Креативные методы обучения
Креативные методы обучения ориентированы на создание учениками субъективно нового для них результата – образовательного продукта. Обучение происходит в ходе творческой деятельности учеников.
1. Метод вопрошания
Первый и самый главный принцип творческого учителя: «Всё, что хочешь сказать, сначала спроси!». Если задавать ученикам вопросы, это будет способствовать их активности, а иногда и сэкономит время учителя, особенно в тех случаях, когда детям уже известно то, что он хотел им рассказать…
Но, главная сила вопроса – запуск познавательного процесса.
А.Д.Король разработал метод обратного диалога, когда активность в вопрошании передаётся ученику, а не учителю. Задавая вопросы, ученик учится не только их формулированию, он осваивает познаваемый объект, развивает диалоговые компетентности.
2. Метод придумывания
– это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определённых умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приёмов:
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменённого объекта.
3. Метод «Если бы…»
Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-либо изменится, например: увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или сами слова; все объёмные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т.д.
Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь всего со всем в нём, фундаментальные основы различных наук.
4. Сделай по-своему
Предложить ученику по-своему выполнить то, что ему или учителю уже известно:
а) придумать обозначение числа, звука, буквы;
б) дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению;
в) сформулировать грамматическое правило, математическую закономерность, способ изготовления поделки и т.д.
5. Метод создания образа
Придумать и изобразить образ – рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный с помощью соответствующих этому образу средств.
6. Метод образной картины
Метод образной картины воссоздаёт такое состояние ученика, когда восприятие и понимание изучаемого объекта сливаются, происходит его целостное, нерасчлененное видение. В результате у ученика возникает образная картина цветка, дерева, облака, Земли или всего Космоса.
Поскольку человеку очень важно уметь создавать и передавать целостный образ познаваемого объекта, ученикам предлагается изобразить, например, свою картину природы или всего мира, т.е. выразить с помощью рисунков, символов, ключевых терминов фундаментальные основы природы, связи между ними.
Каждый ученик во время такой работы не только мыслит различными масштабами, соотносит свои знания из разных областей науки, но и чувствует, ощущает смысл изображаемой реальности.
Предлагая такое задание 2 – 3 раза в год, можно оценить изменения в картинах мира учащихся, внести необходимые коррективы в процесс обучения.
7. Метод случайных ассоциаций
Метод применяется для генерации новых идей, связанных с изменением объекта, с улучшением его свойств, решением проблем. Суть метода состоит в опоре на случайные ассоциации, возникающие по отношению к названию объекта, его функциям.
Например, со словом «гвоздь» могут быть связаны следующие рождающиеся ассоциации: «молоток», «удар», «боксёр», «чемпион», «фруктовый сок», «моторное масло», «уменьшение трения», «смазывание гвоздя перед забиванием».
8. Метод гиперболизации
Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, самое малое число; изображаются инопланетяне с большими головами или малыми ногами; приготавливается самый сладкий чай или очень солёный огурец.
Стартовый эффект подобным воображениям могут придать «Рекорды Гиннеса», находящиеся на грани выхода из реальности в фантазию.
9. Метод агглютинации
Ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить, например: горячий снег, вершину пропасти, объём пустоты, сладкую соль, чёрный свет, силу слабости, бегающее дерево, летающего медведя, мяукающую собаку.
10. «Мозговой штурм» (А.Ф.Осборн)
Основная задача метода – сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Начинается штурм с разминки – быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Затем ещё раз уточняется поставленная задача, напоминаются правила обсуждения, и – старт.
Каждый может высказать свои идеи, дополнять и уточнять. К группам прикрепляется эксперт, задача которого – фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. «Штурм» длится 10 – 15 минут. Для «штурма» предлагаются вопросы, требующие нетрадиционного решения. Например: Как определить длину медной проволоки, намотанной на катушку, не разматывая её? Каким образом определить без компаса, есть ли у незнакомой планеты, магнитное поле или нет. Не прибегая к дополнительному освещению, предложите способ видения предметов под водой.
Работа ведётся в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр-идей. Генерация идей происходит в группах по определённым правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Всячески поощряются реплики, шутки, непринуждённая обстановка. Затем, полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контр-идеями.
Примеры заданий для «мозгового штурма»:
ГЕОМЕТРИЯ. Предложите способы определения высоты высотного здания простыми средствами, то есть без сложных приборов. (Мозговой штурм может использоваться в качестве введения в тему «Подобные треугольники»).
ЛИТЕРАТУРА. Предложите идею оригинального памятника Мцыри. (Обсуждение идей позволяет ещё раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни).
ФИЗКУЛЬТУРА. Какими способами может человек без помощи предметов перепрыгнуть через планку? (Ответы используются учителем для анализа техники прыжков, рассказа о том, какие методы реально применяются и как называются).
