СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция учебной деятельности учащихся начального звена

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная деятельность учащихся начального звена

Просмотр содержимого документа
«Коррекция учебной деятельности учащихся начального звена»





ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА











Преобразования познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики. Специальные исследования показывают, что недостаток работы педагогов с детьми младшего школьного и старшего дошкольного возраста в системе начального обучения нередко тормозят или замедляют процесс развития познавательной сферы у детей. У многих детей к концу младшего школьного возраста недостаточно сформирована познавательная сфера, поэтому от учителей среднего звена часто поступают жалобы, что дети плохо усваивают учебный материал, что у них низко развиты устойчивость и произвольность внимания, память, восприятие, низкий уровень мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации).

Исходя из этого, перед психологами и учителями, работающими с учениками младших классов, встает задача целенаправленного развития познавательных процессов детей. Поэтому в начальной школе в ходе занятий необходимо специально направлять активность ребенка, которая способствует развитию психических процессов памяти, внимания, мышления, воображения, так как они являются фундаментом учебной деятельности и залогом ее успешности. Также нужно помнить, что в реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему, поэтому коррекционно-развивающие программы для детей, имеющих различные недостатки познавательных процессов, должны быть комплексными.

Цель коррекционно-развивающей программы: способствование формированию познавательной активности младших школьников.

Задачи:

1. проследить уровень развития познавательной деятельности.

2. провести коррекцию познавательной сферы.

Основные понятия: диагностика, коррекция, познавательные сферы, развивающие игры, ритуал приветствия/прощания.

Принципы реализации программы: - учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка (должны учитываться темперамент, характер, способности и интересы, мысли, мечты и переживания воспитанников);

- принцип доступности (необходимость соответствия содержания, методов и форм обучения уровню развития воспитанников);

- системность (предполагается, что знания и умения будут неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему);

- единство коррекционных, профилактических и развивающих задач (связь диагностики с коррекцией).

Методы, приёмы и психотехники: арт-терапия, наглядный метод (картинки, карточки), словесный метод (беседа, словесное поощрение), практические (игры, упражнения).

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, меловая доска

Продолжительность работы: 30 минут на каждое занятие

Возраст участников коррекционной программы: 9-10 лет

Корректор: Жумагалиева Гульжан Амантаевна

Участники коррекционной программы: учащиеся 4 «А» класса

Ожидаемый результат: повышение познавательной активности, улучшение успеваемости.

Тематический план

Тема

Время

(мин)

Содержание занятий

Техники


1


«Здравствуй, это Я!»


30

Установление межличностных контактов между участниками группы. Выработка правил группы. Выполнение игр и упражнений, корректирующие объём внимания младших школьников

Игры и упражнения


2


«Мир эмоций. Снятие эмоционального напряжения»


30

Выполнение игр и упражнений, корректирующие эмоции учащихся начального звена.

Игры и упражнения


3


«Научись любить себя»


30

Ритуал приветствия, выполнение упражнений, направленных на коррекцию самооценки.

Игры и упражнения


4


«Всё в моих силах»


30

Рефлексия своего настроения, упражнения, корректирующие самоуверенность учащихся начального звена. Ритуал настроения на конец занятия.

Игры и упражнения


5


«Вместе тесно, а врозь скучно»


30

Ритуал приветствия. Выполнения упражнений, которые направлены на оптимизацию психологического климата учащихся начального звена. Ритуал прощания.


Игры и упражнения


Занятие № 1

Тема занятия: «Здравствуй, это Я!»

Цель: создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми. Знакомство с правилами группы. Диагностика уровня самооценки детей.

Методическое обеспечение: медальоны с изображением сказочных героев, магнитофон, кассета с записью веселой и грустной Музыки, для каждого ребенка лист бумаги с изображением домика и грустные и веселые «лица».

Методы и приёмы: методика диагностики самооценки «Лесенка», социально - психологические игры.

