”
“бывает - не бывает”
“отвечаем быстро”
“ сравнение предметов ”
“ отгадывание небылиц ”
“ разложи по порядку ”
“ угадай по описанию ”
“ говори наоборот ”
“ классификация ”
Проведение игры с педагогами
1. Игра на развитие мышления «Что лишнее?»
Просмотр презентации игры.
«Что снаружи, что внутри»
Педагог называет пару предметов, а участники (дети) говорят, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек - деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.
Мышление умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности.
Умственно отсталый ребёнок отличается от нормально развивающего сверстника большой конкретностью мышления и слабостью обобщений.