Тема. Гласные и согласные звуки и буквы.
Цель. Закрепление знаний о звуках и буквах
Задачи.
Образовательные:
Уточнить и закрепить правильную артикуляцию звуков;
Совершенствовать умения и навыки дифференциация понятий гласные-согласные звуки и их связь с буквами.
Закреплять знания о графических образах букв.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематические процессы: слух, восприятие, анализ, представления.
Развивать произвольное внимание и наблюдательность
Воспитательные:
Воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала.
Оборудование:
-компьютер с постоянным доступом к Интернет-ресурсам у учащегося и логопеда;
Фишки красного и синего цвета у детей.
Ход занятия:
I Организационный момент.
Логопед: здравствуйте, вы готовы к уроку?
-Скажите, пожалуйста, какой сегодня день недели? А какой месяц наступил?
II. Введение в тему.
в) Посмотрите, на доску. Догадайтесь, что это? Правильно это БУКВЫ.
А какими бывают буквы? (гласные и согласные) Именно про них мы сегодня поговорим, Но прежде, мы выполним упражнения для нашего языка:
г) Артикуляционные упражнения:
Улыбка-трубочка, лопаточка-иголочка, лошадка, индюк.
III Основной этап.
1. Беседа по теме занятия. Послушайте, стишок: О каких звуках в нем говорится?
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны!
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос поёт
-Звук получается ГЛАСНЫЙ.
2. Сказка о согласных звуках.
Жили- были веселые звуки. Они умели петь песни. Их звали А,О,У,Э, Ы,И. А всех вместе называли “ Гласные звуки”. У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам тоже захотелось петь.
- П-п-п- запыхтел звук [п]. Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: “ Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса”.
- К-к-к- закряхтел звук [к[. Кряхтел, кряхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал, ведь ему тоже очень хотелось петь.
-Т-т-т- затукал звук [т]. Тукал, тукал, а спеть песенку не смог. Загоревал и он
Гласные звуки их успокоили:
-Не печальтесь, мы вам поможем, только вы должны стоять рядом с нами. Согласны?
- Согласны! Согласны!- закричали не певучие звуки. Их назвали согласными.
3.Сейчас я буду называть звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь гласный звук А М У Т О С Ы А Р
–Чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные поются, не встречают никаких преград, а согласные мы не можем петь, потому голос встречает преграду – губы и зубы )
Давай, споем гласный звук [А], а теперь послушай другой стишок:
А СОГЛАСНЫЙ звук согласен
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и звенеть,
Но не может песню петь.
О каких звуках в нем говорится? (Согласные)
Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным)
А согласные? (твёрдые согласные синим, а мягкие – зелёным)
IV Физминутка
Сейчас мы немного отдохнем.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли.
V Тренировочные упражнения.
1.Работа с фишками: У тебя есть две фишки. Я буду называть звуки, если гласный, то подними красную фишку, а если согласный – синюю, если мягкий согласный - зелёный
М О П У С Р’ К Р Ы Т Ф Б’ Т’
Ты уже знаешь, что у каждой буквы есть звук. Буквы мы видим, пишем и читаем, а звуки слышим и говорим.
2.Игра: Выдели первые звуки из названий картинок.
Что означает это слово?
Итог занятия:
О чем мы сегодня говорили на занятии? Какие звуки и буквы называют гласными? Какие звуки и буквы называют согласными?