Ход занятия:

I. Вводная часть

1. Ритуал приветствия. Рефлексия своего настроения на начало занятия.

Корректор: «Здравствуйте всем, ребята. Рада вас всех видеть на нашем первом занятии. И для начала я хочу поговорить с вами о том, как обычно приветствуют друг друга люди. Кто из вас может продемонстрировать типичное русское рукопожатие?

Я хотела бы, чтобы вы сейчас придумали смешное приветствие, которое мы будем использовать в ближайшее время. Это рукопожатие должно стать своего рода отличием нашей группы. Сначала выберите себе партнера. Вам предоставляется три минуты, чтобы изобрести, как можно более необычный способ рукопожатия. Это приветствие должно быть достаточно простым, чтобы все легко могли его запомнить, но при этом достаточно смешным, чтобы нам было весело пожимать друг другу руки именно таким способом. Теперь пусть каждая пара покажет придуманное ей приветствие. Нам необходимо выбрать то рукопожатие, которое мы будем с вами использовать на следующей встрече».

II. Основная часть

2. «Лесенка»

Работа с детьми проводится в индивидуальном порядке. Руководитель показывает ребенку изображенную на листе бумаги лесенку (количество ступенек - 7) и предлагает ему поставить себя на одну из ступенек. Далее ребенку предлагается выбрать ступеньку, на которую его поставит мама, папа, учитель, друг (подруга).

3. «Мой сказочный герой»

Детям предлагается рассказать о себе от имени какого - либо сказочного героя (каждый ребенок придумывает себе «псевдоним» сказочного героя, выбирает для себя соответ­ствующий медальон). Во время представления дети могут вспомнить эпизоды из сказок, голоса сказочных героев, отрывки из сказок.

Выработка ритуала приветствия и правил группы: называть друг друга по имени, не обзываться, не драться, не толкаться.

4. «Привет! Ты мне нравишься!»

Все дети сидят в кругу. Один ребенок идет по кругу и дотрагивается до любого ребенка, сидящего в кругу. Они вдвоем начинают бежать по кругу в противо­положные стороны. Когда дети встречаются, они останавливаются, пожимают друг другу руки и говорят: «Привет! Ты мне нравишься, потому что ...!» и придумывают окончание фразы. Первый игрок возвращается в круг, а второй дотрагивается до головы другого играющего и игра продолжается (необходимо, чтобы каждый ребенок принял участие в игре).

5. «Сочиняем сказку»

Руководитель группы начинает историю: «Жили - были...», дети продолжают по кругу. Когда очередь опять доходит до руководителя, он направляет сюжет'истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

6. «Шустрики - мямки»

Руководитель рассказывает детям о том, что люди все разные, не похожие друг на друга. Есть такие, которые не любят шумных игр, громких звуков, любят тихонько играть и чаще одни или с такими же «тихими» ребятами, любят читать в одиночестве и думать о чем - либо интересном. В этом и заключается их особенность. А есть совершенно другие дети: они любят веселые и шумные игры в больших детских компаниях, они много бегают, прыгают, шумят. И нельзя сказать, что они плохие дети, просто они такими родились: шумными и подвижными. Давайте с вами придумаем для таких разных детей шуточные названия. Пусть «шумных» зовут шустрики, а «тихих» - мямлики. Руководитель предлагает детям «разделить» сказочных героев на шустриков и мямликов. Затем детям предлагается подумать, кто же он: шустрик или мямлик (дети анализируют свое поведение). Далее руководитель предлагает детям потанцевать. Под медленную музыку они будут танцевать спокойно - как мямлики, а под быструю и веселую - как шустрики.

«Ручеек по выбору». Общение становится невербально-опосредованным. Это облегчает контакт, особенно на этапе знакомства, снижает напряжение. Эта игра дает возможность судить о симпатиях возникших в группе. Если в предыдущей игре группа разделится пополам (на шустриков и мямликов), то можно предложить детям такой вариант игры: шустрики выбирают для игры в «Ручеек» только мямликов и наоборот.

