Костанайский гуманитарный колледж доклад Креативные методы обучения Подготовил: преподаватель Ахметов Ж.М. Креативные методы обучения (созидательный, творческий) Методическая тема: «Подготовка конкурентно- способной личности, способной к быстрой адаптации в условиях, постоянно изменяющегося мира» В отечественной педагогике сегодня активно обсуждается проблема воспитания компетентного человека и компетентностного обучения. Круг компетентностей, которым следует учить сегодняшних студентов, не определен окончательно, как и само понятие «компетентность». Современное общество нуждается в образованных, мобильных, самостоятельных молодых профессионалах, которые не только обладают знаниями, но и умеют применять их в своей практической деятельности. И поэтому на первое место по значимости поставим навык практического применения знаний. Все мы не раз слышали из уст детей (а зачастую и родителей): «Да зачем мне нужно изучать историю, я не буду учителем, мне это в жизни не пригодиться. Вы лучше научите меня работать в турфирме, зарабатывать деньги». И действительно, если ученик после изучения некоторого школьного курса может применять выработанные умения и полученные знания по данному предмету в своей жизни, т.е. решать возникающие проблемы, то его можно считать компетентным в этой области. Только живём мы в стремительно меняющемся мире, и сложно предсказать какие программные продукты будут нужны нынешнему студенту в надвигающейся на него «взрослой» жизни. А поэтому основное внимание при изучении любых тем нужно уделять развитию таких качеств, как способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и, собственно, жизнедеятельности, необходимо применять креативные методы обучения. Они обеспечивают ученикам возможность создания личных образовательных продуктов. При этом познание происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Поэтому представляю некоторые методы применяемые на практике: Метод развития критического мышления - Современная образовательная концепция считает развитие мышления, особенно развитие таких его качеств, как независимость и критичность, основной целью умственного развития учащихся, и достижение этих целей является основной задачей учебно-воспитательного процесса. Формирование мыслительных операций составляет главную линию развития мышления, особенно развития качеств критичности. Критичность мышления, в основном, ориентируется на раскрытие противоречий, нелогичности в высказываниях человека. Критичность мышления выражается: а) в проверке и оценке человеком мыслей, фактов, гипотез, а также своих рассуждений и мнений; б) в нахождении человеком несоответствий, противоречий в объектах познания, в своих суждениях, в рассмотрении причин и условий их появления, в исправлении ошибок. Активные учебные методы осуществляются посредством гуманистических и демократических управленческих методов класса. Использование педагогом стиля демократического общения и руководства дает толчок развитию критического мышления у учащихся. Так, владение учащимся возможностью выразить независимое мнение, выразить свое отношение, право не соглашаться с мнением педагога, помогают в становлении у него особенностей критичности мышления. Напротив, использование учителем стиля авторитарного или автократического общения или руководства становится причиной возникновения конформистской атмосферы в классе, а это становится препятствием в развитии качеств критичности мышления у учащихся. Активные (интерактивные) методы обучения, используемые в современных учебных заведениях, открывают широкие возможности для развития качеств критичности мышления у учащихся. Для этой цели используются такие активные методы обучения, как работа с коллективом, работа с группами, работа с парами, индивидуальная работа, мозговая атака, кластер (разветвление), ролевые игры, дебаты, выведение понятий, словесные ассоциации, подготовка проекта. Проведенные в школе и колледже мною экспериментальные исследования по проблеме внедрения в учебный процесс (на уроках истории) интерактивных методов показали, что у учеников формируются следующие навыки и умения: – умственная деятельность, т.е. то, что требует мыслительных усилий, а именно: выдвижение идей, осмысление проблемы, целеполагание, умение сформулировать проблему, выдвижение гипотезы, выбор обоснованного пути решения проблемы, методов здесь и средств, планирование самостоятельных поступков, самоанализ и рефлексия;– умение презентировать (преподносить) решенную проблему, т.