Коррекционно-развивающее занятие.
Цель занятия: развитие познавательной сферы - внимания, памяти, словесно-логического мышления.
Задачи:
Развитие внимания;
Развитие словесно-логического мышления;
Развитие памяти;
Создание благоприятного психологического микроклимата в группе;
Создание условий для развития положительной «Я - концепции»;
Возраст учащихся: 7 - 9 лет (1 – 3 класс)
Продолжительность: 45 минут (1 урок).
Методы и формы работы: упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, мышления; игры на снятие соматического и психического напряжения.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска
Вводная часть
Разминка.
Цель: создание позитивной атмосферы, раскрепощение участников.
Упражнение "Приветствие". Дети разбиваются на пары и по команде инструктора быстро здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, бедро с бедром, спина со спиной, ухо с ухом т.д. Дети могут поменять несколько партнеров.
Инструкция: Знаете ли вы, как здороваются люди? А давайте мы свами сегодня поздороваемся необычным способом. Сейчас я вам покажу! (Вызывается один доброволец, который помогает показывать). Давайте поздороваемся так (пожали друг другу правые руки), а теперь вот так (пожали друг другу левые руки), так (хлопнули своим бедром по бедру партнера) нос с носоми так (повернулись спинами друг к другу и стукнулись попами). Запомнили? Давайте повторим! Сейчас у нас есть 1 минута, чтобы поздороваться со всеми.
Инструкция для детей: Ребята сегодня я снова получила письмо из Страны Размышляндии. Жители этой страны пишут, что им очень понравилось, как вы в прошлый раз выполняли задания. И они снова прислали новые задания, они очень надеются на то, что вы также хорошо справитесь и с этими заданиями. Ну, что выполним все задания?
Упражнение мозговой гимнастики "Зарядись энергией"
Цель: снятие напряжения поясничных мышц, улучшение зрения, нормализация дыхание, повышение концентрации внимания, актуализация кратковременной памяти, развитие логики. Ребята, т.к. нам предстоит плодотворно поработать с различными заданиями, давайте зарядимся с вами Энергией
Встаньте, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Правая стопа развернута носком вправо, левая – вперед, руки на поясе.
Мягко согните правое колено, опираясь всем телом на стопу.
Спину держите прямо и равномерно опускайте корпус вниз.
Сделайте выпад в сторону опорной правой ноги. Голову тоже поверните вправо. Вес тела остается по центру. При этом корпус не должен поворачиваться и смещаться в сторону опорной ноги. Стопы от земли не отрывать!
При правильном выполнении движений вы напрягаете поясницу и чувствуете натяжение внутренней мышцы бедра вытянутой ноги. Следите за тем, чтобы спина оставалась прямой.
Сделайте упражнение 3 раза, потом поменяйте опорную ногу и повторите.
Основная часть
Задание 1.Упражнение. "Анаграмма".
Цель: Развитие словесно-логического мышления
В основе этого упражнения лежат задачи комбинаторного типа, т.е. такие, в которых решение получается в результате создания неких комбинаций. Примером таких комбинаторных задач являются анаграммы - буквосочетания, из которых необходимо составлять осмысленные слова.
Инструкция: "Составьте слова из следующих букв: (Презентация)
Комментарии: Сначала все вместе мы работаем на интерактивной доске составляем слова, а затем каждый учащийся работает индивидуально на листочках.
а) к, о, с а) е, р, о, м а) л, а, н, е, п
б) у, д, б б) ш, а, к, а б) к, ч, а, р, у
в) м, р, и в) а, к, у, р в) ч, а, к, о, с
г) т, о, р г) б, о, н, е г) п, о, г, и, р
д) ы, с, р д) а, с, о, к д) р, о, д, о, г
е) д, м, ы е) д, а, в, о е) к, к, о, а, ш"
1) с, л, у, т 6) ш, у, г, а, р 11) с, б, а, а, к, о
2) ш, а, ф, к 7) е, р, а, з, б, е 12) о, о, р, к, а, в
3) ж, о, а, к, л 8) б, я, я, о, л, н 13) ш, к, к, о, а
4) к, ь, в, а, р, т, о 9) н, о, и, л, м 14) в, ь, я, и, с, н
5) с, л, т, о 10) а, с, в, и, л 15) я, а, ц, з
Задание 2. «Найди десять отличий»(Презентация интерактивных игр)
Цель: Развитие логического мышления и внимания.
Инструкция: Сначала может показаться, что картинки совершенно одинаковые. Приглядитесь и вы поймете, что это не так. Картинки отличаются в десяти местах. Сравнивайте детали, то одного, то другого изображения и вы найдете все 10 отличий.
Задание 3. Упражнение «Запомни и воспроизведи».