7. «Сказочные дома»

Предварительно готовится для каждого ребенка персонально лист бумаги формата А4 с изображением домиков. Количество окошек в домике должно соответствовать количеству занятий. Ребенок будет клеить «личико». Занятие понравилось - улыбающееся личико, не понравилось - грустное. Данная рефлексия рассчитана на весь курс коррекционных занятий.

III. Заключительная часть

8. Ритуал прощания. Рефлексия своего настроения на конец занятия.

Корректор: «Наше с вами занятие подошло к концу. Но сейчас я бы хотела провести с вами одно упражнение. Вспомните, как вы вошли в этот зал, сели. Вспомните ритуал знакомства, игры и упражнения, которые были после знакомства… Затем вдохните этот день полностью, со всем его опытом, переживаниями, знаниями, и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было. Молодцы! Спасибо за сегодняшнее занятие, до встречи!»




































Занятие № 2

Тема занятия: «Мир эмоций. Снятие эмоционального напряжения».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Методическое обеспечение: карточки с изображением эмоций, плакат для игры «Сказочные герои», бумага, карандаши, ножницы, текст сказки «Сказка про Чебурашку».

Методы и приёмы: социально - психологические игры, чтение сказки, беседа, рисунок «Мой страшный сон».

Ход занятия:

I. Вводная часть

1. Ритуал приветствия. Рефлексия своего настроения на начало занятия.

Корректор: «Здравствуйте всем! Рада вас видеть на очередном занятии! Давайте выполним наше с вами упражнение. Вспомните приветствие, которое вы придумали на прошлом занятии. Найдите своего партнера и повторите его».

II. Основная часть

2. «Встреча эмоций»

Карточки с изображением эмоций расклады­ваются на две группы (грусть, усталость, веселье, удовольствие и т. д.). Руководитель предлагает детям представить, как встречаются различные эмоции: та, которая нравиться, и та, которая неприятна. Руководитель изображает «хорошую», ребенок «плохую».

3. «Сказочные герои»

Детям демонстрируется плакат с изображением героев сказок, каждый из персонажей отображает определенную эмоцию. Ребенок должен узнать эмоцию, объяснить свое решение и рассказать отчего, по его мнению, сказочный герой весел, злой, грустит и т. д.

4. Чтение сказки «Сказка про Чебурашку»

В данной сказке освещается проблема детских страхов (непосред­ственно страха темноты). Руководитель читает детям сказку.

Вопросы для беседы:

-Расскажи, чего боишься ты?

-Было ли такое, когда ты сильно испугался?

-Преодолел ли ты свой страх?

5. «Чего Я боюсь»

Детям раздают листы бумаги и карандаши. Им предлагается нарисовать то, чего они боятся. После рисования ещё раз поговорить о том, чего же конкретно боится ребенок. Затем необходимо дать детям ножницы и попросить разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие на еще более мелкие. Когда «страх» рассыплется на мелкие кусочки, необходимо показать детям, что собрать его не возможно. Мелкие кусочки бумаги необходимо выбросить в мусорное ведро. Мусор увезут и сожгут, а вместе с ним сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.

6. «Мы хорошие»

Все дети стоят в кругу. Руководитель предлагает всем поднять вверх правую руку, кисть руки сложить в виде ковшика над головой. Такой рукой - «ковшиком» дети гладят себя, опуская руку медленно все ниже и ниже. Затем им предлагается погладить друг друга и громко сказать: «Мы хорошие!». 2. Рефлексия. «Сказочные домики».

7. «Сказочные дома»

Предварительно готовится для каждого ребенка персонально лист бумаги формата А4 с изображением домиков. Количество окошек в домике должно соответствовать количеству занятий. Ребенок будет клеить «личико». Занятие понравилось - улыбающееся личико, не понравилось - грустное. Данная рефлексия рассчитана на весь курс коррекционных занятий.

