Технология проблемного обучения.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить».
А. Дистервег
Согласно Виталию Александровичу Сластенину, педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Владимир Павлович Беспалько определяет педагогическую технологию как содержательную технику реализации учебного процесса. Борис Тимофеевич Лихачев называет педагогической технологией совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Другими словами, педагогическая технология – это педагогическое искусство, содержащие в себе особые приемы и навыки; это педагогическое мастерство, приобретаемое с многолетним опытом работы с детьми.
Известно, что педагогические технологии классифицируют по типу управления познавательной деятельности, по уровню применения, по организационным формам и т.д. На мой взгляд, в учебном процессе педагог должен использовать не одну технологию, а умело сочетать различные формы и методы, соответствующие разным педагогическим технологиям. К примеру, программированное обучение необходимо не только для внедрения в учебный процесс новейших информационных технологий, но и для развития творческого подхода (создание презентаций, проектов и т.д.) и аналитического мышления учащихся (работа с таблицами и графиками в Excel, написание программ для расчета физических задач). Также я считаю, что личностно-ориентированное обучение является основополагающей педагогической технологией, поскольку очень важно на уроках не только развивать коммуникабельные навыки обучающихся путем работы в группах, но и находить индивидуальный подход, развивать личность, прививать ценности и формировать определенную жизненную позицию. В физике большое место занимают здоровьесберегающие технологии.
Как преподаватель физики я могу отметить целесообразность применения проблемного обучения в данном предмете. Проблемное обучение представляет собой организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно – представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Исаак Яковлевич Лернер, один из основоположников данной технологии, выделял основные этапы проблемного обучения, а именно: систематическая организация учебной проблемы, процесс включения учащихся в процесс решения проблемы, оказание помощи со стороны учителя и, наконец, контроль решения и закрепления приобретенных знаний. Учебная проблема, или проблемная ситуация представляет собой познавательную задачу, содержащую в себе противоречие. К учебной проблеме предъявляются определенные требования, одним из которых является противоречие. Именно благодаря противоречию, заключающемуся в отличии уже имеющихся знаний от предъявляемых требований, происходит
1
формирование творческого мышления, инициативы и интереса к предмету. На мой взгляд, такая педагогическая технология весьма эффективна на уроках физики, основой большинства которых является эксперимент. К примеру, для вывода основных физических законов эффективно поставить определенную проблему перед учащимися, требующую не только наличия знаний, но и умения применять их в новой незнакомой ситуации.
Проблемное обучение позволяет не только развивать самостоятельность, но и формировать у обучающихся умение организовывать свою деятельность. Это умение является значимым, поскольку, согласно Федеральному Государственному Стандарту Образования, задача учителя – научить учиться. Для разрешения поставленной преподавателем образовательной задачи учащимся необходимо не только систематизировать и обобщить полученные раннее знания, но и распланировать свою дальнейшую деятельность, опираясь на поставленную цель, получить решение проблемы и сравнить его с эталоном, другими словами, произвести самоконтроль. Также самостоятельная работа формирует у обучающихся целеустремленность, самоорганизованность, повышает их мотивацию и интерес к учебной деятельности. Конечно, вышеупомянутые навыки приобретаются учащимися не сразу, а по истечении определенного времени и опыта решения образовательных задач. Стоит отметить, что проблемное обучение является отличным средством для развития творческого подхода к учебной деятельности. В процессе решения учебной проблемы происходит овладение творческой деятельностью, творческое усвоение знаний и формирование активной творчески мыслящей личности.
В своей педагогической деятельности я использую такие методы обучения, как проблемно-поисковый, исследовательский, частично-поисковый. Таким образом, мною выбрана такая педагогическая технология, как проблемное обучение. Причины выбора таковы:
Во-первых, проблемное обучение помогает развивать самостоятельность у учащихся при решении образовательных задач, развивать умение организовать свою деятельность для решения поставленной задачи, осуществлять контроль и самоконтроль.
Во-вторых, поиск решения проблемы способствует активной деятельности учащихся, что формирует творческое мышление, креативный подход и развитие индивидуальности.
В-третьих, образовательные задачи, используемые в физике, сравнение и аналогия опираются на жизненный опыт учащихся, что позволяет повысить учебную мотивацию и интерес к данному предмету.