Цель: развитие слуховой памяти.
Инструкция: Ребята, нам прислали 10 слов, которые нужно запомнить. Я медленно прочитаю вам слова один раз, а вы запишете в столбик те, что запомнили. Потом мы проверим, как у вас получилось. Всего у вас будет три попытки. Слова каждый раз будут одни и те же. Записывать вы их можете в любом порядке.
Комментарии: После первого прочтения нужно дать детям время для того, чтобы записать все, что они запомнили. Затем необходимо прочитать все слова еще раз и предложить детям взять ручку другого цвета и поставить плюсы рядом с теми словами, которые они запомнили и записали верно. Пример серии слов для запоминания: слон, мир, булка, снег, дом, кошка, осень, счастье, окно, столб.
Задание 4. Упражнение «Слушай и выполняй» (Графический диктант)
Цель. Развитие понимания словесных инструкций и фразовой речи.
Оборудование. Листочки в клеточку.
Описание игры:Нам прислали загадки, но они необычные, чтобы нам решить загадки нужно рисовать отгадки. Педагог зачитывает инструкцию: поставьте ручку на точку проведите 1 клеточку вправо, 2 клеточки вверх, 1 клеточку вправо, 2 клеточки вверх, 3 клеточки вправо, 2 клеточки вниз, 1 клеточку вправо, 2 клеточки вниз, 1 клеточку вправо, 6 клеточек вверх, 1 клеточку вправо,2 клеточки вниз, 1 клеточку вправо, 3 клеточки вверх, 7 клеточек влево, 1 клеточку вверх,1 клеточку влево, 3клеточки вверх, 1 клеточку вправо, 1 клеточку вверх, 4 клеточки вправо, 2 клеточки вверх, 1 клеточку влево, 1 клеточку вниз, 1 клеточку влево, 1 клеточку вверх, 1 клеточку влево, 1 клеточку вниз, 1 клеточку влево, 1 клеточку вверх,1 клеточку влево, 2 вниз, 1 клеточку влево,1 клеточку вниз, 2 клеточки влево, 2 клеточки вниз, 1 клеточку вправо,4 клеточки вниз, 1 клеточку вправо,5 клеточек вниз. Что у нас получилось? (Олень).
Пальчиковая гимнастика “Паучок”
Паучок ходил по ветке, | (Руки скрещены, пальцы каждой руки “бегут”по столу |
А за ним ходили детки. | По предплечью, а затем по плечам обеих .рук) |
Дождик с неба вдруг полил, | (Кисти свободно опущены, выполняемстряхивающие движения) |
Паучков на землю смыл. | хлопок ладонями по столу/коленям) |
Солнце стало пригревать, | (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,пальцы растопырены, качаем руками.) |
Паучок ползет опять, | (Действия аналогичны первоначальным.) |
А за ним ползут все детки, | |
Чтобы погулять по ветке. | (“Паучки” ползают по голове.) |
Следующая загадка:поставьте ручку на точку проведите:2 клеточки вправо, 2 клеточки вверх, 1 клеточку вправо,1 клеточку вверх, 3 клеточки вправо, 2 клеточки вниз, 1 клеточку влево, 1 клеточку вниз,2 клеточки вправо, 6 клеточек вверх,1 клеточку вправо,1 клеточку вверх,1 клеточку вправо,1 клеточку вверх, 1 клеточку вправо,1 клеточку вверх,1 клеточку вправо,1 клеточку вверх,1 клеточку влево, 1 клеточку вниз,1 клеточку влево, 1 клеточку вниз,1 клеточку влево, 1 клеточку вниз ,1 клеточку влево, 1 клеточку вниз ,5 клеточек влево, 2 клеточки вверх, 1 клеточку влево, 1 клеточку вверх,1 клеточку влево,1 клеточку вниз, 1 клеточку влево,1 клеточку вниз,1 клеточку влево,1 клеточку вниз, ,1 клеточку вправо,1 клеточку вниз,2 клеточки вправо,4 клеточки вниз,1 клеточку влево, 1клеточка вниз. Что у нас получилось? (Котенок).
Молодцы ребята и с этим заданием вы справились.
III. Заключительная часть
Подведение итогов:
Упражнение «Оцени свою работу»
- Поднимите в стороны руки те, кто сегодня был внимательным.
- А теперь поднимите обе руки вверх те, кто сегодня был самым внимательным учеником на уроке.
Игра «Быстрая реакция»
- Сейчас я буду быстро зачитывать слова. Ваша задача: слушая, записывать первую букву каждого слова.
-Муха, Овод, Лужа, Огород, Двор, Ель, Цветок.
- Что получилось из букв. Прочитай про себя, теперь хором.
МОЛОДЕЦ