III. Заключительная часть

8. Ритуал прощания. Рефлексия своего настроения на конец занятия.

Корректор: «Вспомните, как в первый день вы вошли в этот зал, сели. Вспомните ритуал знакомства, занятия, которые были после знакомства… Затем вдохните этот день полностью, со всем его опытом, переживаниями, знаниями, и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было. Затем вспомните, как начинался второй день. Вспомните… (перечисляются все занятия, которые были проведены затренинговый день). Затем вдохните этот день и выдохните…Занятие окончено, всем спасибо, до скорой встречи!»







Занятие № 3

Тема занятия: «Научись любить себя».

Цель: формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.

Материалы и оборудование: текст сказки, магнитофон и кассета с музыкой для релаксации, бумага и карандаши, карточки для игры «Какой я. Выбери», тюбики губной помады.

Методы и приёмы: релаксация по представлению «Здравствуй Я, мой любимый», чтение сказки Г. X. Андерсена «Гадкий утенок», Шарля Перо «Золушка», рисунок «Это я теперь», «Я в будущем», социально-психологические игры.

Ход занятия:

I. Вводная часть

1. Ритуал приветствия. Рефлексия своего настроения на начало занятия. Корректор: «Здравствуйте всем! Рада вас видеть на очередном занятии! Давайте выполним наше с вами упражнение. Вспомните приветствие, которое вы придумали на прошлом занятии. Найдите своего партнера и повторите его».

II. Основная часть

2. «Здравствуй Я, мой любимый»

Корректор: «Устройтесь удобно. Я предлагаю вам отнестись очень ответственно и внимательно к тому, что будет происходить с вами. Закрывайте глазки и слушайте внимательно: «Вот ваши ноги... Поставьте их так, чтобы каждая нога, если бы была живая, могла сказать: «Спасибо, что ты обо мне позаботился». Положите поудобнее правую руку. Каждая рука достойна того, чтобы о ней позаботиться и обратить на нее свое теплое внимание, чтобы она почувствовала эту заботу. И левая рука, твоя левая рука. Пусть она ляжет также спокойно, пусть опустится твоя кисть. И каждый палец почувствует твое внимание, твое тепло, твою заботу. Пройдись по ним. и погладь своим вниманием каждый свой палец. Что ты сейчас чувствуешь на кончике каждого своего пальца? Среднего, четвертого... Активнее работают кровеносные сосуды, чувствуешь, как бьется кровь, чувствуется легкое покалывание. Те же ощущения, отразившись от левой руки, появились в правой, правая рука сразу отозвалась. Я чувствую жизнь в каждом из своих пальцев, биение теплой крови, покалывание. Кисти стали свободными и мягкими. Они просто лежат, отдыхают. Они благодарят меня за заботу о них, а я благодарю их. Я благодарю свои руки свои руки за то, что они сильные, они умелые. Мои руки умеют делать множество чудесных вещей. Они умеют работать, они сильные, они тонкие и нежные. Они бывают очень теплыми и ласковыми. Они умеют принимать тепло, они умеют дарить тепло. Это умеют мои руки, и я эти руки не променяю ни на какие другие. Я люблю их. Спасибо вам, мои руки. Я дышу и чувствую, как воздух входит в меня, я принимаю его. И выдыхаю - воздух выходит из меня. Я рад, что у меня есть эта гармония с миром, то, что я могу принимать в себя воздух - и отпускать его. Дыхание ровное, спокойное, мне дышится легко. И вот луч внимания мягко и тепло скользит по моему лицу. Мягкая кисточка внимания скользит по моему лбу. Сбрасывается напряжение со лба, уходит напряжение с моих глаз. Они отпускаются, расслабляются, отдыхают. Это непросто сделать, так много жизни вокруг них. Но я снимаю все проблемы и отпускаю свои щеки. Пусть отдохнет мое лицо. Как много работает лицо! Глаза смотрят, глаза ищут, глаза говорят, глаза спорят, глаза сопротивляются, глаза любят, глаза дают, глаза живут больше, чем. что - либо другое в моем теле. Это зеркало моей души, это мои самые первые работники. Как много они делают! Спасибо вам! Вы соединяете меня с миром, вы показываете мне небо, вы показываете мне солнце, вы показываете мне весь мир. Мое лицо... мое лицо - самая важная часть меня, визитная карточка моей личности. Мое лицо, которое всегда со мной, которое работает со мной, которое радуется со мной, которое преодолевает со мной все жизненные трудности - и живет со мной дальше. Спасибо тебе, мое лицо! Ты всегда рядам со мной! Мне хорошо с тобой. Спасибо тебе. И мои труженики - ноги. Я всегда забываю о них. Они с утра до вечера носят меня по жизни, ходят, бегают, держат меня. Мы сердимся на них, когда они нас подводят. Мы забываем о том, что они день за днем выполняют самую тяжелую работу, тихо, не ожидая от нас никакой благодарности. Спасибо вам, мои ноги!