е. подготовка письменного и устного отчета о проделанной работе, наглядное представление итогов деятельности, причем с обоснованием средств и форм, подготовкой наглядных средств;– коммуникативность как средство общения: умение слушать других, самовыражение, сотрудничество с другими членами группы, умение прийти к консенсусу (нахождение консервативного или либерального вариантов);– деятельность поискового плана: умение найти необходимую информацию в исторических документах, контекстный поиск;– ориентированность на информацию: ее структурирование, прием и передача, преподношение в определенной форме, поиск и сохранение в упорядоченной форме (отметим, что в педагогическом эксперименте участвовали (5-11 классы и студенты 2 курсов) Выводы. Считаю, что в деле развития культуры критического мышления у учащихся в процессе обучения должны быть учтены возрастные и половые особенности, потребности и мотивационная сфера, а также нельзя сбрасывать со счетов ведущую деятельность. Кроме того, критическое мышление должно быть осуществлено в пределах возможностей каждой дисциплины. По каждой дисциплине на основе совместного сотрудничества педагогов и методистов должны быть определены возможности и пути развития критического мышления. Метод представления – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определённых умственных действий. Метод «Что будет, если ...». Ученикам предлагается составить описание о том, что произойдёт, если в мире что-либо изменится, например: в истории, человек будет знать своё будущее; если не произошли бы мировые войны; человек научиться выполнять вычислительные операции с такой же скоростью как компьютер и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять взаимосвязь объектов реального мира, фундаментальные основы различных наук. «Мозговой штурм» Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Начинается штурм с разминки – быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Затем еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются правила обсуждения, и – старт. Каждый может высказать свои идеи, дополнять и уточнять. К группам прикрепляется эксперт, задача которого – фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. «Штурм» длится 10-15 минут. Для «штурма» предлагаются вопросы, требующие нетрадиционного решения. Например, при изучении исторических событий, можно сформулировать следующий вопрос «Как определить, кто является самым выдающимся человеком?». Работа ведётся в следующих группах: выдвижения идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, выдвижения контр-идей. Выдвижения идей происходит в группах по определённым правилам. На этом этапе любая критика запрещена. Всячески поощряются реплики, шутки, непринуждённая обстановка. Затем, полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями. Метод случайных ассоциаций. Метод применяется для генерации новых идей, связанных с изменением объекта, с улучшением его свойств, решением проблем. Суть метода состоит в опоре на случайные ассоциации, возникающие по отношению к названию объекта, его функциям. Например, со словом «Античность» могут быть связаны следующие рождающиеся ассоциации: «Греция», «мифы», «олимпийские игры», «боги», «Колизей», «гладиаторы», «Гомер», «Троя», «Спарта». Метод разнонаучного видения. Изучение объекта с позиций разных наук и социальных практик позволяет найти новые грани проблемы и способы ее решения. Например, организуется одновременная работа с разными способами исследования одного и того же объекта, для этого применяются методы разных наук – естественнонаучные, гуманитарные, социологические. Разнонаучные способы деятельности и полученные результаты создают объемное пространство, внутри которого обнаруживается много нового. Задания, с помощью которых реализуется данный метод: Например «зарождение мировых религий?» с точки зрения: культурологии, истории и философии. Метод рефлексии (осознание деятельности). Это, пожалуй, главный метод обучения творчеству. Дело в том, что действительно образовательным результатом обучения является только тот, который осознан учеником. Если же ученик не понимает, что он делал и чему научился, не может вразумительно сформулировать способы своей деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные результаты, то его образовательный результат находится в скрытом, неявном виде, что не позволяет использовать его в целях дальнейшего образования. В данном случае нужно ставить четкие триединые цели и следовать им в процессе всего урока. О том, чему надо обучать школьников — издаётся множество программ, учебников и рекомендаций по каждому предмету. А вот как это делать, какими методами развивать детские способности, их познавательные, творческие и общеучебные умения, — такой литературы всё еще крайне мало. Между тем, метод обучения – более сильное средство, чем содержание обучения. Спросите выпускников школы о том, что им запомнилось больше: чему их обучали или как это происходило? Именно методы деятельности имеют более универсальный общечеловеческий характер, поскольку их можно переносить в различные сферы образования. Применяемый метод всегда относится непосредственно к действиям ученика, тогда как содержание изучаемого предмета может оставаться отчужденным от его реальной жизни. |