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ. Предложите модели одежды без ниток и клея.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. На улице дождь. Вы входите в помещение, закрываете зонтик и вдруг видите, что человек попал под электрический ток. Каковы должны быть действия в такой ситуации? (Наработанные предложения, в том числе ошибочные, используются для дальнейшего анализа ситуации и раскрытия темы учителем).
ЭКОНОМИКА. Придумайте новый вид товара или услуги, который бы пользовался широким спросом покупателей независимо от пола и возраста.
11. Метод проектов
Основная ценность метода проектов состоит в том, что он ориентирует учеников не на простое изучение темы, а на создание конкретного образовательного продукта. Школьники индивидуально или по группам за определённое время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача – решить научную, техническую или иную проблему или задачу.
Образовательный проект предусматривает комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев.
12. Метод дистанционных проектов
Широкое распространение получают дистанционные образовательные проекты, в которых участвуют школьники из разных школ, городов, стран.
13. Метод синектики (Дж. Гордон)
– базируется на методе мозгового штурма, различного вида аналогий (словесной, образной, личной), инверсии, ассоциаций и др. Вначале обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются и отсеиваются первые решения, генерируются и развиваются аналогии, использование аналогий для понимания проблемы, выбираются альтернативы, ищутся новые аналогии, возвращаются к проблеме.
В синектике широко используются аналогии – прямые, субъективные, символические, фантастические.
14. Метод морфологического ящика (Ф.Цвики)
Этот метод называют также методом многомерных матриц.
Нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей происходит путём составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов.
Анализ признаков и связей, получаемых из различных комбинаций элементов (устройств, процессов, идей), применяется как для выявления проблем, так и для поиска новых идей.
15. Метод инверсии
– это метод обращений. Когда стереотипные приёмы оказываются бесплодными, применяется принципиально противоположная альтернатива решения. Например, прочность изделия пытаются увеличить через увеличение его массы, а эффективным оказывается обратное решение – изготовление полого изделия. Или, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри. К.Э.Циолковский «придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и пускающую вместо ядер газы…».
16. Метод разнонаучного видения
Изучение объекта с позиций разных наук и социальных практик позволяет найти новые грани проблемы и способы её решения. Например, организуется одновременная работа с разными способами исследования одного и того же объекта, для этого применяются методы разных наук – естественнонаучные, гуманитарные, социологические.
Разнонаучные способы деятельности и полученные результаты создают образовательное пространство, внутри которого ученики могут обнаруживать много нового.
Примеры заданий, с помощью которых реализуется данный метод: «Выясните, что есть общего в цвете и музыке (в числах и геометрических фигурах)»; «Опишите один и тот же цветок глазами естествоиспытателя, филолога, экономиста, дизайнера, воспитательницы детского сада, туриста и т.д.».
17. «Проживание» истории
«Проживание» исторических событий и явлений в одной из образовательных областей: рождения речи, рождения письменности, изготовления берестяных грамот; создания десятеричной системы счисления, грамматических правил; появления революций и других исторических событий, изобретения колеса, пороха; развития растения, животного, человека, других организмов.
18. «Восстановление» истории
Выяснение причин сложившейся ситуации, например:
«Объясните причины применения десятеричной системы счисления для измерения расстояний, а двенадцатеричной – при измерении времени»;
«Объясните графическую форму букв (цифр, нот), их взаимосвязь и последовательность».
19. Метод разных жанров
Создать словесный продукт в различных формах и жанрах: интервью, реклама, деловые диалоги и т.п.
20. Метод изобретений
Изобретать можно не только вечный двигатель или какие-то основательные приспособления. Метод изобретения уместен при изучении любых учебных вопросов и тем. Его можно применять на каждом уроке по отношению практически к любому понятию, явлению, устройству.
Примеры: изобретение букв, цифр, других знаков, символов. Технические приспособления, приборы и устройства. Социальные, экологические, научные проекты. Изобретение законов, например: «Сформулируйте закон отталкивания в природе». Изобретение величин: «В физике известна сила тяжести. А может ли существовать сила лёгкости?».
21. Метод сочинительства
Сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, рифму, стихотворение, сюжет, роль, песню, очерк, трактат.
Метод подкрепляется алгоритмами сочинительства.
22. Метод составления
Составлять – тоже творчество. Задания: составить словарь, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, своё задание для других учеников, сборник своих задач, программу концерта.
23. Метод изготовления
Изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм.
24. Метод создания учебного пособия
Разработать свои учебные пособия (прописи, компьютерные программы, алгоритмы решения задач, памятки).
Провести урок в роли учителя.
Литература:
Хуторской А.В. 55 методов творческого обучения: Методическое пособие. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 42 с.