И все мое тело - спасибо, что ты есть у меня, что ты даешь мне жизнь, что ты даешь мне возможность быть. Я хочу заботиться о тебе, я люблю тебя. Спасибо, что ты у меня есть. Отдыхай. Вы дышите ровно, спокойно... и возвращаетесь потихоньку сюда. Возвращаетесь в эту комнату. Глубоко вдохните, откройте глаза - и окажитесь здесь».

3. Чтение сказки «Гадкий утенок»

Дети удобно рассаживаются на полу, и руководитель читает им сказку.

Вопросы для беседы:

-Почему никому не нравился Гадкий утенок в начале сказки?

-Что же с ним произошло в конце сказки?

-Чувствовал ли ты себя когда - либо «гадким утенком»?

- Как ты поступал в данной ситуации?

4. «Это я теперь!»

Дети рассаживаются на полу, руководитель предлагает им бумагу и карандаши. Детям предлагается нарисовать самого себя, свой автопортрет. По желанию детей рисунки можно развесить на стенде.

5. «Веселая зарядка»

Руководитель рассказывает, дети показывают." Каждый из вас - хозяин своего тела! Вы - проснувшиеся кошечки, вытягиваете то передние, то задние лапки. Или мы - упавшие на спину божьи коровки? Удастся ли перевернуться без посторонней помощи? А теперь мы - крадущиеся в зарослях тигры. Станем тростником на ветру и возьмем себе его гибкость. А теперь вздохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Еще чуть - чуть и полетим. Тянемся вверх, как жирафы. Попрыгаем как кенгуру, . чтобы стать такими же ловкими и сильными. А теперь мы -маятники. Тяжелые бронзовые маятники в старинных часах. Покачаемся из стороны в сторону - и нам на все хватит времени. А теперь запустим самолет. Крутим его пропеллер изо всей силы. Изогнемся, как лук индейца, и станем такими же упругими. Какая из наших двух ног сегодня выше подпрыгнет - левая или правая? Побей собственный рекорд, присядь на один раз больше, чем вчера. Ты победитель! Весь день станет нашим! Впрочем, можно и не делать зарядку, а ползать целый день, как старая больная черепаха.

6. «Сказочные дома»

Предварительно готовится для каждого ребенка персонально лист бумаги формата А4 с изображением домиков. Количество окошек в домике должно соответствовать количеству занятий. Ребенок будет клеить «личико». Занятие понравилось - улыбающееся личико, не понравилось - грустное. Данная рефлексия рассчитана на весь курс коррекционных занятий.

III. Заключительная часть

7. Ритуал прощания. Рефлексия своего настроения на конец занятия.

Корректор: «Вспомните, как в первый день вы вошли в этот зал, сели. Вспомните ритуал знакомства, занятия, которые были после знакомства… Затем вдохните этот день полностью, со всем его опытом, переживаниями, знаниями, и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было. Затем вспомните, как начинался второй день. Вспомните… (перечисляются все занятия, которые были проведены затренинговый день). Затем вдохните этот день и выдохните…Занятие окончено, всем спасибо, до скорой встречи!»

















