Поступление ребенка в школу – важный и ответственный момент, как в жизни самого малыша, так и в жизни его родителей. Они сталкиваются с многочисленными трудностями, а если есть проблемы с нарушением звукопроизношения, то в растерянности и те, и другие. Хорошо, когда родители заинтересованы в своевременной помощи своим детям. Работать с ними одно удовольствие, а соответственно будет и результат логопедической работы.
Просмотр содержимого документа
«Коррекция звукопроизношения у младших школьников»
КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Поступление ребенка в школу – важный и ответственный момент, как в жизни самого малыша, так и в жизни его родителей. Они сталкиваются с многочисленными трудностями, а если есть проблемы с нарушением звукопроизношения, то в растерянности и те, и другие. Хорошо, когда родители заинтересованы в своевременной помощи своим детям. Работать с ними одно удовольствие, а соответственно будет и результат логопедической работы. Но практика показывает, что большинство родителей, из-за нехватки времени, пускают эту серьезную проблему на самотек, возлагая все на плечи учителя-логопеда. Подход таких родителей довольно прост, им проще заплатить, лишь бы их не трогали. С такими родителями работать гораздо сложнее, так как поставленные звуки не закрепляются в семье, в результате и процесс постановки, и процесс автоматизации и дифференциации звуков растягивается на длительное время.
На протяжении своей логопедической деятельности при постановке звуков использовала последовательность Т.Б. Филичевой: свистящие, шипящие, соноры. Но в ходе работы искала и другие пути и остановилась на своем: если у ребенка нарушены сразу несколько звуков, то начинаю работать над всеми нарушенными звуками одновременно. Сначала пробую постановку и выясняю, возможно ли поставить тот или иной звук. Затем, закрепляя один звук в речи, работаю над артикуляционным укладом остальных звуков и вызываю следующий.
Большое внимание уделяю первому этапу работы – артикуляционной гимнастике. В своей копилке я собрала множество вариантов:
Карточки с картинками по О.В. Елецкой;
Раздаточные карточки с описанием и выполнением, для вклеивания в тетради детей;
Различные статические и динамические варианты выполнения гимнастики;
В виде сказок о веселом язычке;
Яркие картинки, сопровождающиеся описанием выполнения и стихотворением.
При выполнении артикуляционных упражнений подключаю свою руку и руку ребенка, которые показывают положение органов артикуляции. Артикуляционную гимнастику использую на каждом занятии, даже уже на этапах автоматизации и дифференциации, но уделяю ей чуть меньше времени.
С удовольствием использую в своей работе различные дидактические игры. Например, «Резиночки на пальчиках», в которой находятся иллюстрированы карточки с ладошками и резиночками на них. Вместе с карточками имеются и сами резиночки разных цветов. Дети с удовольствием играют и соревнуются друг с другом. Есть игры «Шпион», «Магазин», «Червяк и змея», направленные на развитие фонематического восприятия, определения количества слогов в слове. Мною лично создан Лепбук – интерактивная папка по автоматизации звука [Р], которую я так же использую на этапах занятий.
Работая над коррекцией правильного звукопроизношения, соблюдаю последовательность всех этапов:
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков. Выработка правильного речевого дыхания;
Постановка звука
Введение звука в открытые и закрытые слоги;
Введение звука в слова (начало, середина, конец слова);
Автоматизация слов с данным звуком в предложениях, чистоговорках, скороговорках, при составлении предложений по картинкам;
Автоматизация звука в самостоятельной речи: в стихах, рассказах, пересказах;
Дифференциация звуков.
На всех этапах параллельно ведется работа по развитию фонематического слуха.