Занятие № 4

Тема занятия: «Все в моих силах»

Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств, формирование и закрепление саногенных состояний.

Материалы и оборудование: тексты сказок, серединки и лепестки «цветика-семицветика», бумага и карандаши, одеяло.

Методы и приёмы: чтение сказок, социально - психологические игры, беседа, рисунок «Как мы боремся с трудностями», диагностика уровня самооценки «Лесенка».

Ход занятия:

I. Вводная часть

1. Ритуал приветствия. Рефлексия своего настроения на начало занятия.

Корректор: «Здравствуйте всем! Рада вас видеть на очередном занятии! Давайте выполним наше с вами упражнение. Вспомните приветствие, которое вы придумали на прошлом занятии. Найдите своего партнера и повторите его».

II. Основная часть

2. «Какой Я. Выбери»

Каждому участнику дается карандаш и лист бумаги, разделенный на две части, в правом верхнем углу листа стоит «+», в левом верхнем углу - « - » и следующая инструкция: напиши в-правом столбике под знаком «+» те свои черты характера, интересы и чувства, которые тебе нравятся, а в левом столбике подзнаком « - », те, которые не очень нравятся. После выполнения задания, желающие могут зачитать свой перечень остальной группе.

3. Чтение сказки «Золушка»

Дети удобно рассаживаются на полу, руководитель читает им сказку.

Вопросы для беседы:

-Как жилось Золушке в доме мачехи.

-Какая она была?

-Почему принц выбрал именно Золушку?

- А кем хотите стать вы, когда вырастите?

4. Рисунок «Я в будущем»

Данное упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дает ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах. Дети удобно размещаются по комнате. Им дается следующее задание: нарисовать себя таким, каким видит себя в будущем.

Вопросы для обсуждения:

-Как ты будешь выглядеть?

-Как ты будешь себя чувствовать?

-Какими будут твои отношения с родителями? Братом? Сестрой? С одноклассниками? С друзьями?

5. «Хвасталки»

Дети садятся на полу в круг. Руководитель предла­гает им рассказать друг другу о своих успехах: «Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется сфера, в которой вы можете быть успешны. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха». Детям предлагается подумать о каком - нибудь своем достижении. При этом не имеет значение, большое это достижение или маленькое. Игру начинает руководитель. Он подходит к одному из детей и рассказывает о своих успехах, передавая радость от достигнутого. Ребенок, выслушав, должен сказать: «Я рад за тебя». Затем этот ребенок идет к следующему и рассказывает ему о своем успехе. Тот в свою очередь скажет: «Я рад за тебя». И продолжит игру.

Вопросы для анализа:

-Понравилась ли тебе эта игра?

-Легко ли тебе было говорить о своих успехах?

-Легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми?

6. «Дизайнеры»

Для игры необходимы тюбики губной помады. Каждый ребенок получает по тюбику и ему разрешается подойти к любому участнику и «украсить» его лицо, руки, ноги, но аккуратно. Необходимо следить за тем, чтобы украшали всех, в том числе, и руководителя группы.

7. «Сказочные дома»

Предварительно готовится для каждого ребенка персонально лист бумаги формата А4 с изображением домиков. Количество окошек в домике должно соответствовать количеству занятий. Ребенок будет клеить «личико». Занятие понравилось - улыбающееся личико, не понравилось - грустное. Данная рефлексия рассчитана на весь курс коррекционных занятий.

III. Заключительная часть

7. Ритуал прощания. Рефлексия своего настроения на конец занятия.

Корректор: «Вспомните, как в первый день вы вошли в этот зал, сели. Вспомните ритуал знакомства, занятия, которые были после знакомства… Затем вдохните этот день полностью, со всем его опытом, переживаниями, знаниями, и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было. Затем вспомните, как начинался второй день. Вспомните… (перечисляются все занятия, которые были проведены затренинговый день). Затем вдохните этот день и выдохните…Занятие окончено, всем спасибо, до скорой встречи!»








Занятие № 5.

Тема занятия: «Вместе тесно, а врозь скучно»

Цель: обучение детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, техникам конструктивного решения конфликтов в диаде и группе.

Материалы и оборудование: текст сказки, небольшие подушки.

Методы и приёмы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа.

Ход занятия:

I. Вводная часть

1. Ритуал приветствия. Рефлексия своего настроения на начало занятия.

Корректор: «Здравствуйте всем! Рада вас видеть на очередном занятии! Давайте выполним наше с вами упражнение. Вспомните приветствие, которое вы придумали на прошлом занятии. Найдите своего партнера и повторите его».

II. Основная часть

2. «Рыбаки и рыбки»

Два участника - рыбки. Остальные встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки - это сеть. Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом усердно задевают ее по спине, слегка постукивают по ней, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и | становятся сетью. Процесс смены ролей повторяется. (Движения сети должны быть в меру агрессивными).

3. Чтение сказки «Сказка о маленьком ежике»

В данной сказке освещается проблема «изгоя в группе». Дети удобно устраиваются на полу, руководитель читает им сказку.

Вопросы для беседы:

-Такие Ежики, Белочки, Медвежата и пр. живут среди нас, и мы сами можем оказаться на их месте. Итак, что же мы будем делать, если: ты пришел в новый класс, тебе надо познакомиться с детьми; дети во дворе играют в интересную игру, ты тоже хотел бы играть с ними, присоединись к ним.

-Что бы ты посоветовал Ежику, чтобы над ним не смеялись?

4. «Цветик - семицветик»

Дети рассаживаются на полу в кружок, каждому раздается серединка цветка. Один ребенок садится в центр круга, другие дети по очереди говорят о нем что-то хорошее, хвалят, затем берут в руки один из лепестков (лепестки могут быть одного цвета или разноцветные) и отдают сидящему в кругу. Так у каждого ребенка, которого «похвалили», получается цветок с количеством лепестков равным числу участников группы. В центре круга должен посидеть каждый ребенок.

5. «Кораблик»

Для игры необходимо одеяло - это корабль, красивый парусник. Дети - матросы. Один ребенок - капитан. Он должен быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен громким голосом дать матросам команду «Бросить якорь!» или «Стоп, машина!», или «Всех наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде: «Буря!» качка усиливается. Как только капитан громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану жмут руку и хвалят его (дети меняются).

6. «Сказочные дома»

Предварительно готовится для каждого ребенка персонально лист бумаги формата А4 с изображением домиков. Количество окошек в домике должно соответствовать количеству занятий. Ребенок будет клеить «личико». Занятие понравилось - улыбающееся личико, не понравилось - грустное. Данная рефлексия рассчитана на весь курс коррекционных занятий.

III. Заключительная часть

7. Ритуал прощания. Рефлексия своего настроения на конец занятия.

Корректор: «Вспомните, как в первый день вы вошли в этот зал, сели. Вспомните ритуал знакомства, занятия, которые были после знакомства… Затем вдохните этот день полностью, со всем его опытом, переживаниями, знаниями, и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было. Затем вспомните, как начинался второй день. Вспомните… (перечисляются все занятия, которые были проведены затренинговый день). Затем вдохните этот день и выдохните…Занятие окончено, всем спасибо, до скорой встречи!»

Список использованной литературы и источников:

1. Интернет-ресурсы;

2. «Сборник психологических игр и упражнений» (автор книги: Фетискин Н.П.);

3. «Коррекционная работа по развитию познавательной сферы» (авторы: Е.Речицкая, Т.Гущина);

4. «Нарушения эмоций и их коррекция у детей» (автор:Н. В. Серябрякова);

5. «Социальная адаптация» (авторы книги: Л. Давидович, Т. Резниченко, Ж. Антипова)